Три кита монетизации интернет-проектов
В успехе проекта одинаково важны работа с посетителями и рекламодателями. В привлечении аудитории существуют агрессивные схемы (широкомасштабная реклама, как была у Odnoklassniki.ru, или активная рассылка приглашений по спискам контактов зарегистрированных пользователей, как у Professionali.ru) или более мягкие (рост "Вконтакте" и LinkedIn, "Мой круг", Kinokrug.ru происходил благодаря рекомендациям самих пользователей). Существуют и исключительные схемы, когда, например, пользователь почтового ящика Mail.ru почти автоматически получает свою страничку в соцсети "Мой мир".
Удержание аудитории может осуществляться регулярной генерацией контента редакцией и участниками при качественной модерации (наилучшая реализация у ЖЖ, HabraHabr.ru, Puteshestvenniki.ru, Gamer.ru, E-xecuitve.ru, Medrx.ru, Agoge.ru, "Мой мир"), а также систематическим предложением интересных социальных сервисов — возможность сегментировать контакты, удобный обмен фото и видео, нестандартный обмен сообщениями, создание групп и встреч ("Вконтакте"), поиск профессиональных контактов и рекомендательный сервис ("Мой круг").
Существует три способа монетизации социальных сетей. Самые простые платные сервисы — микроплатежи участников, то есть возможность проголосовать на пять с плюсом, подарить подарок или отправить в сообщении нестандартный рисунок; "стать невидимкой", увеличить личный рейтинг, нестандартно оформить свою страничку. Новый этап развития платежей от участников возник благодаря узкоспециализированным сетям. Webracing.ru мотивирует улучшить свои показатели в онлайн-гонках, Wytopia.ru дает возможность за дополнительную оплату более активно развивать свой виртуальный мир, Oculus.com — заказать астрологический прогноз. Gooroo.ru берет процент с комиссии, которую получает участник за закрытие размещенной на ресурсе вакансии.
Второй способ — размещение рекламы. Однако следует учитывать, что навязчивая баннерная реклама негативно влияет на лояльность пользователей. Если же говорить о контекстной рекламе, то кроме решений, предлагаемых системами "Бегун", "Яндекс" "Директ", Google, AdSense, можно отметить и исключительное решение "Вконтакте": контекстная реклама ориентирована на продвижение внутренних групп (продуктов и услуг). Кроме того, эффективно внедрение рекламы в контент ресурса — публикации платных статей, возможности размещения в каталогах (HH.ru, E-xecutive), продвижение марок автомобилей в Webracing.ru.
Третий вариант — монетизация основного бизнеса. Активный рост интереса к социальным сервисам привел ряд игроков B2C к решению о создании собственной сети потребителей — например, Vntc.ru (соцсеть сотового оператора НТК), Gurmanavt.ru (игровое онлайн-сообщество, инициированное сетью ресторанов "Росинтер"), ресурс Promo.pepsi.ru и др. Интересный проект поддержания основного бизнеса и продвижения бренда компании не как продукта, а как работодателя — Expg.ru (сообщество бывших сотрудников P&G). B2B-компании также стремятся развивать лояльность клиентов через развитие соцсервисов. Примеры — Firmbook.ru (развитие тренингового бизнеса), бизнес-сообщества SAP (Sap.com/community), активное формирование сообществ IT-специалистов компанией Microsoft и др.
Наталия Смирнова, Social Lab
Источник: http://www.kommersant.ru/
Наталия Смирнова, Social Lab
Источник: http://www.kommersant.ru/