Как самостоятельно оценить бизнес
Основные причины продажи бизнеса
1. Фирма убыточна. Предприниматель открыл свое дело, сделал инвестиции, но заработать не смог. И теперь он пытается продать компанию, чтобы окупить свои расходы. Но в объявлении о продаже не будет ни слова об убытках. Продавец укажет более благовидный предлог: «переезд в другой город», «нужны средства на новый бизнес», «не хватает времени» или что-то в этом роде. Весь расчет сделан на то, что попадется неопытный предприниматель, который купит не глядя.
2. Нет перспективы развития проекта. Предприниматель понимает: пройдет время, и компания станет убыточной. Нужно срочно продавать бизнес, пока еще есть шанс. К примеру, в 2019 году МФО подвергнутся жестким законодательным ограничениям. Процентные ставки по займам до зарплаты будут сильно урезаны. По прогнозам СРО «Мир», каждая вторая МФО станет нерентабельной и закроется.
3. Усталость от бизнеса. Управление фирмой – не так весело, как кажется со стороны. Постоянный стресс, хроническая нехватка времени.
4. Желание переключиться на другие проекты.
Кто оценивает бизнес
Этим занимаются профессиональные оценщики и брокеры. Брокеры, чаще всего, практикуют оригинальный подход, который называется «пальцем в небо» или «генератор случайных чисел». В одной из книг брокера, с которой удалось познакомиться, автор путает понятия «подход» и «метод», приводит описание своих методик в упрощенном формате, а про модель WACC и американские подходы оценки даже не упоминает.
Оценочные компании применяют строгие методики, с помощью которых удается получить более объективный результат. Есть несколько подходов для определения стоимости любого бизнеса.
Затратный подход
Стоимость рассчитывается на основании понесенных расходов на приобретение активов, за вычетом обязательств. Согласно затратному подходу, стоимость компании = Активы - Обязательства. Объясним на примере: мы решили открыть производство и купили станок за 500 тысяч рублей (I Раздел Баланса). Денег не было, поэтому взяли денежные средства в долг у друзей без процентов (IV или V Раздел Баланса). В нашем случае бизнес имеет стоимость, равную величине уставного капитала: актив равен пассиву. Но бизнес выпускает детали, продает и зарабатывает денежные средства, которые идут на погашение обязательств. Таким образом, величина обязательств уменьшается (Пассив уменьшается), а величина Активов увеличивается, что приводит к росту стоимости бизнеса. Это упрощенный взгляд на данный подход.
Сравнительный подход
Исследуем рынок. Поиск информации по всем сделкам за прошедший год.
Из всех проданных ресторанов выбираем один, который больше всего похож на наш. Для этого нужно сопоставить: активы, выручку, прибыль. Каждый бизнес уникален, имеет скрытые особенности и специфику. Пусть мы нашли «двойника» – заведение «Пицца и суши», которое недавно продали за 90 миллионов рублей.
Вычислим мультипликатор. Это соотношение между ценой продажи ресторана-аналога и одним из его ключевых финансовых показателей. «Пицца и суши» за год генерирует 20 миллионов рублей прибыли. Мультипликатор = 90/20 = 4,5.
Умножаем мультипликатор на тот же финансовый показатель оцениваемой организации. Наша компания приносит 25 миллионов рублей прибыли. 25*4,5 = 112,5 миллиона. Именно столько должен стоить бизнес.
Доходный подход
Согласно этой методике, бизнес – не статичный объект, а актив для извлечения прибыли. Подход основывается на прогнозах ожидаемого дохода и прибыли от деятельности предприятия. Чем выше потенциальная прибыль, тем выше стоимость бизнеса. При оценке учитывают множество факторов. Но можно использовать простую формулу для малого бизнеса в России: стоимость предприятия = чистая прибыль за 1 год * 3.
Блог о развитии и оценке компаний на сайте 1Капиталь.