Артем Агабеков: Радость важнее денег
Представляю Вам своего собеседника. Это Артем Агабеков, владелец компании "Фабрика Окон" и агентства Adventum. Его называют одним из самых успешных предпринимателей современной России. О чем спросить такого человека? Я знал, что у Артема очень интересный взгляд на философию жизни и философию предпринимательства.
О философских вопросах в бизнесе
Зачем успешному бизнесмену, предпринимателю задавать себе глубокие философские вопросы?
Я думаю, что бизнес – это только одно из проявлений человека. Сейчас, в эпоху культа стартапов и проектов, типа "Бизнес-молодость", создается образ предпринимателя, обращающего внимание только на результат в виде возврата инвестиций, прибыли, объема денежного потока или доли рынка. Все эти показатели, безусловно, важны. Но, если зацикливаться только на них, то ты перестаешь видеть другую часть цветовой палитры. Там, где ты мог бы стать "предпринимателем жизни", ты становишься "просто предпринимателем". В чем разница этих двух понятий? На мой взгляд, как раз в тех вопросах, которые задает себе бизнесмен.
Какие это вопросы?
Ключевым является вопрос о смысле: "Зачем я занимаюсь бизнесом?". Но есть и другие вопросы. Что я создаю? Что предлагаю клиентам? Какой ценой я зарабатываю деньги? Развиваю ли я общество тем, что веду в нем свой бизнес? Способствует ли моя компания росту ее сотрудников? Решения, которые я принимаю, это решения "в сторону денег" или "в сторону жизни"?
Что такое "решения в сторону жизни"?
"Решения в сторону жизни" — это такие бизнес-решения, которые способствуют повышению частоты вибраций. Сейчас поясню. У каждой эмоции есть своя частота вибрации. У негативных эмоций вибрации более низкие, у позитивных – более высокие. Вы ведь смотрели документальный фильм "Вода"? Там на уровне научных экспериментов показано, как меняется кристаллическая структура воды, в зависимости от того, какие эмоции на нее направляет человек. Мы с вами на 80-90% состоим из воды. Поэтому выводы фильма, в некотором смысле, распространяются и на нас.
Частота вибраций бизнеса – это тот шлейф, который оставляет за собой ваш бренд. И самый очевидный показатель уровня таких вибраций – это степень радости, которая возникает у клиентов и сотрудников, при контакте с твоим брендом. Об этом хорошо говорит герой фильма "Пока не сыграл в ящик". По его мнению, когда после смерти человек попадает в Чистилище, то там для определения его дальней судьбы (рай или ад?), ему задают два вопроса: "Испытал ли ты радость в жизни?" и "Твоя жизнь принесла кому-нибудь радость?"
Предприниматель жизни – это тот человек, который сознательно задает себе минимум два вопроса. Выставляя продукт на рынок, я получаю или отдаю? Несет ли мое предложение радость? Ведь, если радости нет, то ты что-то не додаешь. Это относится и к взаимодействию со своими сотрудниками. Делаю ли я их работу более осмысленной? Или они просто механически приносят свои тела на работу?
О деньгах и радости
Радость важнее денег?
Да, радость важнее денег.
Что такое радость?
Михай Чиксентмихайи в своей книге "Поток" отвечает на этот вопрос и очень хорошо объясняет, в чем отличие радости от удовольствия. Удовольствие можно купить за деньги, а радость – нет. Почему? Потому что в радость, помимо материальной составляющей, входит еще множество компонентов. Радость испытывает человек, который достиг вершины горы. Откуда эта радость? В процессе восхождения у него было напряжение, опасность, риск, понимание цели и был очевидный результат, который позволил судить о достижении цели…. Если вы обратили внимание, то я сейчас перечислил составляющие Потока, которые выявил Михай. Радость возникает тогда, когда ты сконцентрирован, когда ты рискуешь, когда находишься в моменте "здесь и сейчас", когда получаешь результат, являющийся следствием твоих усилий. Радость – это награда за победу над собой. В удовольствии нет такой победы, потому нет твоего личного вложения.
Бизнес можно рассматривать в качестве духовной практики?
Понятие "духовная практика" очень растяжимое…. Я полагаю, что базовая функция основателя бизнеса – это управление психологическими ценностями компании. Эти ценности находятся на таком уровне, который можно считать духовным. Поясню.
Сегодня мы конкурируем корпоративными культурами. Основной рынок, на котором идет борьба, это рынок труда. На нем становится все меньше и меньше вменяемых людей. Многих из тех, кто сегодня мог бы прийти к нам на работу, просто "забыли" родить 20-25 лет назад, в тяжелые 90-ые. Мы стоим на пороге демографической ямы. Но проблема не только в этом. Судя по результатам опросов, 45% молодежи хочет работать в "Газпроме" и еще 45% мечтает свалить из страны. Это реалии современного российского бизнеса. В этих условиях мы, как предприниматели, хотим создавать компании, которые будут существовать долго и будут успешны. Как получить такой результат? Я знаю единственное решение. Оно состоит в построении того, что я называю "сознательным бизнесом".
Об осознанности в бизнесе
Что такое сознательный бизнес?
Если охарактеризовать такой бизнес одним словом, то этим словом будет "экологичность" (в широком понимании). Речь про экологичность в отношениях между бизнесом и сотрудниками, между бизнесом и клиентами, между бизнесом и поставщиками. Это высокий уровень доверия на всех уровнях. Например, доверия предпринимателя к своим топ-менеджерам.
Почему важно доверие? Доверяя, я даю шанс мое доверие оправдать. А дальше все будет зависеть о того, насколько правильно я выбрал человека.
Наверное, бывают разочарования?
Разочарования и ошибки дают возможность учиться точности. Важно понимать, что если сотрудник тебя подвел, то это совсем не означает, что данный человек — это "олицетворение зла". На самом деле, это не он плох. Это ты ошибся в выборе. И, конечно, сам факт ошибки не является поводом для отказа от парадигмы доверия.
Для глубокого осознания таких явлений хорошо подходит медитация.
О медитации
Медитация? Расскажите об этом подробнее.
Я говорю о медитации вне религиозного контекста. Для меня медитация – это практика осознанности и внимательности. Она развивает умение присутствовать. Обратите внимание на это слово – "присутствовать", т.е. "быть при сути".
В медитации ты тренируешь три навыка: концентрацию, сенсорную ясность и невозмутимость. Для чего? Чтобы вне прямой практики медитации проживать уравновешенное, умиротворенное и радостное состояние. Вы ведь знаете, что существует два уровня счастья? Есть поверхностное счастье – это удовлетворенность всех потребностей, жизнь в удовольствиях. Мы об этом уже говорили. Другой вид счастья – это счастье глубинное. Это уже история про осознанность, про переход от эгоцентрической позиции к мироцентрической, про экологичность, про радость, про сострадание.
Трудно быть умиротворенным, невозмутимым и счастливым, когда у тебя что-то рушится в жизни. Например, бизнес терпит крах или неожиданно прекращаются отношения с любимым человеком.
Во время предыдущего финансового кризиса многие менеджеры, не справившись с ситуацией, делали выбор в пользу самоубийства. Почему? Их эго не могло смириться с резкой сменой статуса, с ролью неудачника. Правда, решение о прыжке из окна, на мой взгляд, это самое лузерское решение… Но они предпочитали его. При этом есть пример человека, который в буквальном смысле слова переехал жить в картонную коробку. Он принял новую ситуацию и уже через пять лет отстроил новый бизнес.
С крахом глубоких близких отношений все труднее, потому что здесь включаются более сильные эмоции, чем в бизнесе. Если ты проживаешь такой болезненный период, то с помощью медитации у тебя есть возможность через внимательность и осознанность отследить это чувство, увидеть его. Посмотреть, какую реакцию оно запускает в твоем уме, какое возникает намерение, и какие ты предпринимаешь действия. Для этого нужно замедлиться и задать себе много некомфортных вопросов. Это не просто. Мы, как правило, наоборот ускоряемся, чтобы попытаться проскочить такие моменты. Иногда эта стратегия даже срабатывает. В результате все незакрытые вопросы вытесняются, уходят в подсознание и начинают оттуда фонить. Это рождает постоянное беспокойство и негатив. Рано или поздно он прорвется наружу.
Какое есть решение? Осознанность – это способ работы со страданием, способ справиться с болью. Чем больше осознанности, тем больше счастья. В кризисе мы должны дать себе время на то, чтобы сосредоточиться, закрыть глаза и честно зафиксировать все то, что происходит в нашем уме и в наших чувствах.
О бизнесе и хобби
Давайте затронем еще один аспект. Предположим, человек занимается любимым делом. Вкладывает в него душу. Испытывает от этого радость. Но это дело не приносит ему ожидаемых денег. С чем это может быть связано?
Может быть, тогда это не бизнес, а хобби?
А если из хобби хочется сделать бизнес?
Тогда эту деятельность необходимо модифицировать так, чтобы она начала генерировать денежный поток. Надо понять, где ты теряешь. Задать себе много вопросов. Почему нет результата? В чем ошибка? Чья это ошибка? Сколько тебя самого в этом проекте? Почем нет клиентов? Какого уровня у нас сервис? Достаточно ли он хорош? Насколько актуально наше предложение? И еще десятки вопросов. Если ты называешь свою деятельность бизнесом, то ты обязан найти способ ее монетизации и быть в этом успешным.
Часто сложности возникают из-за того, что людям настолько кайфово от того, чем они занимаются, что они вообще не рассматривают деньги в качестве результата. Или смотрят на деньги как на некую скверну, пачкающую их любимое детище. Тогда надо работать над своим отношением к деньгам. Если есть психологическое отторжение денег и всего того, что связано с богатством, то денег у тебя не будет никогда. Ты не пустишь их свою жизнь. В такой ситуации имеет смысл задуматься о том, почему ты не можешь объединить в одном проекте и радость, и деньги. Причем, не превратив это в "любовь за деньги". Достаточно оставить просто Любовь.
О любви
Тогда задам самый сложный вопрос. Что такое любовь?
Любовь – это поступок. Это всегда действие, являющееся следствием твоего отношения к другому человеку и к миру в целом. Любовь не является только заботой, потому что обычно забота – это история из темы взаимодействия матери и ребенка, из "материнских проекций", которые уводят в инфантильность. Я бы скорее сказал, что синонимом слова "любовь" является слово "сострадание". Почему именно сострадание? Потому что в любви я проживанию состояние другого человека, могу понять его ощущения.
Получается "я живу для этого человека"?
Нет, это была бы только забота. Я всегда живу для себя. Здесь нет жертвенности. Вместо этого я проживаю сострадание. Я испытываю радость от служения важному для меня человеку. Поясню на примере бизнеса.
Как руководитель я почти всегда выступаю ментором по отношению к своему сотруднику. Отсюда очень велик соблазн начать играть в Большого Папу и делать что-то вместо него. Это путь инфантильности. Какая есть альтернатива? Я хочу радоваться от того, что мой сотрудник успешен. Я хочу, чтобы он сам стал Мастером. У меня нет стремления подкормить свое эго, показав ему, какой я великий и сделав за него его работу. Это путь любви, путь сострадания.
Мы здесь много говорим о "высоких материях" (ценностях, Потоке, радости, любви), применительно к бизнесу. А, может быть, вся так называемая корпоративная культура – это только хитрый способ недоплачивать сотрудникам? Может, наша реальная цель – это психологическая манипуляция?
Если честно, то я не знаю ни одного случая, когда бы человека действительно сильно мотивировали только деньги. Зато я знаю десятки примеров, когда пришедший на большую зарплату руководитель лишал смысла деятельность своих сотрудников, и они уходили. Причем уходили, теряя в деньгах.
В моем понимании, корпоративная культура – это способ конкурировать на рынке труда не только деньгами. Люди ищут смыслы. Мы можем им их предложить. Мы можем способствовать повышению уровня запросов сотрудников, чтобы они приходили к нам в компании не только для удовлетворения "гигиенических потребностей".
О путешествиях
Знаю, что Вы много путешествуете. Какие путешествия Вам интересны? Зачем Вам путешествия?
Последнее время я часто бываю в Азии. Индия, Камбоджа, Индонезия, Бирма. Планирую отправиться в Бутан. Мне интересно через погружение в другую культуру, в другую философию жизни найти возможность вырваться из привычного для европейского человека контекста. Познакомится с цивилизациями, построившими и, главное, сохранившими свой способ жизни. Способ, отличающийся от проникающей везде глобализации и одинаковости.
Зачем мне это? Мне интересны люди. Я смотрю на мимические морщины беднейшего крестьянина в Бирме и понимаю, что он проживает свою жизнь в радости и удовлетворенности.
Знаете, когда эта радость заканчивается? Это происходит в тот самый момент, когда на крыше его хижины появляется антенна спутникового телевидения. Пришедшая информация сразу разрушает экологию его жизни, приносит ему шаблоны общества тотального потребления.
Может тогда разгадка счастья этих людей в их неведении? Пока они живут в своих деревнях и не видят этому альтернатив, они довольны тем, что имеют.
Возможно. Это называется эффектом ограниченного выбора. Если я прихожу в магазин и вижу там всего два вида сыра, то купив один из них я, вероятно, буду счастлив. А что будет, если мне предложить выбор из 50 видов сыра? Возможно, я буду страдать из-за того, что не смог попробовать еще 49 вариантов. Получается, большое разнообразие выбора вредит твоему счастья? Нет! Вредит не само разнообразие, а отсутствие уверенности в том, что я сделал правильный выбор. Это снова к вопросу точности.
http://sukhov.com/