Менеджмент и знания

12 основных причин, почему закрываются стартапы

В 2021 году компания CB Insights провела анализ причин, которые могут привести к провалу стартапа. Согласно их исследованию, существует 12 основных причин неудач. Ниже мы подробно рассмотрим каждую из них. 


1. Закончились деньги / не удалось привлечь новый капитал

Исчерпание средств, связанное с неспособностью привлечь финансирование, было основной причиной неудачи стартапов в анализируемой выборке.

Почему инвесторы не поверили в проект и не захотели вкладываться? Очень часто за этой мотивацией стоят другие сопутствующие причины: команда не внушает доверие, неадекватная документация по проекту от презентации до бизнес-плана.

Основатели должны говорить с инвесторами на их языке. Поэтому проведите тщательную проверку документации, обратитесь за помощью к внешним консультантам в областях, в которых у команды есть пробелы, а также попытайтесь создать свою «команду-победительницу». 

Истощение средств может быть связано с неумением управлять денежными потоками. В этом случае рекомендация одна – приобрести хотя бы базовые навыки в экономической и финансовой сферах, или обратиться за помощью к специалистам.

Важной переменной в процессе привлечения средств является время, поэтому ускоряйтесь, иначе будет уже слишком поздно искать инвестора.

2. Отсутствие спроса

Совет всем начинающим основателям стартапов – проверяйте потребности рынка до основания стартапа. После запуска будет печально обнаружить, что рынка нет. 

3. Обошли конкуренты

Как только бизнес-идея будет апробирована, другие могут попытаться извлечь выгоду из этой же возможности. 20% «посмертных вскрытий» стартапов связывают неудачи с присутствием или появлением конкурентов, с которыми они не смогли тягаться. Чтобы избежать провала по этой причине, проведите исчерпывающий анализ рынка и конкурентов.

Инструменты, которые можно использовать для анализа:

  • изучение экосистем роста;
  • анализ горизонтов роста;
  • графическое представление рынка;
  • анализ пяти сил Портера;
  • сравнительная таблица;
  • графы Исикавы;
  • Квадрат Декарта;
  • исследование ценностного предложения.

4. Несовершенная бизнес-модель

Многие стартапы так и не нашли наиболее подходящую бизнес-модель, которая должна быть устойчивой и масштабируемой. 

Инструменты, которые можно использовать для построения бизнес-модели:

  • Business Model Canvas
  • Lean Model Canvas

Эти инструменты помогают экспериментировать и понимать, какая бизнес-модель является наиболее эффективной и действенной.

5. Нормативно-правовые проблемы

Иногда стартапы развиваются так быстро, что внезапно попадают в зону юридических сложностей, которые в конечном итоге могут привести к провалу. Необходимо с самого начала планировать решение юридических вопросов, заранее готовиться к изменениям регулирования, которые могут произойти. Во время быстрого роста компаниям приходится соблюдать сложные правила, но небольшие игроки часто не успевают это делать. Лишь немногие стартапы создают подробные планы соблюдения нормативных требований на годы вперед.

Имея прогрессивную культуру соблюдения требований, компания может расширять свои нормативные обязанности, снижая при этом собственные риски. 

6. Проблемы с ценообразованием

Определить правильную цену очень сложно:

  • Слишком низкая цена может быть вредной для покрытия затрат на стартап, сделать его неприбыльным.
  • Слишком высокая цена поставить проект в невыгодное положение по сравнению с ценами конкурентов. Можно упустить шанс на победу. 

Проведите тщательный анализ конкурентов и их продуктов, чтобы адекватно позиционировать себя и, в то же время, убедиться в устойчивости вашего бизнеса, обеспечив, по крайней мере, покрытие всех ваших затрат. Проверить цену можно с помощью A/B-тестов.

7. Ошибки в командообразовании

Диверсифицированная команда с разными наборами навыков обычно упоминается как решающий фактор для успеха стартапа. Большой процент неудач проектов происходит из-за неподходящей или слабой команды. Таким образом, наличие команды с нужными навыками и духом имеет важное значение для стартапа.

Что надо продумать, чтобы подготовить команду: 

  • мягкие навыки, жесткие навыки и комплементарность навыков;
  • мотивация, миссия, видение и ценности;
  • управление командой;
  • KPI и мониторинг результатов.

Сплоченная команда важна, но навыки каждого участника не менее важны для инвесторов, чтобы стартап вызывал должное доверие. Поэтому важно позаботиться о личном бренде каждого члена команды.

8. Несвоевременный запуск продукта

Если вы запустите продукт слишком рано, пользователи могут счесть его недостаточно хорошим, и заставить их изменить отношение может быть сложно, если их первое впечатление будет негативным. Если вы запустите продукт слишком поздно, то можете упустить возможность стать первым игроком и воспользоваться этим преимуществом. Поэтому будьте осторожны в оценках правильного времени для запуска.

Однако, анализ горизонтов роста также важен, поскольку он позволяет решить, чего вы хотите: улучшить зрелую отрасль или изучить варианты в новых областях. От этого выбора будет зависеть тип создаваемых инноваций. Можно обновить существующий продукт/услугу или создать инновацию, которая не сразу будет востребована рынком. В последнем случае, вы расширяете рыночный потенциал, или, возможно, делаете прорыв, который будет представлять собой долгосрочную инвестицию.

Правильное и продуманное планирование запуска продукта стартапа является важнейшим фактором его успеха.

9. Низкое качество продукта

Разработка прототипа, подтверждение заказа на покупку (POC) и, наконец, MVP (продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями) может иметь решающее значение. Все это позволят быстро протестировать продукт или услугу перед выходом на рынок. Позже вы решите, стоит ли инвестировать в другие ресурсы, но когда будет разработан реальный продукт, необходимо будет инвестировать в правильные ресурсы для получения качественного результата.

10. Разногласия сооснователей или инвесторов

Разногласия часто возникают как в самих стартап-командах, так и между командой и инвесторами. Неразрешенные противоречия приводят к замедлению в принятии решений, разочарованию, снижению усилий и производительности персонала. Как правило, напряженность в отношениях учредителей и инвесторов возникает по вопросам: использования капитала, назначения членов команды, ходу проекта, изменениях в продуктах или планах и т. д.

Методы и инструменты, как остановить дисгармонию, убивающую стартап?

  • Официальные документы: соглашения акционеров, соглашения соучредителей, соглашения об андеррайтинге, операционные соглашения и вес голосов учредителей.
  • Операционные документы: бизнес-план, финансовый план с подробным определением дорожной карты и запланированных KPI.
  • Внешние участники: советы директоров, наставники, посредники и консультанты.
  • Управление: процессы и подобные процедуры.

К сожалению, многие основатели и инвесторы упускают возможность использовать эти инструменты, потому что считают их неудобными. Регулируя и дисциплинируя отношения между соучредителями и инвесторами, можно заложить основы успешного стартапа.

11. Сбой в точке разворота

Pivot – это изменение курса движения стартапа с целью протестировать новое направления развития. Как правило, под этим термином понимают значительные изменения в бизнесе, которые нужны для того, чтобы помочь стартапу справиться с трудными временами, стать лучше и остаться на рынке. Возникает вопрос: такое резкое маневрирование – это надежная бизнес-стратегия, или отчаянная попытка спасти разоряющуюся компанию? Такие изменения могут сработать очень хорошо, а могут привести к провалу стартапа. 

Общепризнанно, что стартапы должны менять направление только тогда, когда это необходимо, при тщательном планировании и продуманном исполнении. Все сталкиваются с трудностями на пути к успеху, но необходимо знать разницу между препятствием и невозможностью. Важно понимать, когда пора проявить настойчивость, а когда пора сдаться.

12. Выгорание/потеря интереса

Основатели стартапов плохо справляются с соблюдением баланса работа – личная жизнь, поэтому риск выгорания реален. Выгорание можно определить как эмоциональное, умственное и физическое истощение, которое может быть вызвано чрезмерным и длительным стрессом.

Несмотря на то, что стартапы привлекают разные типы сотрудников, большинство из которых энергичные и целеустремленные, стресса на работе в таких проектах больше, чем в устоявшихся компаниях. К тому же, как правило, речь идет о небольших компаниях, но с теми же сложностями, что и у крупных. Они часто недоукомплектованы персоналом, и сотрудники вынуждены брать на себя ответственность за несколько ролей. Когда обязанностей становится слишком много – сотрудники выгорают.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/ 

Оцените статью