Как правильно заботиться о винтажной аудиотехнике – советы от экспертов
У многих старая аппаратура – магнитофоны, плееры, видео- и электропроигрыватели – пылятся в кладовке, гараже или на антресолях. Однако, некоторые люди не просто коллекционируют их, но и используют, предпочитая винтажные звук и видеоряд современным аналогам. Например, собирают виниловые пластинки и наслаждаются атмосферой прошлого века.
Тем, кто не планирует расставаться с любимыми проигрывателями, важно понимать: для их качественной и долгой работы нужен правильный подход. Во-первых, бережное обращение: в отличие от современной техники, винтажное оборудование сложнее починить. Особенно если какие-то детали перестали производить – в таком случае ремонт может обойтись дорого и занять продолжительное время.
Чтобы техника долго служила, важно соблюдать простые предосторожности. Так, лучше беречь её от попадания прямых солнечных лучей, использовать сухую салфетку из микрофибры для протирания пыли, а для более стойких и глобальных загрязнений – влажную, но хорошо отжатую. Многие представители винтажа не любят воду, поэтому после обработки всю влагу стоит насухо вытереть.
Конечно, одной гигиеной корпуса не обойтись: пыль с легкостью оседает во внутренних элементах, поэтому необходимо проводить регулярную внутреннюю чистку. Не стоит рисковать и делать это самостоятельно, особенно если нет должного опыта и знаний. Ремонт и профилактическое обслуживание винтажной аудиотехники лучше доверять мастерам своего дела – сервисным центрам. Например, творческое объединение Muzotdel выстроило целую структуру –«Звукоремонт». Мастера ремонтируют не только современную аппаратуру для звука и света, но и винтажную аудиотехнику. К ним также можно обратиться за услугами профилактического обслуживания и реставрации как электронной части аппаратуры, так и внешнего вида. Работают специалисты как с отечественной, так и с импортной техникой довоенного и послевоенного производства.
«Для многих ценителей винтажной аудиотехники – особенно коллекционеров – важно наличие оригинальных деталей. Ведь именно они позволяют аппаратуре соответствовать своему времени, а именно – тем звуковым характеристикам, которые заложил в нее производитель. Если заменять детали на современные аналоги, звучание может измениться, да и общий дух будет уже не тем. При этом найти оригинальные детали бывает не так-то просто. Мы понимаем боль коллекционеров, поэтому в арсенале «Звукоремонта» много ламп, а также других компонентов отечественного производства послевоенного периода», – отмечает директор «Звукоремонта» Александр Корякин.
Своевременное профилактическое обслуживание позволяет поддерживать рабочее состояние и предотвращать поломки. Ведь, если вовремя обнаружить проблему и найти ей решение, можно избежать дорогостоящей замены компонентов. В случае с винтажной аудиотехникой это особенно критично. Важно понимать, что замена деталей на неоригинальные может повлечь не только другое звучание, но и расстраивание оборудования. Настроить его обратно может быть непросто – возможно, потребуется замена неподходящей детали и помощь опытных мастеров. Во многих случаях работа специалиста обойдется еще дороже, чем если бы владелец сразу обратился в сервисный центр.
Немаловажный момент – повреждения, которые могут возникнуть на технике. Например, на корпусе. Некоторые владельцы также стараются решить проблему самостоятельно и достают из шкафа полироль или химические средства для очистки. Если нет понимания из чего сделан корпус и как на него могут повлиять те или иные инструменты и средства, то делать этого не стоит – такая самодеятельность может закончиться плачевно. Так, нередки случаи, когда появлялось ничем не убираемое пятно, менялся оттенок или образовывалось повреждение, устранить которое можно лишь только полной заменой корпуса.
Если во время эксплуатации винтажного оборудования возникли вопросы или проблемы, всегда лучше сразу обратиться за помощью к профессионалам.