Максим Калинкин: «У каршеринга сегодня каждый третий – это китайский автомобиль»
Как сегодня выглядит для компаний рынок лизинга, сколько китайских автомобилей использует каршеринг и каким образом лизинг помогает создавать рабочие места и отапливать российские регионы – об этом «Ведомости. Городу» рассказал генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин:
В Китае сейчас электромобилей очень много. В Шанхае, по моим ощущениям, каждый пятый автомобиль - электромобиль. Но в России я бы не ставил на взрывной рост использования электромобилей. Несмотря на рост продаж электрокаров в 2022 году (+33% к 2021г.), их доля от общих продаж новых легковых авто остается довольно низкой – менее 1%. Пока не будет сети зарядок, широкое использование электромобилей невозможно. Понятно, что наш рынок электромобилей будет развиваться, но насколько быстро – пока вопрос.
С осени в Россию стали заходить новые китайские марки. К январю 2023 г. количество официальных дилеров китайских производителей превысило 1000. Они уже занимают треть всех дилерских центров. Прирост за год составил 46%. У тех же каршерингов сегодня каждый третий или пятый – это китайский автомобиль.
Рынок кикшеринга будет развиваться, пока насыщение есть лишь в Москве, Санкт-Петербурге и, может быть, Екатеринбурге. В прошлом году объем рынка был порядка 13 млрд руб., в ближайшие два-три года по прогнозам он вырастет до 30 млрд руб.
В Китае сейчас электромобилей очень много. В Шанхае, по моим ощущениям, каждый пятый автомобиль – электромобиль. Но в России я бы не ставил на взрывной рост использования электромобилей. Несмотря на рост продаж электрокаров в 2022 году (+33% к 2021г.), их доля от общих продаж новых легковых авто остается довольно низкой – менее 1%. Пока не будет сети зарядок, широкое использование электромобилей невозможно. Понятно, что наш рынок электромобилей будет развиваться, но насколько быстро – пока вопрос.
На Сахалине сегодня нужно модернизировать 120 котельных. Решением могут стать котельные на основе морских 40-футовых контейнеров. Для его строительства практически ничего не надо, для установки нужен только ленточный фундамент или сваи. Чтобы оборудовать такую котельную, требуется неделя, а не месяцы или годы. Мы в марте выиграли конкурентные процедуры закупок на поставку трех котельных в Хабаровске, и уже осенью они будут работать, отапливать населенные пункты и промышленные предприятия.
Мы смотрим один из проектов – лизинг фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в малых населенных пунктах. Эти ФАПы уже зарегистрированы как медицинское изделие, и они идут готовые в комплекте. В таком пункте все есть: от койки до умывальника. При этом срок его производства – всего 35 дней.
Мы заключили договоры лизинга с «Озоном» на поставку порядка 450 автомобилей стоимостью 1,4 млрд руб. – сделка уже состоялась. Вообще на ритейл мы смотрим очень позитивно. Представленные на российском рынке компании активно развиваются, в том числе из-за ухода из России их иностранных конкурентов. Смотрим и на другие маркетплейсы, компании каршеринга. Одному из крупных игроков в этом сегменте (название пока не раскрываем) мы профинансировали более 700 автомобилей.
На крупных заводах в КНР производят колоссальные объемы спецтехники. В течение пяти минут, например, компания Sany производит три экскаватора. У нее 45 заводов по всему миру. Это та техника, которая уже подтвердила свою состоятельность на стройке дороги Москва – Казань. Недавно как раз для строительства этой трассы мы профинансировали несколько единиц строительно-дорожной техники стоимостью 440 млн рублей. Заказчиком выступил ДСК «Автобан».
В этом году исполняется 20 лет компании «Газпромбанк Лизинг». Если говорить в цифрах, то по итогам прошлого года объем нового бизнеса группы составил без малого 500 млрд. А объем портфеля у нас на начало года составлял 865 млрд руб.
Мы не снижаем темпы по итогам первого квартала этого года. Если в прошлом году объем нового бизнеса за первый квартал был 102,5 млрд руб., то по итогам первого квартала этого года – 170 млрд руб. По портфелю к концу первого квартала мы плавно подошли к 1 трлн руб., сейчас он составляет 964 млрд руб.
Мы смотрим и верим в тему беспилотников – широкий сегмент и почти что старт: кто первый сможет эту историю сделать, тот получит хороший задел. Тут много отраслей: доставка грузов в почтовые отделения и на буровые, мониторинг путепроводов и газопроводов, использование в сельском хозяйстве, например, для опыления, беспилотные машины, подвозка деталей на заводах и т. д. Но мы хотим финансировать не просто «железо», а давать комплексную услугу.