Победители премии Оскар-2022
В Лос-Анджелесе в 94-й раз раздали главные кинопремии США. Кто стал победителем Оскара-2022 и как прошла церемония вручения наград, рассказывает кинообозреватель Денис Корсаков
Еще полтора месяца назад, когда были объявлены номинанты на «Оскар-2022», аналитикам казалось, что лента «CODA: ребенок глухих родителей» никак не сможет быть названа лучшим фильмом. Но с каждой неделей она подбиралась к награде все ближе: сначала получила премию Гильдии киноактеров США, потом — Гильдии продюсеров, потом — Гильдии сценаристов… Журналисты из Variety или The Hollywood Reporter на условиях анонимности опрашивали членов Киноакадемии — и слышали, что те расчувствовались и решили голосовать за «CODA».
то чрезвычайно скромный фильм о девушке из массачусетского города Глостера; она слышит, а ее мать, отец и взрослый брат — нет. Девушка помогает родным ловить и продавать рыбу, но мечтает стать певицей. Это рождает у ее родителей протест (мать говорит: «А если бы я была слепой, ты захотела бы стать художницей?»). Но большого конфликта не будет — вскоре декорации захлестнут волны любви, понимания и поддержки. К киноискусству это прямого отношения не имеет, зато пробуждает в людях добрые чувства (иногда кажется, что режиссер Шон Хейдер буквально доит зрителей, словно коров, только выжимая из них не молоко, а эмпатию). Вот это и позволило фильму получить «Оскар» и войти в историю американского кино, встав рядом с другим шедевром на все времена — «Шофером мисс Дейзи».
CODA» была номинирована всего в трех категориях (еще за лучший адаптированный сценарий и лучшую работу актера в роли второго плана) — и выиграла везде. А вот «Власть пса», куда более совершенный в кинематографическом плане фильм, получил 12 номинаций — и только одну статуэтку, за режиссуру. Она досталась живому классику Джейн Кэмпион (кстати, режиссер «CODA» — тоже женщина; учитывая прошлогоднюю победу «Земли кочевников» Хлои Чжао, вряд ли кто-то в ближайшие годы сможет упрекнуть «Оскар» в сексизме).
Для тех, кто в последнее время внимательно следил за прогнозами, больших сюрпризов на «Оскаре» не было. Впрочем, то, что Уилл Смит будет назван лучшим актером, было ясно еще осенью, как только вышел фильм «Король Ричард», где он играет отца и первого тренера теннисисток Серены и Винус Уильямс. Это абсолютно оскаровская роль и абсолютно оскаровский сюжет — когда артист, любимый всей планетой за роли в блокбастерах, появляется в драматическом фильме, словно специально скроенном на него, а потом наконец-то выходит на сцену за золотой статуэткой. Так было с Леонардо ДиКаприо, с Сандрой Буллок, c Джулией Робертс, а еще раньше — например, с Джоном Уэйном.
Победители премии BAFTA 2022: лучшим фильмом стала «Власть пса», лучшим актером – Уилл Смит
Не только рассказываем о картинах-лауреатах BAFTA 2022, но и вспоминаем историю появления «британского «Оскара».
За несколько минут до награждения Смит обеспечил главный скандал вечера:? дал пощечину комику Крису Року. Тот отпустил со сцены шутку про жену Смита, Джаду Пинкетт-Смит, которая пришла на церемонию с наголо обритой головой: мол, ей бы в «Солдате Джейн» с такой стрижкой играть. И вроде бы ничего такого не сказал. Но, похоже, забыл или не был в курсе, что Джада начала брить голову не просто так, а из-за облысения. Смит, сидевший совсем рядом со сценой, пулей вылетел на нее и ударил Рока по лицу. Всем это сначала показалось игрой, но, вернувшись на место, Смит начал кричать «И чтоб из твоего fucking рта не звучало имя моей жены!».
Уилл Смит ударил Криса Рока. Фото: Reuters
Свидетели рассказывают, что, когда началась реклама, актера бросились успокаивать его пиар-агент и коллега Дензел Вашингтон, сидевший по соседству. В итоге, когда Смит вышел на сцену еще раз, уже за «Оскаром», он говорил очень долго, бесконечно извинялся, бесконечно повторял слово «любовь», объяснял, как важна семья и защита своих близких. По щекам у него текли слезы. Прервать его невероятно длинную речь, конечно, никто не рискнул. «Надеюсь, Киноакадемия еще будет меня приглашать» — сказал Смит под конец (руководство Киноакадемии, надо думать, на этих словах только крякнуло).
Джессика Честейн еще недавно казалась такой же темной лошадкой, как «CODA». Киножурналисты прочили статуэтку сперва Кристен Стюарт за роль принцессы Дианы в «Спенсер», потом Николь Кидман за «В роли Рикардо», в последний момент начали говорить о шансах Пенелопы Крус за «Параллельных матерей». Но Честейн обошла конкуренток, причем вполне заслуженно: роль Тэмми Фэй Бэккер Месснер, супруги популярнейшего телепроповедника Джима Бэккера, оказавшегося замешанным в грязных скандалах, стала в ее карьере одной из самых впечатляющих. Ну, и нельзя не отметить феноменальный грим, который нанесли на ее лицо (Киноакадемия, кстати, и отметила).
Джессика Честейн. Фото Reuters
Призы «за красоту» и техническое совершенство (то есть за операторскую работу, визуальные эффекты, работу художников и так далее) достались самому кассовому из номинированных фильмов, «Дюне». Старомодной «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга выдали одну-единственную статуэтку: Ариана Де Боуз получила приз за ту же роль Аниты, за которую ровно 60 лет назад наградили Риту Морено, в той же категории «Актриса в роли второго плана».
Тимоти Шаламе на Оскаре 2022. Фото: Reuters
Наконец-то, после семи неудачных номинаций в разнообразных категориях, получил «Оскара» Кеннет Брана — за сценарий своего ностальгически-сентиментального «Белфаста». Ну и, конечно, трудно было не наградить одну из самых популярных певиц в мире Билли Айлиш, проводившую своей балладой «No Time To Die» Джеймса Бонда в последний путь.
На протяжении вечера чествовали классические фильмы. Сначала «Крестного отца», отметившего 50-летие (на сцену вышли Фрэнсис Форд Коппола, Аль Пачино и Роберт Де Ниро). Потом «Криминальное чтиво»: там дата была, конечно, так себе, 28 лет, зато Ума Турман и Джон Траволта совершили на сцене танцевальные движения, а Сэмюэл Л. Джексон открыл тот самый дипломат, с которым все носились у Тарантино, и извлек из него конверт с именем лучшего актера.
Ума Турман, Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон. Фото: Reuters
Главный сюрприз припасли под финал: «Лучший фильм» объявляли Леди Гага и Лайза Миннелли, звезда «Кабаре» (которому, как и «Крестному отцу», в этом году полтинник). Миннелли была в инвалидном кресле, у нее очевидным образом сильно дрожали руки, речь была далека от идеальной, но все-таки она старалась держаться максимально бодро.
Леди Гага и Лайза Миннелли. Фото: Reuters
ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ ОСКАР 2022
- Лучший фильм — «CODA: ребенок глухих родителей»
- Режиссер — Джейн Кэмпион («Власть пса»)
- Актриса в главной роли — Джессика Честейн («Глаза Тэмми Фэй»)
- Актер в главной роли — Уилл Смит («Король Ричард»)
- Актриса в роли второго плана — Ариана Де Боуз («Вестсайдская история»)
- Актер в роли второго плана — Трой Коцур («CODA: ребенок глухих родителей»)
- Оригинальный сценарий — Кеннет Брана («Белфаст»)
- Адаптированный сценарий — Шон Хейдер («CODA: ребенок глухих родителей»)
- Анимационный фильм — «Энканто»
- Международный фильм — «Сядь за руль моей машины» (Япония)
- Документальный фильм — «Лето души» (или «Лето соула»): когда революцию нельзя было показать по телевизору»
- Песня — «No Time To Die», Билли Айлиш и Финнеас О’Коннелл
- Операторская работа — Грег Фрейзер («Дюна»)
- Музыка — Ханс Циммер («Дюна»)
- Звук — «Дюна»
- Монтаж — «Дюна»
- Работа художников — «Дюна»
- Визуальные эффекты — «Дюна»
- Грим и прически — «Глаза Тэмми Фэй»
- Короткометражный игровой фильм — «Долгое прощание»
- Костюмы — «Круэлла»
- Короткометражный документальный фильм — «Королева баскетбола»
- Короткометражный анимационный фильм — «Стеклоочиститель»
Источник: https://www.kp.ru/