Как повысить уровень счастья и удовлетворенности жизнью
Все ли в нашем счастье подвластно нашим действиям и суждениям? Какую роль в нем играют генетика и обстоятельства? Может быть, счастье — это навык, который превращается в привычку? Любая классификация ценна тем, что упорядочивает информацию в определенном ракурсе. Как повысить уровень счастья? Попробуем найти несколько универсальных методов.
Все ли в нашем счастье подвластно нашим действиям и суждениям? Какую роль в нем играют генетика и обстоятельства? Может быть, это навык? Значит, можно не только ему научиться, но и передать его детям? Может быть, счастье — это навык, который превращается в привычку?
Уже есть исследования, которые подтверждают, что способность радоваться — часть нашего генетического наследия. Это означает также, что способность радоваться у каждого человека генетически разная. Более того, она в среднем способна объяснить 50% нашего уровня счастья. Если счастливые дети вырастают несчастными взрослыми, можно ли это списать на проявившуюся врожденную предрасположенность или все-таки винить стоит только себя и собственные промахи?
Психолог М. Селигман предлагает следующую формулу счастья:
С = Д + О + К,
где С — долговременное счастье;
Д — врожденный диапазон счастья, на который способен человек (долгосрочное исследование людей, выигравших в лотерею, подтвердило, что через некоторое время после выигрыша их уровень счастья не отличался от уровня счастья людей, не выигравших в лотерею);
О — обстоятельства жизни (доход, семейный статус, уровень религиозности и т.д.);
К — факторы, подконтрольные человеку (такие качества, как оптимизм, способность прощать и забывать).
М. Селигман считает, что именно К — зона максимальной оптимизации. А. Шопенгауэр, как и В. Франкл, говорит о нашей способности избирать свою реакцию на мир, а не жить по навязанным стандартам. Принцип «изнутри — вовне» тоже служит доказательством важности фактора К. Если ты не винишь окружающих за свои промахи, ты менее зависим от мира и в оценке твоих заслуг и, следовательно, абстрагируешься от внешней зависимости в том, как стать счастливым. Все эти взгляды во многом смыкаются с учением Будды, который призывал людей искать опору в себе и отмежевываться от идей и чувств, приходящих извне.
Как повысить уровень счастья?
Попробуем найти несколько универсальных методов.
Первый метод — сравнивать себя с теми, у кого нет того, что есть у тебя. Еще можно вспоминать времена, когда у тебя этого не было. Оба подхода дают возможность переставить «точку сравнения» так, чтобы рассматривать достигнутое с менее благоприятной позиции.
Можно прибегнуть к методам, базирующимся на альтернативах выбора, например на возможностях разнообразить свою жизнь.
Можно моделировать время насыщения, например пытаться «не есть сразу весь пирог», а растягивать удовольствие. Сюда же относится стремление делать паузу между повторением приятных моментов.
Еще один метод — контролировать свою реакцию на события и свои эмоции. «Счастье зависит не от внешних вещей, а от того, как мы на них смотрим», — говорил Л. Толстой. Ужасающие страдания, перенесенные в концентрационном лагере, позволили В. Франклу сформулировать принцип: «Между раздражителем и реакцией у человека остается свобода выбора». Право выбирать, что на него окажет влияние, было единственным, что осталось у человека, у которого на глазах убили его близких, которого пытали и унижали. Франкл понял это на пороге смерти и назвал этот принцип «последней человеческой свободой». Он не мог избежать боли, голода и страха, но зато мог выбирать силу психологического воздействия, с которой на него давили происходящие события. Трудно себе представить, что в обычной жизни мы можем вот так просто забыть, что не хватает денег на пропитание, или перестать волноваться о болезни. Но, переживая лишения и неприятности, мы можем хотя бы немного «подретушировать» свои негативные эмоции, используя принцип В. Франкла.
Еще одной практически исполнимой рекомендацией служит совет не вспоминать о проблемах, не относящихся к сегодняшнему дню. Здесь можно процитировать А. Эйнштейна: «Счастье — это хорошее здоровье плюс плохая память». Впрочем, и о будущих проблемах лучше подолгу не думать. Выбросив из головы все, что не относится к настоящему моменту, вы настраиваете себя на излишне оптимистичный лад. Может быть, в этом состоянии вы и будете казаться себе несерьезным, но зато у вас появится чувство облегчения и даже счастья.
Хотя наша голова постоянно забита тысячами мыслей, она не может находиться в двух состояниях одновременно, так что, если вы будете стараться, чтобы ваша голова была занята приятными мыслями, в ней останется меньше места для неприятных.
Среди факторов, способствующих счастью, один из самых устойчивых — «творение добра», т.е. альтруизм. В связи с этим можно привести на удивление простой совет М. Твена: «Когда тебе плохо, помоги другому». Попробуйте и, скорее всего, это поможет!
Еще одно наблюдение: когда оглядываешься вокруг, получается, что хорошо делить радость с кем-то и радоваться чьей-то радостью. Возможно, это один из секретов позитивных ответов на вопрос о счастье, которые дают «женатики»? Они имеют возможность радоваться радостям друг друга и делить свои невзгоды. Родители моей жены в своем свадебном тосте так нам и сказали: счастье каждого удваивается, а несчастье уменьшается наполовину.
Выводы исследователей о том,что может быть полезным для увеличения счастья
М. Селигман, главный эксперт в этой области, который долгое время был главой Американской психологической ассоциации, считает, что главное в вопросе счастья — познать самого себя. Он, правда, так это не называет, используя более научный подход.
Селигман взял за основу шесть категорий, которые ведут к счастью. Они были выявлены группой исследователей под руководством К. Дахлсгаард. Группа изучила важнейшие труды по этике, начиная с древнегреческих философов и заканчивая учениями ведущих мировых религий. Они хотели найти максимальное количество черт, которые соответствовали бы идеалу добродетельного человека, с тем чтобы выбрать из них те, которые помогают в построении счастья. С точки зрения Селигмана, вы будете тем счастливее, чем больше будете использовать несколько своих ключевых сильных сторон.
Мудрость и знание (в развитии от любопытства до перспективы на жизнь):
- любопытство и интерес к окружающему миру;
- любовь к новому;
- критическое мышление и готовность принимать чужие взгляды;
- умение действовать по обстоятельствам и принимать нестандартные решения;
- знание себя и окружающих;
- перспектива на жизнь (умение давать правильную оценку событиям).
Храбрость:
- смелость (физическая и моральная);
- старательность и упорство;
- честность.
Человечность и любовь:
- доброта и щедрость;
- умение любить и быть любимым.
Справедливость:
- способность быть гражданином, членом команды, быть лояльным;
- справедливость и равенство;
- лидерство.
Сдержанность:
- самоконтроль;
- осторожность и осмысленность поступков;
- скромность.
Эмоциональная способность эволюционировать:
- способность воспринимать прекрасное;
- благодарность;
- оптимизм;
- духовность;
- способность прощать;
- игривость и чувство юмора;
- энтузиазм.
Возможно, подход к «осчастливливанию» путем «рейтингования» своих сильных сторон и выделения из них ключевых вам покажется несколько механистическим. Основной вопрос в том, как применить этот рейтинг к своим жизненным обстоятельствам.
Любая классификация ценна тем, что упорядочивает информацию в определенном ракурсе. Давайте предложим свои версии того, почему качества, выделенные в данной классификации, так важны.
Обратите внимание, что первые два качества (любопытство и интерес к окружающему миру; любовь к новому) необходимы для того, чтобы создавать новые возможности для проявления интереса к жизни и получения удовольствия. Люди быстро привыкают к тому, что имеют, и новые возможности должны давать новые приятные ощущения.
Критическое мышление и готовность принимать чужие взгляды, умение действовать по обстоятельствам и принимать нестандартные решения, знание себя и окружающих, самоконтроль, осторожность и осмысленность поступков — все эти качества важны для успеха и, кроме того, способны уменьшить число стрессовых ситуаций в нашей жизни. Значит, можно сделать логическое заключение: если ты не попадаешь в неприятности и/или достигаешь успеха — то уже счастлив.
Умение любить и быть любимым, а также способность быть гражданином, членом команды, быть лояльным — это третья ступень потребностей в пирамиде А. Маслоу. Для людей важно чувствовать себя частью группы и как важно любить и быть любимым.
Старательность и упорство, лидерство, энтузиазм — качества, позволяющие находить цель и жить во имя нее в соответствии с идеями В. Франкла.
Честность, справедливость, умение быть благодарным — качества, неочевидные для достижения счастья, хотя именно их большинство религий и учений ставит во главу угла. Все это также атрибуты «достойной жизни», которую считали основой счастья древние греки.
Можно сказать, что они важны для тех, кто ими обладает, для того чтобы не создавать внутреннего конфликта. Иначе говоря, если ты честный человек, но совершил кражу, то будешь мучиться.
Можно сказать, что они важны для тех, кто ими обладает, для того чтобы не создавать внутреннего конфликта. Иначе говоря, если ты честный человек, но совершил кражу, то будешь мучиться.
Интересно взглянуть на эти качества с более широкой точки зрения, поскольку лично я никогда не встречал человека, который сказал бы: «Я был честен/справедлив/благороден, и потому я счастлив». На мой взгляд, наличие этих качеств часто делает человека уязвимым.
Благородство вряд ли поможет счастью, если у вас нет очень сильной убежденности в том, что вы выдержите ответную «доброту» людей. Вокруг каждого из нас довольно много людей, которые немедленно воспользуются вашим благородством, считая тебя простофилей. Поэтому в обычной жизни трудно себе представить, что вы сможете стать счастливым благодаря этим качествам, если у вас нет смелости и способности прощать.
Благородство вряд ли поможет счастью, если у вас нет очень сильной убежденности в том, что вы выдержите ответную «доброту» людей. Вокруг каждого из нас довольно много людей, которые немедленно воспользуются вашим благородством, считая тебя простофилей. Поэтому в обычной жизни трудно себе представить, что вы сможете стать счастливым благодаря этим качествам, если у вас нет смелости и способности прощать.
Последняя нужна не только для того, чтобы не обращать внимания на несправедливость, но и, что более специфично, чтобы не ждать благодарности за свои добрые дела. Способность прощать нужна и для того, чтобы не позволять прошлому омрачать ваше настоящее и будущее.
Доброта и щедрость — основные части альтруизма и сами по себе мощнейшие факторы счастья. Это, как оказывается, подтверждено многими экспериментами и исследованиями. Возьмите книгу, в которой раскрываются основные духовно-этические положения любой религии, например буддизма с его призывом к отречению от собственного эгоизма и желанием безвозмездно помогать окружающим, и начните ее читать. Постепенно вы проникнетесь этими мыслями и заинтересуетесь другими исследованиями на эту тему...
А теперь попробуйте почитать ту же самую книгу в битком набитом автобусе. Возможно, эффект можно будет сравнить с контрастным душем! Внутренне вы готовы следовать добрым позывам, но в этот момент у вас как бы падает с глаз пелена и рушится внутренняя оборона: невежливость и безучастие стоящих рядом и толкающихся людей начинают вас ранить. А в обычном состоянии, не расслабленном влиянием буддизма, вы бы просто этого не замечали, и ваши попутчики не нарушали бы вашего мироощущения.
Как только вы прочувствуете на этом или другом примере внутренний страх перед предсказуемой реакцией людей на ваши попытки быть добрыми, вы, возможно, поймете, что собой представляет тот мощный подсознательный заслон, который есть у всех нас и который так мешает многим стать добрыми.
Наконец, способность воспринимать прекрасное, оптимизм, духовность, игривость и чувство юмора — это качества, которые все традиционно считают факторами, сопутствующими счастью. Большинство из них соответствует высшей ступени пирамиды Маслоу — самоактуализации.
Хотелось бы вернуться к такому качеству, как смелость. Н. Максимов, создатель крупного российского металлургического холдинга, трижды проводил сорокадневные голодовки. В беседе с автором он рассказал, как после тридцатого дня первой голодовки почувствовал, что больше ничего не боится. Максимов считает, что именно после того, как он познал это ощущение, к нему пришел огромный успех. «Счастье — это отсутствие страхов», — сказал он. Может быть, это не то же самое, что «смелость — одна из основ счастья», но вы вправе выбирать, что вам ближе.
Чтобы немного развить эту тему, стоит, наверное, вспомнить роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В одной из сцен Иешуа смотрит на прокуратора и говорит, что его основная проблема — это страх. Мне почему-то кажется, что вся эта гениальная книга была написана ради этой сцены и конкретно ради этого изречения. Помните, как прокуратор после суда находит в пергаменте с записями речей Иешуа фразу, что основной грех — это страх? Тот самый страх, который во времена Булгакова пожирал сознание всех независимо мыслящих людей. Подумайте, сколько скрытых в вас качеств вы не способны проявить из-за того, что вам страшно. Из-за того, что вы боитесь «открыться», «показаться слабым», «отличаться от других», «вызвать критику окружающих»? Возможно, тогда вы согласитесь, что страх стоит и на пути благородных намерений, и на пути счастья.
Автор: Caймoн Baйн, управляющий директор «Альфа-Банка», заместитель руководителя инвестиционно-банковского блока.
Автор: Caймoн Baйн, управляющий директор «Альфа-Банка», заместитель руководителя инвестиционно-банковского блока.