Интернет бизнес

Экономист Марат Айдагулов об итогах 2022 года и трендах в сфере e-commerce

Развитие рынка e-commerce в России в будущем? Какие новые технологии внедряют продавцы и крупные площадки? Что будет с маркетплейсами в 2023? – разбирает в своей статье экономист и общественный деятель Марат Айдагулов.

«2022 год для российской экономики ознаменовался наличием целого ряда вызовов, связанных с обострением мировой политической ситуации: уход иностранных компаний с российского рынка, общая переориентация с Запада на Восток в вопросе установления и развития международных экономических связей, поиск новых логистических цепочек поставки товаров, беспрецедентные санкционные ограничения. Всё это не могло не сказаться на состоянии рынка», - пишет Марат Айдагулов.

При этом он отмечает, что даже несмотря на уход крупных поставщиков и связанное с этим сокращение ассортимента и снижение покупательской способности по итогам 2022 года всё равно отмечается рост в отрасли электронной коммерции (e-commerce).

Экономист Айдагулов подчеркивает, что развитие отрасли электронной коммерции и продовольственной онлайн-торговли (e-grocery) значительно ускорила пандемия COVID-19. По итогам прошлого года рынок e-grocery вырос на 45,4%, и этот рост продолжается: за 2022 год он составил более 60%. 

«По итогам прошлого года рынок онлайн-торговли вырос на 45,4%, и сейчас рост продолжается: за последний год рост количества онлайн-покупок составил более 60%. Несмотря на то, что некоторые ниши существенно просели на фоне всех кризисных событий, в целом лишь в первом полугодии 2022 года интернет-продажи непродовольственных товаров в России увеличились на 51,5%, составив почти 2 трлн рублей, а продовольственная онлайн-торговля выросла на 100%», - пишет Марат Айдагулов.

Он также обращает внимание на данные «INFOline-Аналитика», согласно которым в течение нескольких лет объем продовольственной торговли в России увеличится еще на треть и превысит 15,3 трлн рублей,  что в свою очередь сделает продукты важнейшим драйвером онлайн-продаж. По данным отчета INFOline, опубликованных Forbes, рост продажи продуктов в интернете увеличится более чем в пять раз к 2026 году.

«Согласно данным INFOline, лишь в первом полугодии 2022 отечественные ритейлеры заработали в онлайн 301 млрд рублей, а это вдвое превышает показатели аналогичного периода 2021 года», - отмечает Айдагулов. 

Лидерами  онлайн-продаж в России стали  известные маркетплейсы как Wildberries и Ozon, рядом с ними стоит Яндекс Маркет. Оборот Ozon, например, лишь за 9 месяцев 2022 года увеличился на 98% год к году и достиг 536,2 млрд рублей. Оборот Wildberries вырос почти на 100%, превысив 1 трлн рублей. В  3 квартале 2022 года оборот компании увеличился на 95% до 420,2 млрд рублей, что стало для неё новым рекордом. За отчетный период оборот компании (GMV с учётом сервисов и за вычетом возвратов) вырос на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 188,1 млрд рублей. При этом  продажи продавцов, показали рост более чем в 2 раза (на 104%) до 147,1 млрд рублей.

Марат Айдагулов обращает внимание на то, что итоги ноября 2022 года показали увеличение продаж на Wildberries и Ozon, тем самым обогнав впервые китайскую площадку AliExpress в России.  По официальным данным МТС в декабре 2022 года  более 50% продаж пришлось на Wildberries, Ozon же занял второе место с долей в 29%.

Также он обращается к итоговым результатам работы конференции для онлайн-предпринимателей Tinkoff eCommerce, на которой  эксперты обсудили основные события уходящего года, а также дали свои прогнозы на 2023. 

«Рассматривая  ключевые тенденции, можно выделить в первую очередь  развитие e-commerce в сторону «вертикализации» рынка и соответствующей ей мультиплатформенности брендов», - отмечает экономист Марат Айдагулов.

По его мнению, универсальные маркетплейсы в настоящее время играют ведущую роль в российской  электронной торговле.

Исследования Tinkoff это подтверждают и показывают, что 75% продавцов первоначально заходят только на один маркетплейс, а спустя год-два уже подключают большее количество площадок.  В ближайшем будущем  ожидается: увеличение скорости данного процесса размещения бренда на разных площадках и рост количества нишевых площадок для размещения.

Также, по утверждению экспертов, в ближайшие годы намечается появление  более 100 нишевых маркетплейсов как в B2C, так и в B2B-сегменте. Айдагулов отмечает, что весьма перспективным направлением является создание и внедрение современных онлайн-систем закупочных процедур, особенно в B2B сфере. Это также подтверждают данные компании RAEX Аналитика, согласно которым объем малых закупок в прошлом году вырос на 15,6%, а их доля в общем объеме закупок удвоилась.

Со стороны продавцов, по словам Марата Айдагулова, наблюдается повышенное внимание к возможностям продвижения на различных платформах, приложениях и социальных сетях, что, по сути, создает тренд мультиплатформенности. 

Экономист в своей статье также указывает на то, что будет расти автоматизация процесса. По мнению Айдагулова, это важная логистическая тенденция рынка электронной торговли.  

Он приводит данные исследования Data Insight, которые были опубликованы в ноябре 2022 года. Исследование показало, что последние три года интернет-магазины осуществляли сами около 74% доставок и этот показатель в 2022 году вырос ещё на 12%. Из этого следует, что отказ от услуг логистических операторов в будущем приведет  к консолидации российского рынка логистики и к большему развитию интернет-магазинами собственных систем доставки.

Еще один тренд, который выделяет Марат Айдагулов – это роботизация процесса  подготовки товара на складе, его упаковки и отгрузки с помощью наземных дронов. По его мнению, вполне возможно, что автоматизация затронет не только логистику, но и также другие рутинные бизнес-процессы, начиная с анализа ниш и заканчивая редактированием цен на товары или ответами на отзывы покупателей.

Эксперт указывает и на увеличение роли искусственного интеллекта (ИИ) в организации предпринимательской деятельности и связывает это с автоматизацией бизнес-процессов.  По его мнению, в будущем нас несомненно ожидает развитие таких форм ИИ как чат-боты, голосовые помощники, рекомендации по продуктам, персонализация рекламы и электронной коммерции в целом, а также введение искусственных алгоритмов, способных, например, вести документооборот или отслеживать наличие товаров на складах. 

Отдельно он выделяет технологии дополненной реальности (AR), которые в настоящее время также находятся в тренде. AR  позволяют создавать такие формы привлечения клиентов как виртуальные примерочные, специализированные сервисы для подбора косметики, студии дизайна интерьеров и тому подобное.

«Прогнозы экспертов касательно судьбы электронной коммерции в наступающем году я бы обозначил как позитивные. Ожидается дальнейший рост рынка, окончательно оправившегося от вызовов уходящего года», - заключил Марат Айлагулов.

https://маратайдагулов.рф/

Аккаунты Марата Айлагулова в социальных сетях

В Контакте

livejournal

Яндекс Дзен

Телеграм канал

Оцените статью