Интернет

Золотая интернет-лихорадка. Аудитория Рунета

По данным Фонда "Общественное мнение" на март 2009 года, 23% (21,5 млн человек) жителей российских городов старше 12-ти лет выходят в Интернет ежедневно, 35% (31,9 млн) - раз в неделю, 40% (37,4 млн) - раз в месяц.


Полугодовая аудитория составляет 40,3 млн человек (44% городского населения). Число интернет-пользователей, выходящих в сеть исключительно из офиса и не имеющих такой возможности дома, снизилось за полгода с 23% до 19%. При этом на 5% (до 56%) увеличилось количество подключений к широкополосному каналу.

Наиболее востребованными ресурсами оказались новостные сервисы - 63% опрошенных посещают их хотя бы раз в месяц. 48% пользуются поисковиками. Как отметили специалисты Яндекса, список самых популярных поисковых запросов в целом изменяется крайне медленно, но в 2008 году в Рунете впервые произошло серьезное изменение первой десятки за несколько лет: запрос "порно" уступил запросам "одноклассники" и "в контакте". Еще 47% скачивают и прослушивают аудиофайлы, 42% - видео. Для 79% пользователей сеть - это возможность пообщаться (электронную почту используют 53%, социальные сети - 43%). Столько же опрошенных называют Интернет ведущим источником информации (ТВ - 76%).

На сегодняшний день 16% россиян имеют опыт покупок в интернет-магазинах, еще 18% ранее этой услугой не пользовались, но в принципе готовы. Поэтому каждый пользователь является потенциальным потребителем. Расширяясь, интернет-аудитория меняется качественно, привлекая в Глобальную сеть самые разные бизнес-направления.

В частности, все более актуальным Рунет становится для "детского" бизнеса. Эксперты аналитического центра "RUметрика" подсчитали, что в России около 8-10 млн пользователей Интернета в возрасте до 14 лет. При этом около 75% юных интернет-пользователей выходят в сеть самостоятельно, без присмотра взрослых. Конечно, за детской аудиторией "охотятся" и недобросовестные дельцы: 39% детей хотя бы раз просматривали порносайты, 19% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались азартными играми, 14% - наркотическими веществами, 11% - экстремизмом или национализмом.

В то же время, 48% детской аудитории Рунета не сталкивается с ресурсами нежелательного содержания, 25% использует специальные настройки подключения и 12% - отдельную детскую учетную запись. То есть легальный ориентированный на детей бизнес вполне способен найти себя "в инете". Более того, ряду производителей "детской" продукции просто необходимо это сделать, поскольку в реале продажи катастрофически падают. Например, Интернет уже почти "похоронил" рынок настольных игр.

Безусловно, взрослая аудитория гораздо шире и более свободна в принятии финансовых решений, то есть более интересна для бизнеса. В частности, по оценкам аналитиков "RUметрики", около 30% автомобилей в РФ продаются с помощью Интернета. На середину апреля в рейтинге "Рамблер ТОП100" было зарегистрировано около 10 тыс. сайтов автомобильной тематики (год назад - около 8 тыс.). Их посещаемость доходит до 316 тыс. в сутки (в некоторых случаях за год она выросла в 2-3 раза). При этом, по оценкам аналитиков, самыми популярными сайтами по автотематике являются крупные порталы "все–в–одном", объединяющие информационные, коммуникативные, рекламные и торговые площадки.

При оценке потенциальной аудитории для бизнеса крайне важны половозрастные характеристики. Например, по данным "RUметрики", самые востребованные интернет-темы среди женщин – взаимоотношения полов (32,1%), косметика (22,3%), здоровье (24,2%), похудение (18,5%) и мода (17,1%). Сейчас около 2% активных сайтов Рунета четко ориентированы на женскую аудиторию. При этом в марте 2009 года число пользователей, ежесуточно посещавших сайты дамской тематики (количество которых с октября выросло более чем на 35%), составило 1,3 млн. Согласно данным "Рамблер ТОП100", наиболее популярны крупные тематические порталы и практически "наступающие им на пятки" по функционалу, количеству сервисов и набору освещаемых тем женские СМИ.

Обитатели Рунета пока еще достаточно молоды. По оценке президента Ассоциации "Интернет и бизнес" Алексея Беляева, 90% москвичей в возрасте от 14 до 30 лет ежедневно пользуются Интернетом, в других крупных городах активная аудитория в возрасте от 14 до 30 лет превышает 70%. То есть почти все самые активные потенциальные потребители "попались в сеть".

По словам Беляева, объем российского интернет-рынка в минувшем году составил около $1,5 млрд. Наибольшую долю доходов принесла контекстная реклама - $350 млн (23%). Медийная реклама "заработала" $300 млн (21%); платные сервисы - $220 млн (15%); оптимизация - $200 млн (14%); продажа цифрового контента - около $190 млн(13%); разработка и поддержка сайтов - $160 (11%); сервисы по поиску работы - $40 млн (3%). По разным данным, "через паутину" было продано товаров товаров на $2,5-$3млрд.

Эксперты считают, что в условиях кризиса россияне будут еще больше покупать через Интернет, поскольку так дешевле. "Мы не видим оттока. Наоборот, видим приток покупателей, - заявила вице-президент компании Mail.Ru Анна Артамонова. - У нас, в принципе, и так интернет-торговля росла год от года на 60-70%. В этом году мы, конечно, не прогнозируем такого смелого роста. Но, как минимум, 30%-ный прирост мы ожидаем".

Для бизнеса виртуальное пространство тоже обладает рядом преимуществ - в первую очередь, это экономия на аренде помещений. Отсутствие внятного правового поля позволяет работать не совсем легально или совсем нелегально (скорее всего, это явление временное). И чуть ли не каждый день эксперты "находят" новые плюсы.

Например, если другие виды гарантированно рентабельного бизнеса пребывают под угрозой поглощения транснациональными компаниями (как это произошло в России, например, с пивной и табачной отраслями), то в интернет-сфере это затруднительно. "Думаю, это возможно только в случае резкого технологического рывка "крупных мировых игроков", - заявил в интервью ITnews генеральный директор Finam.ru Сергей Михеев. - Предположим, если американцы реализуют защищенный от спама почтовый сервис. Или, например, тот же поисковый алгоритм, приближенный к обычному человеческому языку. В существующих условиях это маловероятно".

Источник: Росбалт

Оцените статью