Ваша личная социальная сеть. Что такое networking?
Поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» актуальна во все времена и касается всех сфер жизни, в том числе и карьеры. Однако коучи и бизнес-тренеры утверждают: профессиональному продвижению могут способствовать не только близкие друзья, но и дальние знакомые, и даже те люди, с которыми вы встречались всего один раз в жизни. Как сделать так, чтобы каждое рабочее (и нерабочее) знакомство приносило пользу?
Networking: будем знакомы!
Теория тесного мира, которая легла в основу понятия networking, была опубликована американским ученым Стэнли Милграмом более сорока лет назад. Главная мысль этого научного труда заключается в том, что каждый из нас может познакомиться с абсолютно любым человеком, пусть даже живущим на другом конце света. Для этого достаточно цепочки всего из шести контактов. Соответственно, чем больше ответвлений имеет ваша собственная социальная сеть, тем больше у вас шансов завязать знакомство с полезными для вашего бизнеса людьми. Главные отличия нетворкинга от обычного общения — это целенаправленность, организованность и регулярность. Собственное определение этому понятию дали наши эксперты из компании «РОСНО», где уделяют особое внимание нетворкингу. В частности, личный рекорд начальника отдела подбора персонала компании «РОСНО» Елены Семеновой — более чем 4 000 контактов на ресурсе LinkedIn.
«Networking — это искусство налаживать деловые и личные связи. Дарси Резак, один из популярнейших авторов в области networking'а, выделяет два направления в искусстве налаживать связи: позитивное и негативное. Позитивный networking заключается в том, что, налаживая связи, вы в первую очередь думаете о том, чем вы можете быть полезны человеку. Негативный networking, напротив, подразумевает, что налаживание связей ведется с целью понять, чем другой человек может быть вам полезен», — комментирует руководитель одного из проектов департамента по управлению персоналом компании «РОСНО» Азат Мулашев.
«Есть множество определений networking'а. Одни понимают под этим искусство, другие — систему взаимовыгодных отношений, третьи — инструмент достижения личной цели. И каждое определение будет правильным в определенном контексте. И все же networking — это процесс, заключающийся в поиске, развитии и поддержании отношений, в которых взаимный обмен информацией и опытом способствует развитию и достижению успеха вовлеченных в него людей. Позитивный нетворкинг — это абсолютно честное, неманипулятивное и бескорыстное заведение знакомств. Вы знакомитесь и общаетесь с людьми для того, чтобы в первую очередь быть чем-то полезным им. По сути позитивный нетворкинг строится по принципу "заплати вперед", негативный же базируется на идее "получить от человека желаемое несмотря ни на что"», — говорит специалист отдела развития и мотивации персонала компании «РОСНО» Делгира Монхаева.
Очевидно, что networking весьма полезен в построении карьеры. Но с помощью каких инструментов осуществляется налаживание связей? Можно выделить основной — визитную карточку.
Ода визитной карточке
Визитная карточка — неотъемлемый атрибут жизни (и завершенного образа) любого делового человека. Кроме того, это и главный инструмент нетворкера. Помимо основной своей функции, она может выполнять и массу дополнительных. В частности, визитная карточка — важнейший элемент личного бренда своего владельца. Другими словами, если специалист хочет, чтобы его запомнили уже при знакомстве, он должен уделить пристальное внимание своей визитке.
Главной заповедью любого нетворкера должен стать особый запоминающийся стиль личности. «Поскольку не существует двух одинаковых людей, визитки также должны отражать индивидуальность. Помимо корпоративных, желательно иметь свои личные визитные карточки. Здесь в оформлении вам предоставляется полная свобода, но лучше всего сделать их со вкусом, без излишеств», — говорит Азат Мулашев.
Всем известен минимум информации, который должен быть на визитной карточке: фамилия, имя, отчество, должность и контакты специалиста. Максимум содержания определяете вы сами. На обратной стороне рабочей визитки можно разместить логотип компании, в которой вы работаете, ее слоган. Ваша личная карточка предоставляет куда больший простор для творчества. Она может содержать информацию о вашем образовании, главных событиях в карьере, достижениях, увлечениях и интересах.
Возьмите себе за правило на каждую деловую встречу (бизнес-ланч, конференцию, семинар) брать с собой несколько визиток, никак не меньше семи. Ничего страшного, если часть из них вы не раздадите. Гораздо хуже, если визиток не хватит.
Особое внимание уделите самому процессу обмена визитными карточками. Никогда не отправляйте визитку в карман, не ознакомившись (хотя бы бегло) с ее содержанием. И обязательно прокомментируйте ее содержание или оформление (пусть даже коротко) — ваш собеседник это оценит.
«Большое значение имеет стиль вручения визитных карточек, — отмечает старший партнер компании Tom Hunt Владимир Якуба. — Например, в Японии бизнесмены первыми начали обмениваться визитными карточками с целью презентации своей персоны, и поэтому они очень серьезно подходят к церемонии вручения: преподносят двумя руками с низким поклоном».
Эффект очевиден!
Некоторые специалисты (особенно те, кто не любит заводить новые знакомства, а процедуру обмена визитными карточками воспринимают как испытание) полагают, что наличие у них навыков, знаний и опыта сами сделают свое дело в построении карьеры. И networking здесь вовсе ни к чему. Однако эксперты придерживаются противоположного мнения.
«Как показывают различные исследования, степень удовлетворенности своей карьерой находится в зависимости от степени участия в социальных сетях (в широком смысле). Чем больше человек вовлекается в общение с другими людьми, тем чаще происходят продвижения по службе, а также взрастает степень карьерной удовлетворенности. Чем шире ваш круг общения, тем больше граней мира вы можете постичь», — уверен Азат Мулашев.
Безусловную пользу видит в нетворкинге и Владимир Якуба: «Могу назвать как минимум три плюса в использовании networking'а:
— расширение круга контактов, которые помогут развить бизнес и решить различные проблемы. Чем больше людей вы знаете и с кем находитесь в благоприятных отношениях, тем большего успеха вы добьетесь в своей профессии;
— развитие собственных коммуникативных навыков;
— получение удовольствия от жизни и общения с интересными людьми».
«Networking — важное подспорье в карьере, — соглашается ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Юрьева. — Персону с грамотным networking’ом деловое сообщество должно идентифицировать как профессионала. Размещая сведения о себе в многочисленных социальных сетях, человек сигнализирует об открытости к общению. HR-специалисты регулярно сталкиваются с networking'ом, когда уточняют рекомендации кандидата. Круг рекомендуемых лиц — это как раз следствие умелого networking'а».
Конечно, простое знакомство и единственная встреча «работать» и приносить пользу сами по себе не будут. Чтобы получить дивиденды с любого предприятия, в него нужно вкладывать инвестиции. И networking — не исключение.
Каким же образом можно поддерживать и укреплять связи? Ответ прост: не давать забыть о себе. Ведите свой список контактов, регулярно просматривайте свой список контактов и отслеживайте, когда вы в последний раз общались с каждым из своих партнеров и коллег. Посылайте им приглашения в социальных сетях. Пишите им письма. И даже если Вы делаете массовую рассылку, то в каждом сообщении пишите имя получателя. Поздравляйте партнеров с праздниками. Не жалейте на это времени и сил, и результаты не заставят себя долго ждать.
Ксения Герасимова