Электронная музыка. Машина времени. Вспоминаем 1997-й
Девяностые – время, когда танцевальная музыка бурно развивалась во все стороны. Интересно было повсюду – в андеграунде ставились интереснейшие эксперименты, в мейнстриме чарты оккупировали танцпольные хиты. Примерно в это время Пол Окенфольд произнес свою знаменитую цитату: «Сегодня вертушки обошли по продажам гитары». К 1997 году, кажется, клубная культура достигла своего зенита во всех смыслах. В связи с большим количеством юбилеев синглов, альбомов, клубов и прочих артефактов, так или иначе связанных с 1997 годом, редакция Mixmag Russia решила вспомнить тот год в синглах, альбомах и воспоминаниях диджеев, не забыла поздравить «Пропаганду» и нашла еще пять клубов в мире, старше 20 лет.
10 АЛЬБОМОВ ГОДА
THE PRODIGY
The Fat Of The Land
Самый успешный, самый народный, самый популярный, да еще много в чем еще самый альбом британской группы. С выходом этого альбома многие молодые жители постсоветского пространства открыли для себя эту группу, открыли нечто такое, что называется rave, а группа, кажется, обеспечила себе пожизненные гастроли на одной шестой части суши.
DAFT PUNK
Homework
Для Daft Punk это был громоподобный старт и одновременный респект всем своим учителям. Для многочисленных музыкальных критиков еще одно доказательство того, что электронная музыка вполне органично смотрится в формате альбома. Для диджеев — здесь целая россыпь мощнейших треков, время над которыми оказалось не властно. А для слушателя — это еще один образец золотого фонда танцевальной музыки.
THE CHEMICAL BROTHERS
Dig Your Own Hole
Нельзя сказать, что первый альбом «химиков» был обделен вниманием, его скорее стоит воспринимать в качестве стартовой площадки, а ракетой, что вывела парней на глобальную орбиту, стал как раз «Dig Your Own Hole». Чуть более психоделичный, но вместе с этим и чуть более понятный — одним словом, в мире стало на один хороший альбом больше.
PAPERCLIP PEOPLE
The Secret Tapes Of Dr. Eich
1997 год для Карла Крэйга вообще во многом стал ударным (в этом же году Крэйг выпустил свой второй, во всех смыслах прекрасный, альбом). Но альбом (хотя точнее было бы назвать его подборкой треков) под псевдонимом Paperclip People перебил вообще все. Среди диджеев и любителей техно и хаус-ритмов он мгновенно обрел статус классики, а под «Throw» или же «The Floor» танцполы скачут и сегодня.
RONI SIZE/ REPRASENT
New Forms
Всякий, кто хотя бы раз слышал басовую партию «Brown Paper Bag» сразу же понимал — это классика. И всякий, кто хотя бы раз слышал «Heroes» понимал, что, наверное, ради таких моментов музыка нужна людям. Этот альбом, кажется, собрал все культурное наследие черной культуры, из которой и сегодня музыка черпает энергию жизни. Наряду с «Timeless» Голди «New Forms» Рони Сайза является главным альбомом в драм-н-бейсе.
WAY OUT WEST
Way Out West
Внушительного размаха дебютный альбом двух англичан — Ника Уоррена и Джоди Вистерноффа в котором они попытались (и успешно!) смешать все свои любимые музыкальные жанры: брейкбит, техно, транс и духоподъемный хаус. При этом во время работы явно равняясь на великие танцевальные альбомы, вроде «Leftism» Leftfield. В итоге получился самый настоящий слепок времени, который к тому же прекрасно вписался в поп-мейнстрим.
ROMANTHONY
Romanworld
«Если бы Принс писал бы хаус-музыку, то тогда у него получился точно такой альбом», — написал в одной из рецензий один из критиков в 1997 году и, в общем-то, оказался прав на все сто процентов. Эталон хаус-альбома. Диджеи и критики потом налепили ему категорий — гараж, дип-хаус и прочее — но это все неважно. Важно то, что альбом так и остался во многом недостижимым идеалом для подавляющего количества хаус-музыкантов.
NU YOURICAN SOUL
Nu Yourican Soul
У Кенни Гонзалеза и Лу Веги примерно миллион псевдонимов (самый известный — Masters At Work) и богатейшая биография. Под именем Nu Yorican Soul в 1997 году они записали фактически свой программный альбом, который наполнили разнообразными оттенками соула, фанка и хауса. Кто говорил что хаус делают машины? Вы глубоко заблуждаетесь!
LUKE SLATER
Freek Funk
Первую половину девяностых Люк Слейтер преимущественно действовал как Planetary Assault System, записывая всеуничтожающее техно и (иногда) эмбиент для путешествий в глубокий космос. К 1997 году он отбросил псевдонимы, записал альбом, которым и показал всем вокруг — в диапазоне от UR до The Chemical Brothers — что такое «техно».
DAVID HOLMES
Let’s Get Killed
Когда-то этот ирландский диджей играл техно и скакал на рейвах, но к 1997 году эта свистопляска его окончательно утомила, он открыл для себя мир соула, фанка и джаза и с тех пор уверенно двигается в заданном направлении. А этот альбом и сегодня цветет пышным цветом.
10 СИНГЛОВ ГОДА
ROY DAVIS JR.
Gabriel
Американский хаус-деятель записал настолько проникновенный, настолько теплый и человечный трек, что уж сколько времени с той поры прошло, а если какой-то умный диджей поставит эту песню на афтепати, то сразу поднимет на ноги весь танцпол.
LAURENT GARNIER
Crispy Bacon
Наверное, главный (после «The Man With Red Face» конечно же) трек французского техно-маэстро. Жесткий, быстрый, фанкующий. До сих пор способен устроить кавардак на танцевальном мероприятии любого масштаба.
NALIN & KANE
Beachball
На этот трек за 20 лет сделали какое-то непостижимое количество ремиксов, реэдитов и каверов, но оригинал так никто и не переплюнул. Попсоватое звучание, непритязательный мотив, но трек этот обладает удивительным качеством — мало того, что она пробуждает хорошие воспоминания, так еще и создает ощущение будто ты оказался на хорошей пляжной вечеринке.
DOUBLE 99
RIP Groove
Единственный, наверное, раз когда такая нишевая штука как гэрридж оказалась в мейнстриме (пусть и ненадолго). Жирные, легко узнаваемые басы, эффектно искаженные вокальные сэмплы — вот вам и спид-гэрридж. Музыка эта была мгновенно растиражирована по всему миру и доведена до идиотского состояния (помните Klubbheads?) и от того спустя сезон уже вызывала головную боль.
UNDERGROUND RESISTANCE
Codebreaker
Мэд Майк и его фанкующие машины в действии! О том, что техно мертво вовсю говорили и тогда, и сейчас, но жанр продолжал свое развитие. Когда кто-нибудь снова поднимет эту тему, просто поставьте ему этот трек.
JUNGLE BROTHERS
Jungle Brothers (Urban Takeover Mix)
Хип-хоп и драм-н-бейс братья навек? Ну, по крайней мере, так это представлялось в середине 90-х. Особенно, когда Микки Фин и Афродайт сделали свою версию известной песни хип-хоп-проекта. Еще скажите, что вы под этот трек не танцевали!
ULTRA NATÉ
Free
Середина 90-х это еще и золотое время вокального хауса и див. И пусть у Ultra Naté больше не было хитов такого масштаба, но чтобы запомниться навсегда ей хватило всего одной песни. А мудрые Mood II Swing в своей версии превратили эту песню в полноценный гимн клубных танцполов.
MOODYMANN
Dem Young Sconies
Уже 20 лет как этот трек не покидает диджейские сумки. Простой, качающий грув — вот и весь секрет этого трека. Становится совсем неважно, что это за жанр — каждый диджей знает прекрасно, этот трек, поставленный в нужный момент, способен поставить на уши весь танцпол. Абсолютная классика! Впрочем, как и дебютный альбом Мудимэна, вышедший в том же году.
JONNY L
Piper
Сведя друг с другом качающий бас и инопланетные звуки у Jonny L получился самый настоящий монстр, который на скорости 180 ударов в минуту разносил танцполы в щепы. Мрачный, захватывающий и нереально крутой трек.
AIR
Le Soleil Est Pres De Moi
Пока Daft Punk в то время просто разносили все своей энергетикой, другой французский дуэт служил своего рода противовесом. Любовь к мягкой психоделии шестидесятых, позвякивающие аналоговые синтезаторы — спустя год они выпустят целый альбом и вся история примет совершенно иной оборот. Да и Daft Punk потом и сами сбавят накал страстей.
В МОСКВЕ ОТКРЫЛАСЬ ПРОПАГАНДА
Для любителей андеграунда в 1997 году в Москве работал «Луч» (которым управляли люди из закрывшегося «Птюча»), для тех, кому нужно чтобы все было VIP работал «Титаник», а югославы стали обкатывать новую модель VIP-поведения в только что открывшемся «Джаз-кафе». Конечно же, работали и другие танцевальные заведения, однако клубной Москве не хватало золотой середины и умеренности. Она появилась только с открытием «Пропаганды».
«Мы хотели сделать веселую ночную дискотеку, - рассказывал несколько лет назад один из владельцев заведения, Кирилл Салдадзе. - Конечно, в то время уже были клубы, в которых играли профессиональные диджеи, как это было, например, в клубе «Птюч». Но мы считали, что нам нужна другая музыка, а диджеев мы можем вырастить сами. О профессиональных диджеях речь тогда не шла». С ним соглашается и Сергей Санчес, резидент «Четвергов Санчеса», вечеринок, которые идут без перерыва с 1998 года: «Поначалу место было совершенно немодным – такое арт-заведение, - рассказывал он в интервью «Большому городу». – Тусовка копилась постепенно». Со временем ночная часть заведения стала столь же знаменитой, как и его дневная.
20 лет – это гигантский срок даже по человеческим меркам, и самое удивительное в этой истории заключается в том, что «Пропаганда» так и осталась эталоном золотой середины клубной жизни столицы.
5 КЛУБОВ СТАРШЕ ПРОПАГАНДЫ
MINISTRY OF SOUND
Знаменитая клубная империя выросла из клуба, который расположился в бывшей автобусной станции и старался следовать заветам легендарных нью-йоркских клубов уровня Paradise Garage. Первая вечеринка в клубе состоялась 21 сентября 1991 года и поначалу музыкальная политика клуба повторяла политику американских клубов. Однако под руководством Джеймса Палумбо клуб быстро превратился в полноценную империю и вряд ли на планете остались клабберы, которым был бы неизвестен логотип MoS.
TRESOR
Техно-мекка и берлинская цитадель открылась в 1991 году в Восточном Берлине в бывшем денежном хранилище универмага Wertheim, отсюда и название клуба — с немецкого «сейф». Клуб был не единственным местом в Берлине где звучала техно-музыка (обычно наиболее радикального толка), но оказался долгожителем. Благодаря Tresor была налажена связь между Берлином и Детройтом, на одноименном лейбле вышло (и продолжает выходить) огромное количество классического техно, сам клуб пережил переезд, а его основатель и духовный лидер, Димитри Хегеманн сегодня вынашивает планы по запуску техно-клуба в Детройте.
REX
Колыбель французского клубного движения. В 1980-е задумывался как концертная площадка для «состоятельных господ», но заведение довольно быстро пришло в запустение. Здесь свои первые техно-вечеринки по возращению из Англии в начале 1990-х стал организовывать Лоран Гарнье и с тех пор это заведение старейшее в городе, где звучит хаус и техно.
AMNESIA
Клуб ведет свою историю с 1976 года, когда Антонио Эскохотадо решил запустить на Ибицу дискотеку «Уроки забвения», правда сразу же нашел более подходящее слово — Amnesia. Именно в этом клубе в 1987 году английские диджеи услышали эклектичное выступление резидента — Альфредо Фиорито — и воодушевленные привезли новое звучание к себе домой в Лондон. Клуб очень тщательно следит за своей музыкальной политикой и регулярно перетрясывает свою программу (что не мешает вечеринкам «Cocoon» Свена Фэта идти в клубе каждый сезон на протяжении многих лет).
SUB CLUB
Совершенно крошечный (вместимость — 410 человек) клуб в шотландском Глазго, существует с 1987 года. Однако несмотря на свои небольшие размеры это заведение уже 30 лет играет крайне важную роль. Здесь переиграли все мыслимые и немыслимые диджеи и артисты, шотландцы вообще считают это заведение своим культурным достоянием, а некоторые вечеринки (например, «Subculture») проходят на постоянной основе без малого пару десятков лет. Самое важное состоит в том, что энергетика в клубе царит по-прежнему такая же, словно и не было этих 30 лет.
5 ДИДЖЕЕВ ВСПОМИНАЮТ 1997 ГОД
LTJ BUKEM
Лучшая пластинка 1997 года?
Artemis – Silver Dawn
Чем позитивным запомнился 1997 год?
Насколько мы здорово продвинулись, оставаясь при этом независимыми. Борьба продолжается.
Чем негативным запомнился 1997 год?
Тем, как люди относились к тому, что мы делаем. Вместо того, чтобы принимать участие, они предпочитают нас говнить.
Что вы думаете о:
а) «Телепузиках»
Ничего не думаю. Я телевизор не смотрю вообще, даже если там идет футбол.
б) спид-гэрридже
Ха! Ха! Ха! Смешно смотреть, как люди веселятся под старые сэмплы.
ДЭЙВ КЛАРК
Лучшая пластинка 1997 года?
Глупость какая – выбирать одну пластинку! Вышло же огромное количество музыки начиная от I-F «Space Invaders Smoking Grass» до промо трека Стю Гранта, который выйдет скоро на Embryo. Так что ограничивать себя совершенно неправильно.
Худшая пластинка?
От Dario G. И нет, это не «Barby Girl», потому что это настолько очевидно, что даже стоит упоминания.
Чем позитивным запомнился 1997 год?
То, что впервые подписал шестизначный контракт. И то, что это не имеет никакого отношения к музыкальной индустрии. Это я специально подчеркиваю для тех, кто сейчас подумает, что музыкой я занимаюсь ради денег.
Чем негативным запомнился 1997 год?
Тем, что коммерция уже не вписывается ни в какие ворота. Сейчас ситуация даже хуже, чем в 1996 году. А многие, так называемые деятели андеграунда играют коммерческую музыку.
Что вы думаете о спид-гэрридже:
То, что это просто такой способ для людей, которые напечатали кучу сборников «То, что я называю гэрриджем» и теперь начать печатать другую кучу «То, что я называю спид-гэрриджем». И начать убеждать всех вокруг что вот теперь-то начинается абсолютно новая история. Но это не так.
APHEX TWIN
Лучшая пластинка 1997 года?
Сборник работ Эрика Сати.
Худшая пластинка?
Я не знаю.
Чем позитивным запомнился 1997 год?
Знакомством с Нану.
Чем негативным запомнился 1997 год?
Давать интервью.
Что вы думаете о:
а) «Телепузиках»
А там сколько уже эпизодов вышло? Они же все похожи. Я вечно путаюсь в них. Не то, чтобы они мне нравились или не нравились, но это уж явно получше будет остального дерьма, что крутят по ТВ.
б) спид-гэрридже
А это еще что такое? Ни разу не слышал.
DEEP DISH
Лучшая пластинка 1997 года?
Разрываемся между Radiohead «OK Computer» и Roni Size/ Repazent «New Forms».
Худшая пластинка?
Aqua «Barbie Girl» или же «Bitch» Мередит Брукс.
Чем позитивным запомнился 1997 год?
Али встретился с Джен.
Чем негативным запомнился 1997 год?
Хип-хопом с большими бюджетами и стремлением угодить радио.
Что вы думаете о спид-гэрридже?
Не знаем, честно говоря не совсем в теме, но кажется это просто тупые копии Арманда ван Хелдена, то что всякие RIP Groove делают. Но вот пластинка Dreem Teem нам очень нравится.
ПИТ ТОНГ
Лучшая пластинка 1997 года?
Альбом Verve. Альбом Дэвида Холмса. «The First Weekender» Arab Strap и «Digital» Голди.
?Худшая пластинка?
Большинство пластинок полное говно. Официально.
Чем позитивным запомнился 1997 год?
Денис Бергкамп.
Чем негативным запомнился 1997 год?
Было много потерь.
Что вы думаете о…
а) «Телепузиках»
Хочется их всех отпинать. Мне кажется они там под какими-то тяжелыми наркотиками живут.
б) спид-гэрридже
Само название уже абсурд – опять пресса ярлык придумала. Было довольно любопытно наблюдать за эволюцией этого звучания с момента как Арманд Ван Хелден выпустил свои ремиксы в 1996 году. Но сейчас, как и во всех других музыкальных жанрах – большинство абсолютная фигня.
Источник: https://mixmag.io/