Что делать, если пропадает концентрация внимания
Очень часто при просмотре информации человек упускает важные детали. Сложная информация иногда настолько недоступна восприятию, что человеку хочется уйти от неё, отвлечься. Всё превращается в «сухой» набор знаков — ум с трудом цепляется за отдельный смысл.
Нередко отвлекающим маневром становятся замещающие информацию мысли, человек зацикливается на неприятных прошлых проблемах или на чем-то постороннем. Дело в том, что восприятие и осмысление информации не происходит без должного развития концентрации внимания.
Восприятие соединяет два существенных компонента – смысл и сенсорный стимул (сознание). Но, если бы человек воспринимал сразу все сигналы, которые поступают на рецепторы и воздействуют на мозг, то не хватило бы всех его ресурсов. Поэтому мозг обрабатывает ту информацию, на которую направлено внимание. Он действует по принципу избирательности. Наряду с памятью, внимание минимизирует усилия мозга.
Внимание – это отношение субъекта восприятия к объекту. Это отношение к конкретному объекту (предмету), в котором воплощены желания субъекта, цели или средства достижения. Именно реальный предмет объективирует психологические потребности субъекта, разделяя субъект и объект в сознании. До этого личность и эмоции слиты в одном состоянии. Желания и цели, будучи только эмоциями, начинают трансформироваться в смысловые единицы.
Например, если у человека плохое настроение в результате того, что он не успел утром попить чай, то по дороге он будет выделять все кафе на улице. Причина плохого настроения становится более-менее понятной. Подсознательная работа становится содержимым сознания. Иногда, когда объектом нашего внимание становиться личностный субъект его называют самосознанием.
Кроме того, внимание действует ещё более ювелирно, если это связано с практическим действием. Обычный камень во дворе не вызовет особого интереса, но, если необходимо забить гвоздь, его свойства – тяжесть и прочность – выделятся с помощью внимания из всей окружающей картины. Внимание отсеивает все несущественные свойства предмета и выделяет для сознания самое нужное.
Текст в отличие от реальных предметов содержит косвенную информацию о реальной ситуации. Так, текст в отличие от непосредственного восприятия предметов, несет минимум информации, исключая разносторонние сенсорные стимулы. Поэтому чтение учебной литературы ещё более усложняется, пропадает концентрация внимания.
Внимание и его важные параметры
Одним из важнейших психологических параметров внимания является волевая направленность сознания. Мало иметь в голове намеченную цель, необходим волевой импульс для её претворения в жизнь. Однонаправленность эмоций и чувств, когда цели ничего не противоречит, провоцирует человека на тот или иной поступок. Волевое усилие позволяет удерживать внимание от начала действия до конца. Например, дочитать всю статью целиком.
Воля влияет на плавное продвижение сознания сквозь мелкие цели к самой главной – приоритетной, не заостряя внимание на мелких деталях. Волевой импульс имеет и обратное воздействие на цель – подавляющее. Если цель неосуществима (или человек не видит всех вариантов её достижения), то она начинает подавляться, внимание притупляется.
Воля влияет на регуляцию нашего поведения, исключая импульсивные и социально не принятые поступки.
Воля и внимание также обуславливает механизм восприятия. Суть его в том, чтобы регулировать общий порог чувствительности в зависимости от сенсорного стимула. При волевом усилии чувствительность к определенным стимулам увеличивается, при этом подавляются все остальные стимулы. Таким образом, фокус внимания может смещаться, выделяя то одни смысловые фигуры в пространстве, то другие. Это хорошо видно на примере известного двойственного рисунка: на нем то воспринимается изображение молодой девушки, то, при смещении фокуса, образ старухи.
Важными характеристиками внимания являются – устойчивость и концентрация.
Устойчивость внимания — это время удержания объекта в поле сознания. Оно зависит от таких психологических факторов, как заинтересованность в информации, эмоциональный настрой, окружающий шум. К физиологическим факторам относят общее состояние организма. На устойчивость внимания имеет влияние присоединение к информации не одного сенсорного стимула, а несколько – сочетание звука и света.
Концентрация внимания – это насколько сильным является стимул, на который направлено внимание. При хорошей сосредоточенности на определенном действии (практическом или умственном), ум способен детализировать объект и проникать в его суть. В этом процессе отключаются посторонние стимулы и шум, исключаются пересечения разнородной информации, не имеющей отношение к поставленной задачи.
Виды внимания
Психологи определяют два вида внимания – непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Так, маленького ребенка невольно привлекают разные яркие предметы, новые люди и игрушки, которых раньше не было в комнате. Как правило, внимание у ребенка очень неустойчиво, его легко отвлечь. Действия игры у него пока непоследовательны. У ребенка постарше, после двух лет и до пяти, внимание играет важную роль в формировании речи. Происходит взаимный процесс контроля своего поведения с помощью речи и произвольного внимания. Развитие навыков происходит с помощью указательных жестов, вызывающих ассоциации предмета и «звукового» слова.
Непроизвольное внимание имеет установку и направленность на удовлетворения физиологических потребностей человека. Так, человек, который долго хотел пить, начинает искать сосуд с водой даже в том месте, где его обычно не бывает.
Новое событие или обстановка невольно привлекают внимание – это тоже считается непроизвольным вниманием. Например, нечасто можно увидеть человека, идущего по улице зимой в одной пижаме. Он привлечет внимание.
Произвольное внимание
Произвольное внимание ещё называют волевым вниманием. Человеку необходимо уже самому приложить все усилия, например, чтобы прочитать скучную инструкцию к телевизору. Важным психологическим фактором является личностный мотив, разные смысловые установки, эмоциональная заряженность. Отношение к цели, как изначально недостижимой, ведет заведомо к плохому результату.
Отдельно надо сказать про смысловую установку. В случае произвольного внимания должна преобладать мотивационная мысль «я должен», а не «я не хочу». Устойчивое и длительное внимание проявляется в отношении новой информации, если она актуализирует уже известную и присоединяется к старому опыту. Например, хорошо изученное иностранное слово выделяется сознанием в тексте и в речи наиболее четко, чем другие.
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания
Тренировка внимания заключается в том, чтобы научиться удерживать его как можно дольше на нужном объекте или мысли, не допуская других.
Один мудрец сказал: «Есть два способа носить воду: просто носить воду и носить воду с удовольствием». Любое дело, которое делается, должно делаться сосредоточенно. Если человек думает о будущем результате своей работы, то он делает не одно дело, а два. Не следует в момент выполнения думать о награде за свою работу или о её последствиях.
Для того чтобы не прерывать свою работу, не отвлекать внимание на незнакомые детали (например, при чтении), заранее просматривайте план (или текст). Пытайтесь дополнить его недостающей информацией.
- Когда неудовлетворены физиологические потребности организма, то внимание к другим занятиям практически отсутствует. Перед, как начать занятие следует проветрить окно или погулять на улице, немного перекусить. Стоит помнить, что переедание не способствует хорошей умственной работе и вызывает сильную сонливость.
- Улучшению работы мозга способствует прием витаминов группы В, железа, магния и белковой пищи.
- Различные запахи, например, запах лимона или апельсина способствует концентрации внимания.
- Метод развития на концентрацию внимания: сосредоточите свой взгляд на кончиках пальцев. И старайтесь удержать его длительно время, не отвлекаясь.
Организация рабочего пространства
- В комнате, где масса отвлекающих стимулов — звук телевизора, радио невозможно сосредоточить свое внимание на работе. Однако, обстановка комнаты, где абсолютно звенящая тишина тоже не помогает, а только расстраивает внимание. Необходимо найти «золотую середину», например, тихо включить медитативную музыку или медленный документальный фильм про животных.
- При планировании своих дел, не стоит забывать о том, в какое время ваш мозг наиболее активен. Ученные выяснили, что наибольшая мозговая активность проявляется в утренние часы с 9 до 12 часов и в дневное время с 3 часов до 7 вечера. У некоторых людей, наибольшая активность проявляется в ночные часы перед сном.
Специальные упражнения на тренировку внимания
- Упражнение «Найди букву». Упражнение для тех, кто постоянно пропускает мелкие детали (буквы) при работе. Нужно взять любой текст (газету или книгу). Выбрать для себя какую-то одну букву, например, букву «к». Пересматривая глазами текст, постараться подчеркнуть карандашом все буквы «к», какие встречаются. Затем это же упражнение проделывается, выбрав одно какое-то слово.
- Упражнение «Смещение фокуса». Попробуйте потренироваться смещать свой фокус внимания, когда едите в машине. Обратите внимание сначала на само стекло, потом на объекты, которые видны за стеклом. Также можно использовать двойственные рисунки.
- Упражнение «Созерцание зеленой точки». Необходимо взять лист бумаги, нарисовать на нем в середине зеленую точку. Каждый вечер перед сном по 5 – 10 минут смотреть на эту зеленую точку. В упражнение можно включить аутотренинг, особенно это полезно для людей, которые сильно сомневаются в себе. Вместо чистого листа бумаги, использовать лист со словами «я все смогу», «меня ждет успех» и так далее.
- Упражнение на открытость внимания. Наибольшая концентрация внимание проявляется при незнакомых или необычных ситуациях. Как только психика адаптируется к возникшим изменениям, внимание притупляется. Хорошим примером является фильм «Трасса-60», когда доктор показывает пациенту сначала обычные карты – пики черные и черви красные. Затем показывает необычные, где масть не соответствует цвету. Для тренировки такого внимания необходимо разными фломастерами на листе бумаги написать названия цветов, не соответствующие цвету фломастера.
- Упражнение на переключение внимания. Попробуйте совершать два действия одновременно. Например, возьмите любую книгу и начинайте читать, одновременно считая слова в тексте.
- Упражнение на отключения внимания, развитие наблюдательности. Для этого необходимо отпустить внимание, позволить мыслям приходить на ум спонтанно, так чтобы мысль свободно текла одна за другой. Внимание не должно сосредотачиваться на какой-то конкретной мысли.
Источник: wikium.ru