Кино

Хоакин Феникс: «Я хотел, чтобы Джокер катился ко всем чертям»

Time Out взял интервью у Хоакина Феникса — оскароносный актер, сыгравший крайне неоднозначного Джокера, рассказывает о том, что привело его к роли суперзлодея DC.

Исполнитель главной роли в новой картине Тодда Филлипса, Хоакин Феникс, настолько талантливо показывает ужасающую трансформацию главного героя, что многие уже поговаривают о номинации Хоакина на Оскар. «Джокер», самый ожидаемый фильм осени, показывает зрителю, как бездарный стенд-ап комик Артур Флек постепенно превращается в готэмского психопата. Сам актер признается, что не все его интервью проходят гладко: «Чаще всего я стараюсь просто досидеть до конца» — рассказывает он, но в этот раз спокойный и расслабленный Феникс прямо отвечает на вопросы, желая рассказать о своем амплуа суперзлодея DC.  

Насколько тяжело было вживаться в такую роль? 

— Честно говоря, очень. Иногда я читал текст и испытывал сочувствие к герою, а иногда – отвращение. Я ни черта не понимал. Мне было совершенно очевидно, что жалкий и вечно ноющий Артур страдает посттравматическим стрессовым расстройством. Когда на него нападают подростки в самом начале фильма, он замирает подобно статуе, совершенно не пытаясь защититься от избиений. В детстве Артура постоянно били – и невозможно не сочувствовать человеку, прошедшему через такое. Подобный жизненный опыт что-то меняет в мозгу, в образе мыслей, и поэтому я изменил свое первоначальное мнение о герое. В самом начале мне хотелось послать его ко всем чертям.  

Как вы готовились к роли? Вы как-то изучили вопрос психических заболеваний? 

— Да, я посмотрел несколько видео и прочел две книги. Не скажу, какие именно, потому что не хочу привлекать лишнее внимание к преступникам, про которых там написано – они этого не заслуживают. Основная идея заключалась в том, что политические наемники и массовые убийцы обладают схожими типами личности. До 1963 года выделяли две категории таких людей: политические экстремисты и попросту сумасшедшие. Но впоследствии с развитием СМИ появилась куда более разнообразная классификация – вдруг появились люди, жаждущие внимания и дурной славы. Данная категория и заинтересовала меня в контексте «Джокера». С одной стороны, Артур – нервный интроверт, старающийся спрятаться от всего мира. С другой стороны, Джокер – нарцисс, который хочет внимания и признания общественности. Смех создает барьер между Артуром и окружающим миром, в котором царит ненависть, злоба и вся горечь существования, которые и породили его альтер-эго. 

Многие обсуждают, что вам пришлось сильно похудеть для роли. Вас раздражает эта тема?  

— Мне абсолютно наплевать. Для актера потеря веса не просто вопрос внешнего вида и игры — если бы это было так, то худеть попросту не имело бы смысла. Потеря веса сказывается на мировосприятии. Я голоден. Меня охватывает чувство постоянного неудовлетворения, которое так присуще «Джокеру».  

Артур очень одинок. А вы любите проводить время в одиночестве? 

— Эта черта моего героя мне нравится больше всего. В этом одиночестве и заключается его существование. И именно поэтому он вызывает неоднозначное мнение. Сцена в метро – хороший тому пример. Он видит, как к девушке пристают пьяные мужчины. И он не только не вмешивается, но и скрупулезно изучает поведение этих ребят, потому что сам не умеет разговаривать с девушками, — он думает, что подобное поведение приемлемо. Это и вызывает мучительную жалость к персонажу. Он витает в облаках подобно ребенку, чей ум не так развит, как у окружающих его взрослых, и которому постоянно приходится сталкиваться с новым для него в этом мире. В то же время хочется крикнуть: «Идиот, почему твои инстинкты не говорят тебе вмешаться?». Затем у него начинается приступ неконтролируемого смеха, который злит этих ребят, и они нападают на него. Он защищается, и в этот момент мы можем его понять, но через долю секунды он сам становится обидчиком. Еще пара минут, и персонаж будто тянет нас в нескольких направлениях одновременно. И это мне нравится, если честно. 

Смех создает барьер между Артуром и окружающим миром, в котором царит ненависть, злоба и вся горечь существования, которые и породили его альтер-эго. 

Надрывный и пугающий смех — весь фильм буквально пропитан им. 

— Он символизирует часть личности Артура, которую он стремится спрятать, и которая вылезает наружу в его амплуа Джокера. По сценарию, этот смех – последствие психологической травмы. Когда я начал работать с Фрэнсис Конрой, которая исполняла роль матери Артура, что-то в ее игре заставило меня задуматься о том, каково приходилось Джокеру в детстве. Я представлял себе юного Артура, надрывно смеющегося в школе. Представлял, как его мать оправдывает его перед директором, возможно, придумывая несуществующее расстройство. Поэтому мы с режиссером, Тоддом Филлипсом, решили добавить одну реплику в сцену, где Артур разговаривает с матерью: «Ты всегда мне говорила, что я слишком много смеюсь, потому что болен, но это не так, мой смех – это и есть я». Мне показалась очень интересной мысль, что часть нашей личности может мешать нашему же пониманию окружающего мира. 

© Niko Tavernise/Warner Bros.

В «Джокере» угадывается влияние «Таксиста», «Бешеного Быка» и «Короля Комедии» Мартина Скорсезе. Роберт де Ниро и тут играет телеведущего... 

— Мне не нравится упоминание других фильмов, даже если это великие картины прошлого, которые сильно повлияли на всех нас — в любом случае, мы не стремились нарочно к каким-либо аллюзиям. Единственное, что действительно роднит «Джокера» с фильмами 70-х годов, это то, как в нем изображается сложный протагонист: зритель не понимает, что он должен чувствовать. Я не суперкиноман, но мне не хватает этого в современном кинематографе. В фильмах, снятых по комиксам, мотивации и поступки персонажей всегда очевидны: герои или злодеи, но они всегда слишком просты. И, мне кажется, это совершенно не отображает реальную жизнь. Я не против обычных голливудских развлекаловок для зрителя, но через двадцать минут мне обычно хочется просто встать и выйти, потому что этого времени достаточно, чтобы понять, что такой фильм вам больше ничего не даст. Я предпочитаю неопределенность. Я хочу, чтобы «Джокер» заставил зрителя задуматься. 

Единственное, что действительно роднит «Джокера» с фильмами 70-х годов, это то, как в нем изображается сложный протагонист: зритель не понимает, что он должен чувствовать. 

Удивительно, что такой личный фильм сняла крупная студия. 

— Да, это было очень смело с их стороны. Они попросту разрешили Тодду Филлипсу делать все, что ему заблагорассудится. Я никогда не думал о «Джокере» как о блокбастере и относился к нему, как и к любой другой картине в моей фильмографии. У меня очень удачная карьера, и моя работа всегда наполняла мою жизнь смыслом. Я рад, что такие режиссеры, как Тодд Филлипс, делают все возможное в рамках имеющихся ресурсов. 

© Niko Tavernise/Warner Bros.

Будь то фильм Пола Томаса Андерсона, Джеймса Грэя или Жака Одияра — вас всегда тянуло к таким персонажам.  

— Пока живы хорошие режиссеры, которым есть что сказать, я готов быть их рупором. Иногда трудность может быть неким освобождением. Для Тодда Филлипса было непросто получить режиссерское место в «Джокере» с его видением картины, но его усилия воздались сторицей, и это прекрасно демонстрирует сам фильм. В трудных ситуациях человек становится полноценнее и четко понимает, чего он хочет. Так что мне бы точно не хотелось, чтобы мир внезапно стал простым.  

http://www.timeout.ru
Перевод: Владислав Овчинников

Избранная фильмография Хоакина Феникса

Поворот (1997) U Turn ... Toby N. Tucker

Гладиатор (2000) Gladiator ... Commodus

Мастер (2012) The Master ... Freddie Quell

Она (2013) Her ... Theodore

Братья Систерс (2018) Les frères Sisters ... Charlie Sisters

Джокер (2019), Joker ... Arthur Fleck

 

Оцените статью