Самое важное в вебаналитике
Чаще всего, когда мы говорим о веб-аналитике, мы имеем в виду динамические показатели. Нам интересно знать, как изменяются конверсия, показатели посещаемости и вовлечённости в результате наших действий. А что же делать, если вы только сегодня решили начать работу по оптимизации сайта? С чего начать?
Как бы долго вы ни занимались своим сайтом, как бы внимательно ни вчитывались в каждую сроку, без взгляда со стороны не обойтись. Сегодня мы расскажем, как быстро и легко найти на сайте ошибки, которые мешают посетителям становиться вашими клиентами. Поможет нам в этом веб-аналитика.
Сегодняшняя тема очень проста. Вам не обязательно настраивать целевые действия и ждать, пока накопится статистика по конверсиям. Достаточно того, что на сайте установлены коды Google Analytics и Яндекс.Метрика.
Веб-аналитика: как быстро оценить эффективность привлечения
1. Проверяем рекламные кампании на грубые ошибки
Вы привлекаете посетителей на сайт при помощи контекстной рекламы? Значит, вы заинтересованы в том, чтобы по объявлениям кликали ваши потенциальные клиенты, а не случайные люди. Каждый нецелевой клик означает утечку бюджета. Найти такие утечки поможет Google Analytics.
Выберите интересующий вас диапазон дат и откройте статистику по оплачиваемым ключевым словам: Конверсии→Ключевые слова→Оплачиваемый.
Вы увидите таблицу поисковых запросов, по которым показывалась реклама, и были клики.
Как искать ошибки? Иногда их так много, что достаточно просто пробежаться взглядом по первой сотне запросов и найти мусор, крадущий ваш бюджет.
Cоветую экспортировать данные в таблицу Excel и отфильтровать по показателю отказов. Скорее всего, 100% отказов будет у запросов либо не связанных с вашим бизнесом, либо у откровенно мусорных.
Вот пример из нашей практики, «как нельзя делать». На скриншоте — оплачиваемые запросы в рамках кампании по продвижению услуги «аудит сайта».
Сэкономили время на настройке кампании — получили нецелевой трафик. Мы бережно храним свои фейлы, чтобы не допускать их вновь.
Если же на ваш сайт заходят по сотням оплачиваемых запросов, советую экспортировать таблицу в Excel и отфильтровать данные по показателю отказов. Скорее всего, 100% отказов будет у запросов либо не связанных с вашим бизнесом, либо у откровенно мусорных.
2. Проверяем качество посадочных страниц.
Проверим с помощью Google Analytics: Поведение → Контент сайта → Страницы входа.
Так как у нас всего 6 минут на веб-аналитику, мы ищем только грубые ошибки. В этом нам опять поможет показатель отказов. Обратите внимание на все популярные страницы (например, ТОП-50 страниц входа) с уровнем отказа выше среднего. Перейдите на них по ссылке и поймите, что же так не понравилось вашему посетителю. Почему он решил уйти?
Вполне может быть, что посетители заходят на страницу, выполняют целевое действие и уходят. Тогда высокий показатель отказов оправдан. Если же это не так, попробуйте придумать, как можно вовлечь посетителей в изучение сайта. Может, добавить гиперссылки на соответствующие разделы? Или установить плагин со всплывающим окном?
В любом случае, вы знаете ошибку и можете действовать.
Веб-аналитика: оцениваем убеждение и находим утечки конверсии
3. Проверяем удобство навигации по сайту.
Как понять, что навигация вашего сайта не убеждает потенциального клиента, а напротив, работает вам во вред? Обратимся к Яндекс.Метрике, а точнее, к отличному инструменту — карте кликов.
Если на вашем сайте установлен полный код Метрики, вы найдёте карту кликов во вкладке «Поведение».
Карта кликов поможет вам понять, куда реально стремятся люди на вашем сайте. Области страниц сайта окрашиваются в зависимости от того, как часто посетители кликали по этой зоне. И чем ярче цвет, тем большей популярностью пользовалась ссылка. Или не ссылка.
Ниже — ещё один пример из нашей практики — горячо любимый сайт первой iКурилки. Посетители этого одностраничника упорно кликали в область отсутствующего носа нашего Курильщика, по логотипам и надписям.
Как вы думаете, сколько реальных ссылок на приведённом в пример скриншоте? Ни одной!
А как вы думаете, наши посетители были рады тому, что их действия не приводят к результату? Очень сомневаюсь.
Внимательно посмотрите карту кликов популярных страниц на вашем сайте. Посетители готовы практически бесконечно переходить по ссылкам. Но только в том случае, если уверены, что идут правильной дорогой.
4. Ищем препятствия на пути к цели
Как я уже говорила, наша шестиминутная веб-аналитика не требует настройки целей. Но подсмотреть, как проходит визит посетителей, которые выполнили важное целевое действие или посетили ключевую страницу сайта, мы можем. Воспользуемся Вебвизором. В интерфейсе Яндекс.Метрики он находится в той же вкладке, что и карта кликов.
Чтобы не просматривать все видеозаписи подряд (хотя это тоже очень полезное занятие), выберите условие для фильтрации посещений. Например, просмотр заданных страниц.
Вы можете выбрать страницу «Спасибо», на которую пользователь попадает после успешно совершенного целевого действия, или страницу контактов. Большую пользу принесёт также просмотр заполнения форм онлайн-заявок.
Что вы, скорее всего, увидите на видеозаписи? Например, что процесс принятия решения занимает уйму времени и требует посещения клиентом десятков страниц. Или, что форма, которую вы считаете простой и понятной, отбирает у вас деньги — пользователи бросают заполнение на середине и уходят с сайта. А может, и то, что на пути к цели ваш клиент петляет, как заяц — предложенные вами ссылки не решают его задач, и приходится возвращаться на второй круг.