Спорт

Чемпионат Мира 1998

Двадцать один год назад я находился в томительном ожидании старта мундиаля во Франции. Я считал дни (нет – часы) до начала всемирного футбольного праздника. Покупал толстенный цветной журнал «Спорт-Экспресс» с подробными представлениями всех участников, готовил для записи стопку VHS-кассет (7 штук, которых, конечно же, не хватило). Вообщем, подготавливался, как только мог. До этого я уже смотрел и Евро-92 с Евро-96, и чемпионат Мира в США. Да что там – даже с Италии-90 кое-что видел. Но Франция-98 стала первым турниром (и, вероятно, последним), который я отсмотрел «от и до» со всеми прилагающимися «Футбольными клубами», «Парижскими таймами» и саундтреком от Рики Мартина. Исключением стала лишь игра Японии с Ямайкой, которую сознательно пропустил (пошел гонять мяч во дворе с друзьями), но заценил потом в записи.

Сборная России на тот чемпионат не отобралась, уступив в стыковых матчах итальянцам. Московский матч стал первым в воротах национальной сборной для Джанлуиджи Буффона (и это просто невероятно). Отсутствие россиян на мундиале меня если и расстраивало, то не очень сильно. Посмотреть хотелось совсем на других героев. Итак. На дворе жаркое лето 98-ого. Передо мной пузатый телевизор SONY, видеомагнитофон и альбом со стикерами Panini (который полностью так и не собрал). Пора врываться.

Матч-открытие чемпионата. Ни одного футбола я не ждал с таким нетерпением

Матч-открытие чемпионата. Ни одного футбола я не ждал с таким нетерпением

Что больше всего запомнилось с турнира 1998 года? Многое. Обо всем по порядку. Матч открытия Бразилия-Шотландия и автогол Колина Хендри. Самый крутой матч группового этапа Испания – Нигерия, фэйл Субисарреты и чудо-выстрел нигерийца Олисе (которого я совсем скоро увижу на родном «Ростсельмаше»). Еще один прекрасный матч Дания – Бразилия с кучей голов, предательской перекладиной в конце матча и холостыми ножницами Роберто Карлоса (которого тоже, правда, гораздо позже, увижу на «Олимпе»).

Крутые были хорваты. Давор Шукер назабивал кучу голов, а сама Хорватия дошла до полуфинала, по дороге отомстив немцам за не самое справедливое поражение двухлетней давности.

Безумный матч: Аргентина – Англия. Точнее, первый тайм, в котором и произошло все самое интересное и красивое. Речь, в первую очередь, о шедевре Майкла Оуэна. Говорят, именно после того гола, когда юный нападающий Ливерпуля накрутил чуть ли не полкоманды соперников, вратарь Аргентины Карлос Роа и стал задумываться о предстоящем конце света (шутка). В этом же матче произошло знаменитое удаление Дэвида Бекхэма после его тычка (отмашку ногой? Как вообще назвать то, что он сделал?) в сторону Диего Симеоне.

Бекхэм, Симеоне… Равнодушных к этому эпизоду не было

Бекхэм, Симеоне… Равнодушных к этому эпизоду не было

Сказать по правде, за англичан я никогда не болел. И поэтому Бекса особенно жалко не было. Зато я безумно переживал за голландцев, которые (на мой весьма субъективный взгляд) показывали лучший футбол на чемпионате. В четвертьфинале они отомстили за англичан Аргентине. Шедевр Дэнниса Бергкампа после невообразимой передачи Франка Де Бура со своей половины поля помнят или видели все (а для Карлоса Роа это точно была последняя капля). В полуфинале сыграли 1-1 со звездной Бразилией. Гол Роналдо не был показан в прямом эфире из-за рекламы («Спартак-кола» - упоение футболом). А Клюйверт сравнял счет под занавес основного времени матча. Тем не менее, оранжевые уступили в серии одиннадцатиметровых (не в первый и не в последний раз), а я, оглушенный потрясением, за всю ночь так и не сомкнул глаз.

Величайший гол нелетучего голландца

Величайший гол нелетучего голландца

Ну, и главные триумфаторы 98 года - французы, ведомые гениальным Зинедином Зиданом. Фабьен Бартез, только-только отвоевавший место в воротах у Бернара Лама. Опытнейший Лоран Блан, лобызавший на удачу лысину вратаря перед каждым матчем. Лилиан Тюрам, вдруг выстреливший дублетом в полуфинале с хорватами. Совсем юные Анри и Трезеге. И, конечно, капитан – Дидье Дешам…

О самом финале много писать не буду. Это ж мои воспоминания, а для меня финал особого интереса не представлял. Я уже ни за кого не болел. Да, что-то случилось с Роналдо. Вроде как его невесте (которую показывали по пятьсот раз во время каждого матча с участием бразильцев) хватило ума перед самым важным матчем наставить жениху рога. Как бы то ни было, Зубастик на матч все же вышел (скорее всего, под давлением спонсоров), но то была лишь тусклая тень великого нападающего. Зато у Зидана все было хорошо. Даже – отлично. Он спокойно укладывал мячи после угловых в сетку ворот Таффарела и подарил всей французской нации незабываемый праздник. Немного веселья досталось наверняка и Алжиру.

Бокал пива тому, кто назовет без подсказок второго слева)

Бокал пива тому, кто назовет без подсказок второго слева)

Самое страшное после любого значимого футбольного действия – это пустота, которая накрывает тебя после его окончания. Даже в нынешнее время она может быть весьма ощутимой. Что уж говорить о конце 90х, когда футбола на ТВ было гораздо меньше. Снова стали показывать российский чемпионат, как водится – изредка. И как же душно было жить с послепраздничным футбольным похмельем. Как грустно было снова смотреть на тот же самый Спартак (ведь никого больше не показывали), в очередной раз выносивший какой-то несчастный провинциальный клуб на обветшалом московском стадионе при полупустых трибунах.


Все это вспомнилось с листа. За каких-то 2-3 минуты. Без справочников и интернета.Весь этот поток сознания вовсе не о том, что раньше футбол был лучше, а трава зеленее. Это просто – рассказ о первой любви. Которая не забывается и не повторяется. Точка.

Голоса турнира

Голоса турнира

Пара слов о комментаторах ЧМ 1998.

Виктор Гусев. Больше всего помнится, как неистово он болел за Англию, нахваливал «специалиста по одиннадцатиметровым» Дэвида Симэна (тот еще мешок, на мой взгляд). Он же вместе с И. Фесуненко комментировал главный матч чемпионата.

Владимир Маслаченко. Признаюсь сразу, со всеми его своеобразностями, Владимир Никитович – был самым любимым моим комментатором. И на мундиале он жег. По первое число доставалось, естественно, киперам: «Марокканский вратарь сыграл в волейбол!»; «Так, как нигериец, стенку не ставят даже в дворовом футболе!» и прочее… Самым же огненным было представление состава бразильцев в матче против датчан: «Капитан команды – Дунга – он видел многое, он знает главное…»; «В нападении – Ривалдо – работает левой ногой, как Павел Буре клюшкой». И так про КАЖДОГО!

Геннадий Орлов, в ту пору работавший лишь на местном питерском канале. На основные каналы его приглашали только на период крупных турниров. Поэтому голос Геннадия у меня долгое время ассоциировался с каким-то футбольным праздником. Потом, правда, пришла пора Газпрома и НТВ-плюс, но это уже совсем другая история. А в 98-м Орлов постоянно попадал на любимых мной голландцев. Он нахваливал Франка Де Бура, восхищался Бергкампом, чем, естественно, вызывал у меня глубокую симпатию.

Пара комментаторов с «РТР» Анисимов и Жолобов. Они запомнились мало, репортажи их были достаточно скучны и однообразны, а Жолобов (вотерполист) еще и зачастую косячил во время эфира, путая всех и вся.

Автор: https://vk.com/football_diletant

Оцените статью