Общество

Россияне скучают по кнопочным телефонам, доллару по 30 и «За стеклом»

Pro-Vision Communications представляет рейтинг народной ностальгии по нулевым по версии пользователей социальных сетей.

Волна ностальгии по «сытым нулевым» достигла пика. И если призывы «вернуть мне мой 2007-й» звучат скорее с иронией, то возращение пятирублевых купюр в кошельки, а капри и страз – на подиумы, намекают на ренессанс эпохи уже серьезнее. Активнее всего ностальгируют соцсети: обсуждения феноменов 2000-х, от поп-исполнителей до нанотехнологий, давно вышли за пределы тематических сообществ и заразили новостные ленты, подборки и рекомендации. О каких предметах и явлениях нулевых россияне тоскуют чаще всего, выяснили аналитики Pro-Vision Communications.

 В рамках исследования проанализированы упоминания 30 потенциальных триггеров ностальгии в 35 тыс. сообщениях во «ВКонтакте», «Одноклассниках», Дзене, Telegram и YouTube. Анализ осуществлялся с помощью системы мониторинга СМИ и соцсетей «Медиалогия». Период исследования – с 1 января по 30 июня 2024 года.

 

                                           Топ-10 поводов для ностальгии по нулевым 

Явление

Доля в общем объеме сообщений в соцсетях

Музыка

«Мумий Тролль», Децл, «Нашествие», «Фабрика звезд»

35,4%

Субкультуры

Эмо, готы, панки, «альтернативщики»

24,5%

«Молодой интернет»

Форумы, ЖЖ, ICQ, ранний «ВКонтакте»

17,5%

Кинематограф

Зарубежные блокбастеры и новое русское кино

13,8%

Расцвет ТВ

Сериалы, реалити-шоу,  музыкальные каналы

3,1%

Кнопочные мобильники и «раскладушки»

1,9%

Мода и стиль

Джинсы с низкой посадкой, плюшевые костюмы, total pink, гетры, стразы

1,4%

«Доллар по 30»

1,2%

MP3-плееры

0,6%

Нанотехнологии

0,5%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как оказалось, вектор сетевой ностальгии направлен в сторону культуры, общественной жизни и технологий. Экономические аспекты нулевых вызывают чувство приятной грусти гораздо реже, хотя и во многом определили тот самый «сытый» контекст эпохи. Вероятно, это связано со спецификой пользовательских сообщений в соцсетях: большинство из них – это комментарии к роликам, фото и постам на тему нулевых, где эпоха раскрывается именно через культуру, людей, а также технологические и технические приметы времени.

Больше всего сообщений связаны с музыкальной повесткой. Ностальгия по музыке 2000-х ощущается в 35,4% публикаций, охватывая не только жанровое и форматное разнообразие, но и затрагивая отдельные музыкальные феномены. В их числе – «Наше Радио», фестиваль «Нашествие», Земфира[1], группы «Мумий Тролль» и «Тату», а также победа Димы Билана на «Евровидении», шоу «Фабрика звезд» и «Народный артист».

На втором месте рейтинга оказались субкультуры – им посвящены 24,5% сообщений. При этом чаще всего упоминаются готы, эмо, панки и «альтернативщики». А замыкает тройку «молодой интернет» – платформы и сервисы, популярные на заре массового освоения рунета. Речь идет о ЖЖ, форумах, имиджбордах, а также социальной сети «ВКонтакте», основанной в 2006 году. А вот по сленгу «молодого интернета» россияне не скучают – он не попал даже в топ-20.

В число культурных примет нулевых, вызывающих народную ностальгию, вошли также кинематограф и телевидение. В первом случае с теплотой вспоминают зарубежные блокбастеры (франшизы «Властелин колец», «Матрица», «Гарри Поттер»), а также новое российское кино – как отдельные картины («Брат-2», «Бумер», «Ночной дозор», «9 рота», «Елки»), так и режиссеров (Алексей Балабанов, Андрей Звягинцев, Юрий Быков). Во втором говорят о расцвете российского ТВ: появлении новых телевизионных форматов (главный из которых – реалити-шоу), развитии музыкальных каналов и общей «свободе» в производстве контента.

Характерными приметами эпохи в соцсетях считают также технику и одежду: кнопочные мобильники, «раскладушки» и MP3-плееры, а также джинсы с низкой посадкой, плюшевые спортивные костюмы и стразы. Замыкают топ-10 нанотехнологии – явление для эпохи пусть и характерное, но все же не конца понятное и принятое массовым пользователем.

 

О группе компаний Pro-Vision

Pro-Vision Group – одна из ведущих групп компаний в России, специализирующихся на развитии проектов в сфере маркетинговых коммуникаций, ведет свой отсчет с 1998 года. В её состав входят: PR-агентство Pro-Vision Communications, а также первое в России онлайн PR-агентство – PRonline. В штате Pro-Vision 50+ сотрудников московского офиса, представители в Новосибирске и Казахстане (Алматы).

Группа компаний Pro-Vision является действительным членом отраслевых ассоциаций РАЭК, АМ и входит в Топ-10 Национального Рейтинга Коммуникационных Кампаний (НР2К). Проекты группы удостоены российских и международных наград, среди которых Серебряный Лучник, Серебряный Меркурий, Sabre Award, Gold Quill, IPRA и др.

Президент Pro-Vision Владимир Виноградов награжден РАСО «За вклад в развитие отрасли PR и популяризацию профессии», а в 2013 году стал обладателем премии «Медиа-менеджер России» за создание и уверенное развитие одной из крупнейших независимых российских коммуникационных компаний.


[1] Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента

Оцените статью