А вы готовы выйти из зоны комфорта?
Все мы любим, чтобы все делалось правильно, но, с другой стороны, ошибки и несуразности – двигатель прогресса. Ведь благодаря им было придумано 50–60% ноу-хау. Конечно, неверное решение нередко оборачивается ущербом для компании или карьеры отдельного специалиста. Но только до тех пор, пока ситуация не проанализирована и не сделаны выводы. Как только урок извлечен, ошибка превращается в ценный опыт, а опыт – в прибыль. Поэтому покорный, послушный работник – это далеко не идеальный вариант для компании.
Любой человек приходит устраиваться на работу с добрыми намерениями. Изначально он на 95% лоялен к выбранной компании. Но со временем позитива становится меньше. Почему? В курилке ему рассказывают о том, что других сотрудников не устраивает, – ведь какая-нибудь «темная» сторона есть всегда. У человека падает энергия, желания гаснут. И в этой ситуации он делает выбор: сидеть и не высовываться или все же поступить так, как считает нужным, рискуя быть уволенным. Большинство выбирают первый вариант – и напрасно!
Отсиживаясь в своем углу, успеха не добьешься, а увольнение как расплата за активность – не самое страшное, что может с нами произойти. Более того, если сотрудника увольняют за живое отношение к делу – за это можно только спасибо сказать! Это значит, что его способности и компетенции компании не нужны. Но вовсе не факт, что они не будут востребованы в другом месте. Пытаться изменить ситуацию в любом случае лучше, чем отсиживаться за кипами бумаг.
Любая компания в момент ее создания и на первых этапах становления бизнеса использует тоталитарную систему управления. Это необходимо в начале пути, но со временем начинает тормозить развитие. И единственный путь к успеху – это демократия. Она проявляется как форма жизнедеятельности, при которой не требуется, да и невозможно все регламентировать с помощью инструкций.
В каком-то смысле демократическая среда некомфортна. И когда люди говорят, что они хотят свободы и демократии, – они заблуждаются. 99% населения предпочитают ходить по тротуару и жить по правилам, которые за них придумали другие. И только 1–2% всего человечества – это люди, способные сами для себя создавать правила. Они-то и становятся лидерами. Поэтому если вы привыкли поступать как все, то ваши шансы стать номером один равны нулю.
Очень выгодно и удобно находится под чьим-то крылом. Человек всегда стремится находиться в зоне комфорта. Это область, где он освоился и со всем справляется. Но именно поэтому там невозможно двигаться вперед и узнавать что-либо новое. В зоне комфорта вам всегда говорят «да», в зоне дискомфорта могут сказать и «да» и «нет». Есть также вероятность, что вы 99 раз получите ответ «нет» и только один раз – «да».
Но как только в зоне дискомфорта для вас прозвучит ответ «да», она превратится в зону комфорта. Так и происходит прогресс человечества. Работа с командой имеет свою специфику. Если лидер профессионально и личностно растет, а команда – нет, то рано или поздно дело закончится разрывом отношений.
Чтобы добиться успеха, нужно выйти из зоны комфорта.
И наоборот, если команда рассчитывает на развитие, а лидеру достаточно достигнутого, люди немного повременят и разбегутся. Существует только один критерий оценки подлинного лидерства. Настоящий лидер – это тот, кто сумел рядом с собой вырастить еще более сильных лидеров. Только слабый человек берет в свою команду людей слабее себя. Лидеры в 99% случаев в любой плохой ситуации находят хорошее, неудачники в любой хорошей ситуации – плохое.
Чтобы компания была успешной, сотрудники должны разделять ее ценности, воспринимать как свою. Если работник создает хороший продукт, но не пытается его рекламировать и продавать, значит, он нелоялен по отношению к компании. Если он, общаясь с друзьями, даже не задумывается о том, что кого-то из них можно пригласить на работу в свою фирму, он также не живет ее интересами: каждый сотрудник должен стать внутренним хедхантером, рекламистом, продавцом и т.д. Если работник считает компанию своим домом, то идет представлять ее на конференции и выставки не потому, что его заставляют, а потому, что он хочет всем рассказать о том деле, которым увлечен и в которое верит сам. А если не верит, то должен уйти из компании и не мучить себя.
Работа на фирме будет успешной, если исключить застой. Для этого необходимы постоянная смена кадров, ротация, нужно, чтобы каждый сотрудник видел перед собой определенную цель, стремился к ней, добивался и шел дальше. Например, сейчас мы проводим конкурс проектов, в котором может принять участие любой сотрудник. В предыдущем конкурсе на замещение должности директора мини-склада участвовали десять человек из разных отделов, среди которых, кстати, руководителей не было. Двое из них получили должности директоров.
Считается, что человек не может заниматься одним и тем же делом больше трех-четырех лет – у него истощается запас энтузиазма. 95% работников уходят из компании потому, что не находят общего языка с руководителем либо из-за отсутствия перспектив для личностного роста. Мы создали в компании систему, позволяющую менять сферу деятельности в поисках оптимальной самореализации. Кстати, уволенный работник не всегда плох. Часто в его неудаче виноват руководитель: неправильно оценил его при приеме на работу, некорректно поставил задачи, был плохим наставником, вовремя не поддержал и т.п.
В 95% случаев сотрудники, уволившиеся из нашей компании, хотят вернуться, и мы принимаем их обратно. Это дает определенные дивиденды: возвращаясь, они имеют другой взгляд на привычные вещи и всегда привносят в компанию что-то новое. Сейчас мы вводим такую систему, при которой 50% времени приходится на воспитание сотрудников в процессе работы, на общение с ними.
Для этого обучаем менеджеров приемам коучинга. Все это делается, потому что мы осознаем важность постоянных изменений. Компания, которая все время меняется – вот настоящий лидер.
Источник: Сергей Полонский