Общество

Никита Михалков: "Cейчас мы живем не в эпоху перемен, а в эпоху подмен!"

НИКИТА МИХАЛКОВ
Актёр и кинорежиссёр, народный артист РСФСР


Никита Сергеевич, когда я зашла к вам в кабинет, первое, что бросилось в глаза, – огромное количество наград, любовно размещенных на стенде под стеклом. Вы наверняка пересчитывали – сколько их? Когда работаешь ради наград, то их никогда не хватает. Я с определенного момента стал относиться к этому легко. Не то чтобы все равно… а просто легко, потому что, как говорил мой отец, лучше на груди, чем на подушке впереди. А потом это, согласитесь, красиво. Посетителям есть что делать в паузах – разглядывать все это.

Интересно, всех ли радует эта картинка? Я об этом не задумывался. Но те, кого это может раздражать, ко мне не так часто ходят.
Вот ваш фильм «Предстояние» – он ведь тоже был награжден. Причем за духовность в культуре. Ну, может быть… Но для меня основным является то, насколько глубоко значение и смысл сделанного. Насколько я выполнил то, что хотел. И насколько то, что хотел, нужно другим людям. И совершенно никакого значения не имеет, что обо мне пишут. Эта картина «долгоиграющая», эта картина на долгие годы. И то, что сейчас происходит, то, как ее колотят, – это даже очень хорошо. Бывают явления, смысл и значение которых постигаешь позже, через какое-то время.

Последние лет пять мы перестали говорить о душе, духовности – и вы в том числе что-то замолчали... Я очень рад, что перестали говорить о духовности, потому что о ней болтали, как правило, вполне бездуховные люди. Само слово «духовность» поблекло, истрепалось, потеряло свой истинный смысл. Сегодня мне кажется, что духовное – это не то, что ты говоришь, а то, что ты делаешь. Если ты пишешь книги или занимаешься живописью, ставишь спектакли или снимаешь кино, духовное значение имеет только результат – влияние на тех, кто слушает, смотрит или читает тобою сотворенное. Поэтому для меня сегодня разговор о духовности совершенно девальвирован. Если говорящий не может предъявить что-то, им сделанное, что действительно является свидетельством жизни человеческого духа, – слова, произносимые им, не имеют никакого значения.

А есть кому делать-то? 
Конечно. Таких людей много в русской провинции – умных, тонких, деятельных, веселых и самоотверженных. Но сейчас мы живем не в эпоху перемен, а в эпоху подмен. Мы с удивительной безответственной легкостью ведемся на то, как одни понятия заменяются другими. Например, кино. Что произошло? Почему люди не хотят смотреть отечественных фильмов? Потому что здесь тоже произошла подмена. Бездарное, нищее, абсолютно разрушающее сознание человека кино называется артхаусом. А это не артхаус, а просто плохо. Это говно, это непрофессионально, и не имеет права сегодня называться артхаусом то, что когда-то называли этим словом, говоря о фильмах Тарковского, Иоселиани, Муратовой, Хуциева, Германа! Личность, не являющаяся личностью, объявляется таковой и становится лидером. Как грибы на поляне после дождя, вырастают новые кумиры, словно наскоро слепленные из папье-маше. Они вещают, поют, философствуют. И на все это ставится как бы «истинный знак качества», хотя именно качества в них и нет. Ксению Собчак в прессе называют «писателем». Она очень неглупая экстравагантная молодая женщина, но она не писатель. Как не писатель и телеведущая Тина Канделаки. И многие другие. Да, конечно, где-нибудь, где уровень писательства достаточно сомнителен, это могло бы быть. Но не в стране Толстого, Чехова, Бунина, Куприна, Пастернака, Астафьева и Распутина! Точно так же в обществе появляются «князья». Человек, над лицом которого Господь, судя по всему, не очень долго работал, протягивает мне визитную карточку. На ней написано: князь такой-то. Господи, помилуй! Какой ты князь? Откуда ты взялся? Я знаю людей, которые за деньги заказывали себе родословную. И совершенно неожиданно человек, у которого знание о своих предках заканчивается на бабушке, оказывается потомком великого рода и даже пытается претендовать на земли, когда-то принадлежавшие этому роду. Таких примеров масса во всех областях нашей жизни. Но должен же, в конце концов, появиться кто-то, кто скажет: «Ребята, а король-то голый!» И спокойно и просто, указывая на видимые части тела, докажет всем, что король действительно голый.

Но вы ведь тоже почетный член Российской академии художеств? Краснею до сих пор. Видит Бог, я никогда этого не хотел. И настолько легкомысленно отнесся к этому предложению, что не стал ему сопротивляться. Я чуть не сгорел от стыда, получая на сцене мантию, с ужасом подумав, что бы со мной сделали мои великие предки – Василий Иванович Суриков или Петр Петрович Кончаловский – если бы увидели меня сейчас. Меня, не умеющего провести прямую линию на листе бумаги. Как бы я был выпорот, несмотря на возраст… Но время симуляции, в которое мы живем, сглаживает и минимизирует мучительные угрызения совести. А сколько развелось орденов и кавалеров, награжденных этими орденами. Сколько появилось фондов, эти ордена раздающих. Что позволяет писать на бланке, что податель сего является кавалером специального ордена «вспомоществования космическим силам первой степени». Или лауреатом никогда не существовавшего конкурса «по метанию взглядов». Или обладателем генеральских погон по поддельным документам. И все это – ряженые. Ряженые академики, ряженые писатели, ряженые казаки в чужих погонах, в чужих орденах, с нагайкой и вермишелью в бороде. А где настоящие? И вот как раз в поисках этого настоящего собственно и заключается жизнь сегодня. Не обмануться, не повестись на это, не быть искушенным! Потому что обертка очень яркая. Все это напоминает мне дорогой шелковый костюм от Brioni, надетый на нечистое белье. И это, к сожалению, мы сегодня.

Но чтобы коммуницировать с этим обществом, вы завели свой блог в Интернете. Зачем? Я вынужден был это сделать, потому что появилось около 20 блогов и сайтов под моим именем, где писали глупости несусветные, мерзости и хамство, к чему я не имею никакого отношения. Но для людей несведущих это был я. Причем, если вы обратили внимание, я не просто где-то пишу – я выхожу на экран. И говорю: «Хотите меня слушать – слушайте здесь. Это я. Все остальное – фальшивка».

Тем не менее в прессе периодически возникают какие-то истории, связанные с вами. Например, писали, что для съемок «Утомленных солнцем – 2» вы лес вырубили в Новгородской губернии, и экологи с вами поссорились. Послушайте, 98 % того, что обо мне пишут, – это чистой воды ложь. Не хочу разбираться в том, кто ее заказывает. Читайте, анализируйте, делайте выводы сами. Но для того, чтобы не быть ввергнутыми в пучину вранья, очень рекомендую все-таки пытаться реально соизмерять то, что вы читаете, с тем, что вы сами думаете. Ну как можно серьезно относится к информации о том, что я вокруг своей усадьбы раскидал «бойцовских» змей, которые «насмерть жалят любого, вошедшего в лес»?! А женщина, которая якобы была моей одноклассницей, а я ей сунул сто рублей, и она так была оскорблена, что отдала их швейцару? Бред. Или последнее: я был приглашен Поветкиным Сашей на бой. Он мне позвонил и сказал: «Знаете, у меня недавно умер отец. Я бы хотел, чтобы вы приехали меня поддержали. Я вам доверяю». И я поехал в Германию. И Саша, слава богу, выиграл. И потом он пригласил меня на ринг. Я его обнял. И что пишут? «Уставший после боя Поветкин, как от мухи, отмахивался от зачем-то выпрыгнувшего на ринг Михалкова». На что расчет? На то, что это может меня задеть? Ничуть. Человек, измазавшийся в испражнениях собственной лжи, – единственный, кто продолжает с этим жить. Но есть вещи, в которых замешан не только ты. И тут ты обязан отреагировать. Например, история с Японией. Это ложь и провокация: будто бы я сказал, что Бог наказал японцев. Я бы и не отвечал, если бы так не любил Японию и не получил бы совсем недавно замечательную награду – приз Акиры Куросавы, с которым я дружил и которого очень любил. После этого я сразу своим «ником»(аватаром) сделал нашу фотографию с великим Куросава-сан.

А зачем к вам на съемки Путин приезжал? Вы с ним дружите? 
Ну, я думаю, что любому нормальному человеку, в том числе и представителю высших эшелонов власти, может быть интересно, как снимается большая картина. Он спросил меня, где снимаем, я ответил. Он сказал, что скоро будет как раз в тех краях и обязательно попытается заехать. И заехал. Мне показалось, что ему это было интересно. А съемочную группу это воодушевило. Заезжал к нам на площадку в другой раз и Медведев.

А как же исконно русская традиция, что интеллигенция всегда перпендикулярна власти? Послушайте, здесь же значение имеет, что за власть и что за интеллигенция! Разве Александра Сергеевича Пушкина можно заподозрить в лицемерном заигрывании с властью? Думаю, что нет. Он любил царя и писал ему оды. А когда тот больно ударил его тем, что отправил на каторгу его товарищей-декабристов, написал: «темницы рухнут». И это абсолютно естественно. А идея перпендикулярности власти – это идея не интеллигенции, а, по точному определению великого философа Ильина, полуинтеллигенции. А тем, кто обвиняет меня в близости власти, хочу заметить, я никогда и ничего (повторяю для малограмотных и не расслышавших), НИКОГДА и НИЧЕГО лично для себя у власти не попросил. Именно поэтому мне легко с ней общаться. И я всегда говорю то, что думаю.

То есть вы можете открыто сказать президенту, что вам не нравится? Да, могу.
Например? Ну, например, мне не нравится, чтобы под именем президента, как из-под «крыши», вылезала халтура и мерзота, прикрывающаяся образом якобы современного искусства.

И вы можете в частной беседе об этом сказать? Я и говорю – и в частной беседе, и публично. На Всемирном русском соборе в мае я сказал о том, что это неправильно, когда верховный главнокомандующий и министр обороны принимают парад в честь Дня Победы сидя. Также мне не понравилось, что в своем обращении к нации президент не уделил никакого внимания такой огромной проблеме, как проблема земли, проблема человека на земле. Мне не может нравиться, что культура обеспечивается государством по остаточному принципу. Я считаю неверным, что развитие инноваций и нанотехнологий ставится выше, чем проблема общей атмосферы в стране. А атмосфера эта задается очень конкретными людьми, каждым в отдельности. И людям этим нужно помочь ответить на вопрос «зачем жить?». Потому что только ответив на этот вопрос, они могут найти ответ на вопрос «как жить?».

Вы состояли когда-нибудь в какой-нибудь партии? Нет, не состоял. Хотя это было непросто. Знаете, каких мне стоило трудов не оказаться в КПСС? На аркане тащили. Мне даже приходилось на себя левой рукой доносы в партком писать, чтобы в партию не приняли. Я и сейчас не являюсь членом никакой партии.

Разве вы не в «Единой России»? Ведь все деятели наших искусств ей присягнули... Это их проблемы. Я считаю, что самым естественным и необходимым сегодня должен стать опыт великого реформатора Столыпина. Я стараюсь способствовать тому, чтобы столыпинские идеи могли быть адаптированы к сегодняшнему дню. А идеи его – это идеи просвещенного консерватизма. Если я могу быть чем-то полезен обществу, то только тем, что я человек беспартийный и независимый. И могу любому говорить то, что считаю нужным сказать.

За последние полгода общественность ссорилась с вами трижды: из-за налога со всей записывающей техники, из-за «мигалки» и из-за строительства в Козихинском переулке. Почему вы все время попадаете под раздачу? Но мы же уже об этом говорили, есть ли смысл повторять? Все это совершеннейшая ложь и подтасовка. Вы говорите, «однопроцентный налог». Во-первых, это не налог, это сбор. Во-вторых, лично я, Никита Михалков, к его возникновению не имею ни малейшего отношения. Я никогда не предлагал его и вообще никакого понятия о нем раньше не имел. Но это – закон, по которому живет весь мир, кроме Кубы и Белоруссии. У нас этот закон принят думой, утвержден правительством, после чего был объявлен конкурс. Кто его выиграет, тот и будет этим заниматься. Выиграла компания, одним из учредителей которой был я. Общим собранием меня избрали ее президентом. Все.

Но в прессе другое написано. На заборе, Наташа, что написано? А там дрова… Козихинский? Девять лет мы пробивали возможность наше аварийное здание наконец сломать, чтобы построить новое. Я переселял людей из комнаты в комнату, потому что с каждым днем все опаснее и опаснее было в этих комнатах пребывать. Есть документы, фотографии, в каком состоянии находился наш дом. Кроме того, это никакое не историческое здание – оно старое, но исторической ценности никогда не представляло. Повторяю, девять лет мы собирали документы, и только благодаря «пристрастному» ко мне отношению супруги Лужкова мы не могли начать работу, потому что нам все время присылали новые и новые поправки. А вокруг нас, между тем, вовсю кипела работа: строились новые дома, вбивались в землю сваи, рычали бетономешалки. Но мы терпели, потому что понимали: люди строятся. Возникает вопрос: почему же тогда, когда все это начиналось, ни у одной суки не возникло мысли начать борьбу за «облик Москвы»? И только тогда, когда мы, собрав все документы, все сделав по закону, стали работать, начался этот истерический лживый вой. Но неужели вы думаете, что если бы хоть что-то в наших документах было нечисто, при той энергии, с которой нас пытались мочить, эта стройка не была бы остановлена? Но придраться ни к чему нельзя. Мы делали все по закону, соблюдая все технические нормы под надзором профессионалов-строителей. Мигалка? Ну что мигалка – я что ли сам ее себе повесил? Вот снял я ее сам, снял, когда понял, что не могу возглавлять Общественный совет Министерства обороны, не будучи согласным с тем, какая политика этим Министерством ведется.

Например? Ну, например, я не могу согласиться с тем, что в юбилейный День Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади не было ни суворовцев, ни нахимовцев. Это вольная или невольная демонстрация отсутствия будущего у офицерского корпуса русской армии. Я не могу согласиться с демилитаризацией обучения, когда в некоторых суворовских училищах снимаются стенды, рассказывающие об исторических победах русской армии. Я против того, чтобы Парад Победы на Красной площади превращался в шоу, которое можно смотреть сидя. Я против новой армейской формы, в которой не осталось даже следа от русской или советской армий, одерживавших легендарные победы. Все это заставило меня уйти с поста, написать письмо и сдать мигалку и удостоверение. Как же это было оценено моими «критиками»? Всеобщее ликование: «У Михалкова наконец отняли мигалку!» Друзья, искренне скажу: я был бы бесконечно счастлив и был бы готов каждый день читать про себя гадости, если бы вопрос, есть у Михалкова мигалка или нет, действительно стал главной проблемой русского народа. Не хочу ставить моих оппонентов в неловкое положение, поэтому не буду спрашивать, насколько лучше стало на дорогах без мигалки Михалкова.

Но вы же понимаете, что к вам особые требования? Знаете, у меня иногда спрашивают: легко ли быть Михалковым? Быть нелегко, а стать еще труднее. Потому что все, что я делал, я делал не для того, чтобы мягче спать и слаще есть. Я делал потому, что не мог не делать. Говорят, Господь не по силам креста не дает. Поэтому надеюсь, что крест, который должен нести я, мне под силу. Если Бог человеку дал таланты или способности, беда тому, кто решит, что это его собственность. Человек не хозяин своего дарования, он только проводник между тем, Кто ему этот талант дал, и теми, кому он этим талантом должен служить. Вот почему я очень серьезно отношусь к тому, что делаю, и очень легко – к тому, что уже сделал. Мои картины не висят тяжелым грузом за моей спиной. И я не тешу свое самолюбие сознанием того, что я их автор. И эти призы, которые вы видите, – всего-навсего красивое напоминание о сделанном. Но настоящее счастье – это не воспоминание о прошлом, а желание будущего. И до тех пор, пока художнику хочется работать, пока ему это интересно, пока ему есть что сказать, он не должен оглядываться назад. Он подобен альпинисту, который лезет по скале, и, чтобы не сорваться, не смотрит ни вниз, ни наверх. Он видит перед собой то, что делает. А люди внизу с интересом и напряжением наблюдают за ним – кто-то желая, чтобы он сорвался, а кто-то надеясь, что он достигнет вершины.

Источник: журнал Strong Man

Избранная фильмография Никиты Михалкова.

1963 — Я шагаю по Москве
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей
1982 — Вокзал для двоих
1984 — Жестокий романс
1994 — Утомлённые солнцем
1998 — Сибирский цирюльник
2005 — Жмурки
2005 — Статский советник
2007 — 12 — Старшина присяжных

Оцените статью