Оскар Хартманн: "Нужно поступать в соответствии со своими ценностями"
Гражданин мира. Родился в Казахстане, окончил школу в США, бизнес-школу в Германии, MBA на Гаваях, торговал машинами в Малайзии, объездил всю планету – а жить решил в Москве. Жить и работать. Оскар основатель и CEO многих компаний, брендов и венчурных фондов. Самые известные его бизнесы – CarPrice, KupiVIP и последний, еще набирающий обороты – Zavento.
Business Family: Русский немец из Казахстана с опытом жизни в Европе, Азии и Америке – сколько же языков Вы знаете?
Оскар Хартманн: Три: русский, немецкий и английский.
BizFam: Пожалуй, даже важнее языков в лингвистическом смысле, Вы общались с представителями разных культур. Что общего и что разного у азиатов и европейцев, русских и американцев?
О. Х.: На 98% похожего у всех народов. Мы все в первую очередь люди, и у нас очень много общего. А о разнице прекрасно сказано в анекдотах.
BizFam: Язык бизнеса везде одинаков?
О. Х.: Да. Я занимался бизнесом в США, Германии, Малайзии, в странах СНГ, в России, в конце концов. Везде речь идет об одном и том же. Поэтому своим азиатским и европейским партнерам я советую не бояться вести бизнес в России, а россиянам, соответственно, без страха покорять рынки за рубежом.
BizFam: Вы по-разному общаетесь с партнерами по инвестициям и поставщиками товаров, подрядчиками и сотрудниками? Если да, то в чем ключевые различия?
О. Х.: У меня одна модель общения для всех, открытая и честная. Мой собеседник всегда на одном уровне со мной, независимо от своего положения или наших взаимоотношений.
BizFam: Выражаясь бюрократически, какая пропорция между ключевыми группами вашего нетворкинга? Или, проще, на кого и сколько времени Вы находите?
О. Х.: Нужно поступать в соответствии со своими ценностями. Важно не то, какой схемы вы придерживаетесь, а насколько она соответствует вашей философии. Это относится ко всем сферам бизнеса, не только к нетворкингу, но и к подбору персонала. Для меня, например, важен драйв у сотрудников. Это главное, на что я обращаю внимание на собеседованиях. Естественно, это не дает гарантии. Ничто не даст гарантии. Но именно так я подобрал 90% своих сотрудников на ключевые позиции, и отступать от этой схемы не намерен.
BizFam: Помимо собственных проектов, Вы иногда инвестируете в чужие. Даже основали венчурные фонды. При этом не раз говорили, что оцениваете скорее людей, чем их презентации. На что именно обращаете внимание в молодых предпринимателях, по каким критериям «читаете» людей?
О. Х.: Это сложный вопрос. Я должен верить в человека. Очень большая часть анализа происходит бессознательно. Кстати, с одним из моих последних проектов, сайтом бронирования ивентов Zavento, случилась интересная история. Трех его основателей, Игоря Санникова, Евгения Чечеткина и Алексея Головина, я знал по своему Фонду Русской Экономики, где они были стипендиантами. На одном из мероприятий в прошлом году они подошли по мне и рассказали концепцию продукта. Это совпало с тем, о чем я думал в тот момент. И вот, проект уже работает с февраля 2016, привлек более миллиона евро инвестиций, пользователи ежедневно бронируют через нас помещений для своих мероприятий.
BizFam: Вы также говорили, что проще и полезнее запустить бизнес и проверить идею на практике, чем заказывать маркетинговое исследование. А с людьми этот подход работает? Вы как-то проверяете сначала кандидатов, или сразу в бой, и дальше судите по результатам?
О. Х.: Да. Работает. Подавляющее большинство людей на ключевые должности я нашел через знакомых или в своем круге контактов. На собеседовании не смотрел особо на резюме: главное было понять, есть ли у человека драйв и мотивация внутри. Мне не нужен опытный человек, которому неинтересно работать. Естественно, часть отсеивается. Это бизнес, и здесь не обойтись без ошибок. Но в целом я доволен своей стратегией и ее результатами. Пытаясь увеличить число точных попаданий, можно потерять много времени (и следовательно, денег), и в итоге нанять более дорогих сотрудников, которые в итоге все равно будут далеко не идеальны.
BizFam: Нетворкинг как создание и развитие сети общения предполагает взаимодействие не только с теми, кто нужен здесь и сейчас, многие знакомства заводятся и поддерживаются на перспективу или вообще «про запас». Это похоже на Ваш подход долгосрочных и серьезных бизнес-инвестиций?
О. Х.: Это сверхнеэффективно. Вместо того, чтобы заводить отношения на перспективу (которые скорее всего не пригодятся вовсе), гораздо логичнее работать с тем, что есть.
BizFam: Вы прагматичны в общении? Машинально оцениваете, где и чем конкретно собеседник может пригодиться в одном из Ваших проектов – или на просто поболтать тоже время находите?
О. Х.: У меня есть правило – каждая встреча должна быть не дольше 30 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы обсудить все ключевые вопросы. Если требуется больше – то либо проект не тот или не готов, либо кто-то из собеседников не готов, либо для его обсуждения нужна не личная встреча, а другой формат общения.
BizFam: По деловому общению все четко и понятно. Можно немного выйти за его рамки? Сколько у Вас всего знакомых? Очень грубо, примерно оцените объем своей записной книжки.
О. Х.: Около 50.000 контактов.
BizFam: Ничего себе! А с каким количеством людей получается поддерживать регулярную связь?
О. Х.: 180.
BizFam: Судя по тому, что Вы знаете точные цифры – значит, планомерно подходите к общению? Ведете записи, возможно, используете планировщики и календари, делаете рассылки по праздникам?
О. Х.: Да, стараюсь максимально перевести эту информацию в электронную форму. Кроме того, у меня есть персональный ассистент, который работает над моим графиком.
BizFam: Успешность бизнеса зависит не только от самоорганизации, но также от понимания приоритетов других людей. Ваша недавняя крупная инвестиция проект Zavento, сервис бронирования помещений для корпоративного общения. На что здесь ставка, почему Вы считаете, что дело пойдет?
О. Х.: Мне понравилась команда. Как я уже сказал, трех человек я знал лично – Игоря Санникова, Евгения Чечеткина и Алексея Головина. Они предложили убедительный концепт, и я сделал ставку комплексно – на бизнес-идею и на предпринимателей лично. По-моему одно без другого вообще не существует, это разные грани одного целого.
BizFam: Вы известны как адепт стандартизации и электронной коммерции. Возможно ли это в нетворкинге?
О. Х.: Отвечу так: когда я думал о сервисе по продаже подержанных авто, все говорили: «Это слишком индивидуально!». По факту CarPrice среди моих самых успешных проектов. Еще, помню, отдыхал на Ямайке, сидел на пляже и наблюдал три свадьбы, одна за другой. Все были сделаны как на конвейере – одинаковый сценарий во всем: фото здесь, фуршет там, обмен кольцами и т.д. В этот момент я понял, что если даже такое сложносочиненное действие как свадьбу можно стандартизировать, то с деловыми мероприятиями это тем более возможно. В итоге появился сервис zavento.com. Ну, и, наконец, когда мое внимание обращают на детали, индивидуализацию, я скептичен. Да, очень здорово, что в вашем зале есть 100 режимов освещения, 12 расцветок стульев и полсотни видов закусок. Мне некогда этим заниматься. Я увидел мероприятие, оно мне понравилось, хочу такое же. Вот и все. И я очень рад, что, например, с zavento.com мы смогли воплотить это в жизнь.
BizFam: Скажите, где проходит граница между расчетом и интуицией в бизнесе и общении?
О. Х.: Не знаю. Интуиция – это тот же расчет. Единственное, что он не заметен для глаза, он не на бумаге, а где-то в голове. Их нельзя разделить.
BizFam: И несколько коротких, условно простых вопросов. Кем Вы себя считаете – интравертом или экстравертом?
О. Х.: Экстравертом.
BizFam: Как общаетесь – планово или по случаю?
О. Х.: И так, и так.
BizFam: Каких знакомых у Вас больше – старых или новых?
О. Х.: 50 на 50.
BizFam: Обычно общение инициируете сами, или отвечаете на приглашения?
О. Х.: Сам.
BizFam: Предпочитаете общаться электронно или лично?
О. Х.: Лично.
BizFam: Поддерживаете все контакты, или только полезные? По каким критериям отбираете?
О. Х.: Дружба тоже есть.
BizFam: Записываете или запоминаете?
О. Х.: Запись.
BizFam: Сколько у Вас встреч в месяц, в среднем?
О. Х.: 100.
BizFam: Как оцениваете качество своего нетворкинга?
О. Х.: 100%.
BizFam: Что Вы хотели бы улучшить в своем нетворкинге?
О. Х.: Ничего.
BizFam: Какой совет по нетворкингу дадите другим?
О. Х.: Тратьте на него не больше 1% своего времени.
BizFam: Спасибо. С нами был Оскар Хартманн – международный бизнесмен, инвестирующий в смелые проекты и увлеченных людей, с которыми знаком лично.
Источник: https://bizfam.ru