Кино

Прославленный режиссер Никита Михалков отмечает юбилей 75 лет

Никита Сергеевич — фигура особая. Классик, подаривший нам всем целую эпоху в кино. Это и яркие его актерские образы, и десятки фильмов, снятых так, как умеет только он. Недаром многие картины Михалкова удостоены престижных наград, в его копилке — призы мировых фестивалей, даже «Оскар» есть. Но спокойно почивать на лаврах ему не свойственно. В свои 75 режиссер, как всегда, полон творческих замыслов. 

Чтобы было не стыдно смотреть зрителям в глаза, он должен пережить все те же чувства, что и герои его картин. Снять «Солнечный удар» Михалков мечтал 37 лет, и чтобы понять Бунина, 11 раз переписывал от руки его рассказ.

«Просто я хотел понять, из чего можно соткать такой текст. Я начинал писать новую фразу, и когда мне казалось, что я правильное слово ставлю, потом заглядывал в оригинал — нет, там другое слово», — рассказывает Никита Михалков.

Почти всю жизнь он мечтал снять этот, свой фильм о войне. Рассказать обо всем, что слышал от ее героев, обо всем, что читал в документах, не веря глазам. И помня главную молитву поколения своих родителей, точно знавших, что такое счастье.

В своей первой киновойне, 1812 года, он должен был сыграть Петю Ростова у Сергея Бондарчука.

«Мы репетировали, я начал сниматься, картина долго снималась, я стал быстро расти. Мне предложили сделать укол, чтобы я не рос, мама сказала, что не надо. Хотя, я думаю, что это шутка была», — рассказывает Никита Михалков.

Скрывать свои чувства Михалков не умеет. После «Оскара» за «Утомленные солнцем», по словам родных, он 10 дней пел по утрам в душе. А когда Георгий Данелия пригрозил снять его с роли за дерзость он, извиняясь, даже расплакался.

«Уроки жизни были суровые и бескомпромиссные. Никто никого не жалел. И я очень благодарен», — говорит Никита Михалков.

Чтобы спокойно снимать кино, Михалков сам на себя левой рукой писал доносы о якобы недостойном поведении, лишь бы не пришлось вступать в партию. Он погружался в работу так, что, глядя потом на экран, часто сам не понимал, как это сделано.

«Я сам какие-то свои картины смотрю, думаю, как это мы такое придумали. Мне хотелось снять вестерн, лихой вестерн с лошадьми. Юра Богатырев так летел со мной рядом, абсолютно бесстрашно. Все трюки делали сами, все падали. Это было наслаждение», — вспоминает режиссер.

О том, как каждый день ссорились и мирились на съемках фильма «Родня» Михалков и Мордюкова, ходят легенды. Но режиссеру всегда удавалось добиться своего.

«Она должна была сказать одну фразу: "Эх, ты!" И она не получалась. И вот камера крутилась, я стоял за камерой, за кадром и говорил: "Ну, посмотри на меня внимательно! Вот я тебя оскорбляю, ругаюсь на тебя. Ты же меня должна простить"», — рассказывает Никита Михалков.

Самое важное, говорит Михалков, чтобы после команды «Мотор!» в кадре все дышало вместе с ним. И ради этого он был готов до изнеможения показывать, как и что надо сыграть. А еще всегда умел находить подход к каждому, с кем снимает кино.

«Мы каждый вечер играли в футбол, и любой осветитель или ассистент оператора, который не смел мне ничего сказать особо во время съемки, на футболе мог послать меня матом. И все через эмоции, крики выходила усталость, и уже не хотелось ни выпивать, только спать и утром на работу», — вспоминает режиссер.

И оценку своей команды Михалков всегда считал самой большой наградой.

«Мы сняли какой-то эпизод. Бригадир осветителей подошел ко мне и так тихо сказал: Сергеич, это кино! А когда тебе говорит осветитель, который в этом живет, который знает этому цену, считай, героя труда ты получил», — говорит режиссер.

Играя у других режиссеров, Михалков никогда не давал советы, оставаясь на площадке только актером. Лишь один раз попросил Бориса Акунина дописать свою роль в «Статском советнике».

«Он мне разрешил это, и во многом то, что я говорю в этой картине, — это усиление того характера, который мне хотелось сыграть», — рассказывает Никита Михалков.

Он говорит, что почти не ощущает свои 75. И не только потому, что по-прежнему держит себя в форме и много плавает.

«Тот стресс, который получил организм после восьми операций, его надо как-то компенсировать за счет того, чтобы заставить себя ощущать возможности делать то, что ты делал раньше», — отмечает Никита Михалков.

Поэтому секрет его энергичности — в мыслях о новом фильме — «Шоколадный револьвер», предвкушении новой работы и нервотрепки. Ведь все это и есть счастье его жизни.

«Для меня процесс был важнее результата. Это не значит, что я презирал зрителя — мне наплевать, вы смотрите или нет. Нет! Когда я снимал "Ургу", в этой степи мы снимали, снимали, снимали. Я бы так вот сидел бы и снимал, а они бы там пусть монтировали, фестивали. Мне абсолютно это было без разницы, мне было интересно существование в этом вот потрясающем мире, который для меня открылся. Я снимаю одну картину всю жизнь, по моему ощущению. Они, может быть, про разных людей, про разные эпохи, но жестокая правда без любви есть ложь. Это потрясающе точно», — говорит Никита Михалков.

Избранная фильмография Никиты Михалкова

1974 Свой среди чужих, чужой среди своих

1975 Раба любви

1977 Неоконченная пьеса для механического пианино

1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова

1981 Родня

1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей

1982 Вокзал для двоих

1982 Инспектор ГАИ

1984 Жестокий романс

1994 Утомлённые солнцем

1998 Сибирский цирюльник

2005 Жмурки

2005 Статский советник

2007 12

2014 Солнечный удар

Оцените статью