Как санкции изменят сегмент модной одежды: чего ждать российским брендам
Западные санкции – ответ на спецоперацию России – отразились на всех сферах жизни россиян. В том числе – на сегменте модной одежды: так, стоимость люксовых брендов растет, а некоторые поставки в страну и вовсе отменяются. О том, что ждет рынок дальше, с какими проблемами могут столкнуться отечественные бренды одежды и как с ними справляться, рассказывает сооснователь российского бренда модной одежды a quick buck Роман Уралович.
Вводимые европейскими странами санкции сказываются на экономике страны: в короткие сроки наблюдался резкий рост курсов доллара и евро относительно рубля, а контрмеры затрагивают в том числе крупные российские банки, известные компании, политиков и даже спортсменов. На ситуацию с курсом отреагировал и ЦУМ: представленные в нем магазины люксовых марок поднимут цены на 20-30%. Тенденцию роста цен в fashion-сегменте подтверждают эксперты Fashion Consulting Group, в 2022 году цены на одежду и обувь вырастут в среднем на 15–25%. Некоторые отдельные категории могут подорожать еще сильнее. Например, из-за удорожания сырья обувь из ЭВА – непромокаемого материала – будет стоить на 20-30% дороже, а кожаная обувь – на 5-15%.
Причина удорожания в постоянном росте курса доллара и евро к рублю – такая тенденция наблюдалась последние несколько лет и особенно усилилась в связи со спецоперацией России на Украине. В октябре 2021 года доллар был в пределах 70 рублей, а евро – 82-85 рублей, а 28 февраля 2022 года курсы выросли до исторического максимума – 110 рублей за доллар и 123 рублей за евро.
Как отмечает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, рост цен и потенциальные ограничения импорта известных брендов заставляют россиян в спешке приобретать одежду и обувь тех компаний, которые могут стать недоступны в стране в ближайшее время. На данный момент предметы роскоши не попали в список санкций Евросоюза против России. Однако многие компании останавливают импорт добровольно. Так, стало известно, что Yoox Net-a-Porter Group (принадлежат зарубежные ритейлеры Mr Porter, Net-a-Porter и Yoox) приостанавливает доставку товаров в Россию.
Озадаченность происходящей в мире ситуацией высказал президент Итальянской палаты моды Карло Капаза. Так, санкции наверняка ударят и по люксовой экономике: под угрозой может оказаться экспорт в Россию предметов роскоши на сумму более 1 миллиарда евро. Мнение Карло Капаза поддерживают не все эксперты. Многие уверены: россияне, приверженные определенным зарубежным брендам, почувствуют на себе санкции, а флагманские модные бренды – нет. Так, по оценкам Morgan Stanley, на российских потребителей приходится менее 2% всех продаж мировых брендов класса люкс. И любые ограничения на экспорт в Россию не нанесут индустрии моды урон – ни в плане оборота, ни в плане экономики.
«Рынок люксовой моды сейчас стоит перед лицом изменений. Уверен, что ситуация и дальше будет усложняться – брендам придется подстраиваться под грядущие перемены. Они открывают очень хорошие перспективы для наращивания внутренней бизнес-политики и развития импортозамещения. Потому что люди и дальше будут стремиться к моде, а цены на импортную одежду будут расти. Так что сейчас самое время развивать собственные локальные бренды», – пояснил Роман Уралович.
Как отмечает эксперт, для этого необходимо учитывать изменения, которые затронут моду. Так, российские брендовые производства очень зависят от поставок импортных тканей. По мнению Романа Ураловича, полностью импорт не прекратиться даже под санкциями, а если объем окажется недостаточным, всегда есть возможность переориентации с Европы на Азию: Китай, Турцию и Индию. Переориентация не только позволит развить экономику стран-участниц, но и даст возможность брендам поработать с тканями с новыми свойствами. В том числе – изменить свои издержки.
Если вопрос с импортными тканями стоит не так остро, то проблема взаимодействия с иностранными покупателями для российских брендов весьма ощутима. Уже сейчас приостановлены отправки товаров, нет возможности доставок и существуют серьезные сложности по взаимодействию с международными платежными системами. В сложившейся ситуации российским брендам важно не паниковать и идти вперед – активно развивая торговлю внутри страны, делая упор на онлайн-оплату и доставку. Ведь внутри России сосредоточен огромный рынок, который нельзя игнорировать. Он исчисляется колоссальными объемами средств – нужно просто занимать освободившиеся позиции и развиваться.
Еще один нюанс затрагивает рост цен и нестабильность курса. Эксперт уверен: в будущем рубль стабилизируется и максимальное расхождение останется в пределах 10%. Конечно, на это потребуется определенное время – и рассчитывать на быструю стабилизацию не стоит.
«Цены вырастут в любом случае – где-то заметно, где-то не очень. Могу сказать одно: не стоит повышать их бездумно. Со своей стороны мы в a quick buck постараемся сохранить цены на том же уровне. Этой политики мы придерживаемся вот уже шесть лет: за все эти годы мы ни разу не подняли цены на белье и купальники, а последние два года держим цены и на одежду. Мы понимаем, что ее можно сохранять. Да, с одной стороны, мы зарабатываем меньше со временем, потому что поставщики и партнеры увеличивают свои расценки. Но с другой стороны, мы сохраняем цену для клиентов, потому что для нас клиент всегда в приоритете», – комментирует Роман Уралович.