Владимир Довгань: Я терплю поражения вновь и вновь, и поэтому я - чемпион
Почему шестнадцатилетний «Лексус» обогнал столетний «Мерседес», что важнее — инновации или корпоративный дух, кто сейчас владеет миром, — рассказывает предприниматель, писатель и бизнестренер Владимир Довгань.
Владимир Довгань, один из ведущих тренеров успеха в России. Через его мастерклассы прошло более 300 тысяч человек. Автор многих запатентованных уникальных методик. Его стратегия, объединение тысячелетнего опыта Востока и самых современных открытий в области психологии. Автор 16 книг, общий тираж, которых составил более 3 миллионов экземпляров. Владимир посвятил более 15 лет поиску и изучению техник развивающих сверхспособности человека.
Владимир Довгань, один из ведущих тренеров успеха в России. Через его мастерклассы прошло более 300 тысяч человек. Автор многих запатентованных уникальных методик. Его стратегия, объединение тысячелетнего опыта Востока и самых современных открытий в области психологии. Автор 16 книг, общий тираж, которых составил более 3 миллионов экземпляров. Владимир посвятил более 15 лет поиску и изучению техник развивающих сверхспособности человека.
Если бы пришлось все начать сначала, как бы Вы организовали стремительный взлет поновому?
— Я сторонник выбора быстроразвивающейся новой индустрии. Сегодня одна из самых перспективных новых областей — это индустрия развлечений, энтертеймента.
Все больше на земле людей держат в руках экраны — будь то смартфоны, компьютеры или телевизоры. С каждым годом растет их количество и возможности передачи на эти устройства любых сигналов. Совершенно очевидно, Интернет скоро станет быстрей в тысячу раз. А вот количество производителей контента не растет. Образуется некий вакуум. Я не рассматриваю нашу страну, потому что в современном мире начинающим предпринимателям нельзя ограничивать свои амбиции территорией России. Если б мы жили в Америке, можно было концентрироваться только на американском рынке, который составляет 41% от мирового. Наш же рынок, российский, всего 1–1,5%, и то сырьевой.
Поэтому я бы, не задумываясь, создал компанию по производству развлекательного контента, будь то игры, анимация, новые формы интернетпередач, развлечений. Рынок этот огромен, приведу только одну цифру: небольшая Япония продает в год анимации на 8,5 млрд долларов. Также хочу обратить ваше внимание на прекрасный успех наших российских аниматоров, создавших сериал «Смешарики». Уже сегодня его смотрят в разных странах. Современная мудрость гласит: кто владеет контентом, тот владеет миром.
Именно сейчас развернулась беспрецедентная глобальная борьба идей — борьба за внимание человека. И эта борьба будет усиливаться. А захватив внимание человека, монетизировать это в финансовый капитал уже не сложно.
Ошибки — наше богатство. Какие ошибки в бизнесе научили Вас новому и сделали мудрей?
— Всетаки мы стремимся к богатству, а не к ошибкам. Но других путей научиться нет. Какие ошибки меня сделали умнее? Абсолютно все. Ошибки научили меня планировать, научили думать, разбираться в людях. Все мое бизнесобразование — это ошибки. Все мои учителя абсолютно по любому вопросу — это ошибки, поражения, падения.
К сожалению, современная школа, особенно российская, в массовом своем выражении, на протяжении 10–11 лет внушает школьникам, что ошибка — это плохо, эксперимент — это плохо. Нас с детства приучают к тому, чтобы мы не ошибались, ошибся — получил двойку, презрение, позор, боль.
Не ошибся, повторил, как попугайчик все, что от тебя требуют — получил пятерку, погладили по головке, дали конфетку. В течение 10–11 лет нас дрессируют, как собачек Павлова, и мы боимся делать ошибки. Вот это самое страшное.
Я хочу рассказать о формуле успеха одного из величайших спортсменов, обладателя полумиллиардного состояния, баскетболиста Майкла Джордана: «За свою спортивную карьеру я промахнулся более десяти тысяч раз, я проиграл более двухсот игр, в двадцати семи случаях команда доверила мне сделать заключительный бросок, чтобы мы выиграли... и я промахнулся. Я терплю поражения вновь и вновь, и поэтому я — чемпион».
Что категорически не рекомендуется делать в бизнесе?
— В бизнесе категорически не рекомендуется жить без мечты. Жить без миссии. Мечта — это чертеж нашего будущего, источник энергии, наш учитель, она нас учит, какие книги читать, с кем дружить, чтобы добиться ее. Мечта — это яркий маяк в ночном бушующем океане жизни. Не зря мудрость говорит: «Человек умирает тогда, когда умирает его мечта».
Вас предавали? Как быть в таких ситуациях?
— Меня много раз предавали, обворовывали, на меня много раз клеветали. Нужно понять простую вещь — это нормально. Это не то, к чему мы стремимся и чего мы желаем, но если ты хочешь иметь команду, партнеров, друзей, ты должен быть готов к тому, что тебя будут предавать, обманывать и обворовывать.
Я глубоко убежден, что из десяти человек, с которыми ты начинаешь работать, девять какимто образом тебя подведут. И очень крепко подведут. Но десятый будет твоим другом и партнером на всю жизнь.
И поэтому, несмотря на то, что нас предают, хотя к этому привыкнуть нельзя и лекарства от этого нет, нужно все равно доверять людям. Нельзя к незнакомому человеку идти с пистолетом в кармане и с адвокатом, сразу видя в нем негодяя, вора, преступника. Если так смотреть на людей, жизнь превратится в ад. Я понимаю, что по уровню обмана, жестокости, беспределу мы идем, наверное, впереди всех развитых стран, но все равно порядочных, честных, светлых людей больше. В этом я абсолютно уверен.
Японский кайдзен довел до блеска качество процесса, но в то же время европейские компании вырвались вперед в инновациях, невзирая на несовершенство в работе сегодня, и многие преуспели. Где золотая середина в процессе совершенствования технологий и инновационного развития?
— Я думаю, если говорить об инновациях, то они свойственны скорее американским компаниям, потому что вся экономика, все законодательство Америки заточено под предпринимательство, под открытие новых возможностей.
Когда мы говорим о японском подходе к делу, нужно отметить очень важную деталь: причина фантастического японского качества не в какойто системе с какимто названием, а в справедливости.
Я приведу пример из автомобилестроения. Рассмотрим четыре страны: Россию, США, Германию и Японию. Самая большая несправедливость по отношению к работникам наблюдается в России. По расслоению, по пропасти между очень богатыми и бедными мы сегодня на первом месте. По коррупции, лжи — мы тоже в крепких лидерах.
Давайте представим, что думает работник, который собирает отечественный автомобиль, глядя на руководство, на ложь, коррупцию, откаты, воровство. Что чувствует работник, к которому относятся с презрением как страна, так и руководство его автомобилестроительной фирмы? Ни о каком качестве, ни о каком уважении к самому себе, к профессии, к продукции говорить не приходится.
На втором месте в разрыве между оплатой труда рабочих и руководства можно поставить Соединенные Штаты. Руководство летает на корпоративных самолетах, у них отдельные стоянки, отдельные столовые, они тоже себя ведут как феодалы, царьки. И естественно, человек, приходя на конвейер или в цех американского автомобилестроительного предприятия, не может уважать себя, профессию, фирму. Соответственно, качество посредственное.
У немцев показатель разрыва между зарплатой высшего руководства и работниками уже гуманнее, уже значительно справедливее, чем в Соединенных Штатах и тем более в России. Уже появляется основа заботиться о компании, о качестве, создавать чтото новое.
В Японии — самая справедливая система. Руководство в Японии ведет себя очень скромно. Разрыв между зарплатой руководителей и рабочих — самый маленький в мире.
Я вам приведу пример, как работает фирма Hitachi, об этом мне рассказывал переводчик, который их обслуживал. Перед началом выставки все сотрудники, включая высшее руководство, надевают халаты, берут в руки инструмент и начинают готовиться к выставке. Как только все вместе подготовили, садятся в круг, наливают чай и начинают обсуждать, что можно сделать еще лучше.
Где вы видели в России или в Европе, чтобы руководитель крупной компании вместе с рабочими готовил стенд к выставке? Драил полы, машины натирал воском? Когда мы говорим о качестве современных машин, надо отметить, что японцы начали выпускать машины на сорок лет позже, чем европейцы: «Лексусу» всего лишь шестнадцать лет, а «Мерседесу» — около ста. И по качеству «Лексус» превзошел и «Мерседес», и другие немецкие машины. Почему такое превосходство?
Современный автомобиль надо рассматривать не как нечто целое, а как совокупность двадцатитридцати тысяч маленьких деталей, маленьких «Лексусов». Ведь если в «Лексусе» хоть одна деталь сломается, то потребитель будет проклинать всю машину. Никаким кнутом не заставить всех работников доводить до совершенства свою деталь, которая отвечает за качество всего автомобиля, это невозможно. Люди должны быть патриотами своей компании, гордиться ей, люди должны чувствовать, что компания о них заботится.
И когда мы смотрим на компанию Toyota, мы видим, что в год все работники делают более пяти миллионов рацпредложений. То есть каждый рабочий Toyota, приходя на свое рабочее место, делает свою деталь совершеннее, прочнее, надежней, дешевле, потому что он любит компанию, потому что компания для него — настоящий дом. Она его не выбросит за ворота, всегда будет заботиться о нем и его семье. Когда разгорелся последний кризис, Toyota не уволила ни одного своего в Японии. Позакрывали заводы гдето на стороне, в других странах.
Если говорить о конкуренции в автомобильном сегменте между Европой и Японией, очевидно, что Европа проиграла эту битву.
Я глубоко убежден, что в основе успеха современных компаний лежит справедливость. Десять советов российским предпринимателям от Довганя?
- Мечтайте о большом. Как бы ни было тяжело и как бы ни было пусто в карманах, мечтайте всегда о большом.
- Прежде чем запускать свой бизнес, познайте себя и определите, что вам нравится в жизни, чем вы любите заниматься.
- Познав себя, занимайтесь любимым делом, не гонитесь за придуманными прибылями гдето, в какихто якобы перспективных отраслях, а занимайтесь своим любимым делом, потому что вы будете счастливей, вы будете сильней, вы не будете уставать.
- Читайте как можно больше бизнеслитературы. Многие ситуации, с которыми вы только что столкнулись или столкнетесь, уже пройдены тысячами предпринимателей и о них написаны прекрасные книги.
- Думайте не как все. Ваша жизнь и ваши успехи в бизнесе — это следствие ваших мыслей. Приступая к любой задаче, к любому делу, думайте не как все. Только так есть возможность вырваться вперед.
- Улыбайтесь. Всегда улыбайтесь. Когда вы улыбаетесь, вы заряжаетесь энергией и вы приятны людям. Не будьте в плену негативных эмоций. Для этого существуют семинары, тренинги, приходите к экспертам и учитесь, как управлять эмоциями. Тогда вы будете намного конкурентоспособнее и счастливее.
- Посещайте бизнестренинги и бизнессеминары, не жалейте денег на свое обучение. Самые эффективные инвестиции в мире — инвестиции в самого себя, в знания, в обучение. Наполеон сказал: «Лидер — это продавец мечты». Не только мечтайте сами, но и тратьте каждый день время на то, чтобы ваша мечта стала мечтой ваших сотрудников, родных, близких, транслируйте свою мечту, повторяйте ее тысячу раз, как бы засеивайте информационное поде вокруг себя. Это важно.
- Обливайтесь холодной водой, купайтесь в проруби, при этом мысленно желайте всем людям на земле здоровья и счастья.
- Подоброму относитесь к людям, какими бы они ни были. Если вы сильней и умней, это не ваша заслуга. Это заслуга случая, ваших родителей, генетики и так далее.
- Не зазнавайтесь, будьте добрей к людям. Не судите людей. Даже Бог судит только после смерти. Окружайте себя портретами ваших героев. У себя на рабочем месте, в компьютере размещайте портреты тех людей, которые вдохновляют вас на успех. И частичка мудрости этих людей будет постепенно переходить в ваши светлые головы.
Задавайте как можно чаще вопросы. Если попали в тупик, останьтесь один на один с собой и задайте три простых вопроса: «Кто я? Куда я иду? И зачем?».
И последний совет: никогданикогда не сдавайтесь. Помните: человека можно убить, но нельзя победить.
Беседовала Татьяна Велижанина