«Золотой орел – 2024»: Объявлены лауреаты премии
Сегодня стали известны лауреаты самой престижной российской кинопремии «Золотой орел». Это первое крупное событие года в отечественной киноиндустрии.
На соискание премии за 2023 год рассматривались отечественные кинофильмы, телекартины и сериалы, которые выходили в кинотеатрах, на ТВ и онлайн-платформах в период c 1 декабря 2022 года по 15 ноября 2023 года.
Лидерами по количеству номинаций стали «Снегирь» Бориса Хлебникова и «Праведник» Сергея Урсуляка. Обе картины представлены в 8 категориях, включая «Лучший фильм». Среди артистов три номинации получил Александр Яценко (фильм «Праведник», сериалы «Шаляпин» и «Фишер»), по две – Иван Янковский (сериалы «Плейлист волонтера» и «Фишер») и Сергей Безруков (сериалы «Шпион» и «Бизон: Дело манекенщицы»). Среди артисток дважды отметили Елену Яковлеву (фильм «Поехавшая» и сериал «Дама с собачкой») и Любовь Константинову (фильм «Праведник» и сериал «Лихорадка»).
Первым на сцену вышел помощник президента России Владимир Мединский, который традиционно зачитал обращение президента России Владимира Путина.
«Приветствую вас на торжественной церемонии! Отмечу, что нынешнее мероприятие проходит в год 100-летия Мосфильма. Отрадно, что нынешнее поколение бережно хранит уникальное творческое наследие предшественников. Верим, что нынешнее торжество подарит присутствующим добрые, незабываемые впечатления!» – обратился Мединский к залу.
Мединский вручил первую статуэтку генеральному директору «Мосфильма» Карену Шахназарову, отметив, что легендарная киностудия – «дом для всех кинематографистов». Народный артист РФ поблагодарил Академию за оказанную ему честь от себя лично и от лица работников студии.
«Половину этого столетия я проработал на «Мосфильме». Это очень веселая, красивая студия. Нынешний «Мосфильм» кардинально отличается от того «Мосфильма», на который я пришел. Это технологически мощное, современное предприятие. Технологии, безусловно, очень важны – тем более в современном кино. Но здесь рождались и необыкновенные творческие идеи. «Мосфильм» состоит не только из режиссеров и актеров. Тут работают люди самых разных профессий – гримеры, декораторы, бутафоры, электрики… Эти люди всегда незаметны, но без них не было бы «Мосфильма». Не было бы кино», – отметил Шахназаров.
Следом организаторы почтили память кинематографистов, культурных деятелей и людей, связанных с кино, которых недавно не стало. В подготовленном ролике показали фотографии Инны Чуриковой, Глеба Панфилова, Александра Хвана, Геннадия Гладкова, Отара Иоселиани, Юрия Арабова, Леонида Володарского, Юрия Соломина, Игоря Ясуловича, Ирины Мирошниченко и других.
За вклад в российский кинематограф «Золотого орла» получил легендарный оператор Анатолий Мукасей, работавший с такими иконами отечественного кинематографа, как Эльдар Рязанов и Светлана Дружинина.
«Спасибо большое. Я простой советский, российский оператор, счастлив стоять на этой сцене 1-го павильона киностудии «Мосфильм», где я проработал более 60 лет. Я долго ждал, когда уже «Орел» прилетит ко мне, и вот он наконец прилетел», – поблагодарил киноакадемию Мукасей.
Награждение продолжила актерская чета Владимира Вдовиченкова и Елены Лядовой, которые пригласили на сцену Юлию Пересильд. За феноменальный блокбастер «Вызов» Клима Шипенко актриса получила специального «Орла» как первая актриса-космонавт.
«Я стою на этой сцене в третий раз. Два прошлых «Орла» мне вручал Андрей Мерзликин. Сегодня я не увидела его в зале и подумала, что «Орла» не будет… Я очень благодарна маме, детям, которых я так люблю, что у меня был серьезный стимул вернуться. Благодарна моему мужчине, за то что он возвращает меня из космоса в нормальную жизнь. Благодарна моему космическому бро — режиссеру Климу Шипенко. Не знаю ни одного столь сумасшедшего человека! Благодарна нашим героям-космонавтам за их настоящее мужское начало. Благодаря им в полете у меня была возможность почувствовать себя одуванчиком, самой прекрасной девушкой на свете. Желаю вам не бояться быть первооткрывателями во всем! Новых идей, новых форм, новых имен. Пусть все будет как в первый раз — еще много-много лет. Ну, полетели!» – сказала Юлия, принимая награду.
Следующей на сцену вышла Анна Банщикова, которая продолжила вручение статуэток. Лучшим короткометражным фильмом года признали мелодраму Федора Кравчука «Шоссе Энтузиастов», ее 24-летний режиссер поблагодарил за оказанную честь и пошутил, что не готовил речь.
«Я не готовил речь, но вы все сделали меня очень счастливым! Еще обязательно увидимся».
Награду за лучший анимационный фильм получил Василий Ровенский за «Котов Эрмитажа».
«Огромное спасибо! Это великая честь. Спасибо Академии за этот чудесный приз. Спасибо Фонду кино, что поддержал производство нашего мультфильма. Я принимаю этот приз от лица большой команды, почти 150 человек, которые почти 4 года работали над этим проектом. И, конечно, огромное спасибо Эрмитажу, который в нас поверил», – поблагодарил Ровенский.
В категории «Лучший неигровой фильм» победила Марина-Мария Мельник с картиной «Мельников», сразу же шутливо предупредившая гостей, что фамилии никак не связаны.
«Спасибо, это очень волнительно! Мы благодарны за то, что выделили нашу картину, в которую мы вложили душу. Мой мастер сказал мне, что «документальное кино — это летопись времени». Мне кажется, это очень важно сегодня. Ну и, конечно, спасибо моей трехлетней дочери за то, что позволила мне смонтировать фильм!» – поделилась с залом Мельник.
Для вручение статуэток за лучшие визуальные эффекты и лучший монтаж на сцену поднялся звезда «Движения вверх» и «Серебряных коньков» Кирилл Зайцев.
Прежде, чем вручить награду актер отметил: «Для меня большая честь наградить невидимых героев постпродакшена — это действительно удивительные люди. Когда мы, актеры, снимается на фоне зеленого экрана, а потом приходим на премьеру и видим законченное произведение, удивляемся порой не меньше зрителей, которые пришли просто посмотреть кино. Эти люди делают возможным невозможное».
Приз за лучшие визуальные эффекты из рук артиста получил Алексей Гусев (ALGOUS studio) за работу над головокружительной драмой «Снегирь»:
«Я не поверил своим глазам, когда три наши картины, такие разные, посвященные разным стихиям, оказались в одном конкурсе».
В этом году студия оказалась единственным номинантом в категории. Помимо «Снегиря» специалисты также участвовали в производстве «Вызова» и «Повелителя ветра». В итоге приз достался фильму, где, по словам VFX-мастеров, «визуальные эффекты как раз пытались не выпятить, а спрятать».
«Мы старались максимально улучшить и поддержать работу потрясающей съемочной группы, чтобы зритель мог насладиться этим прекрасным фильмом», – поделился коллега Гусева, VFX-продюсер Сергей Штангель.
«Золотой орел» за лучший монтаж тоже достался «Снегирю». За статуэткой на сцену вышел Иван Лебедев, который ограничился лаконичной благодарностью.
«Хочу сказать огромное спасибо людям, с которыми мне довелось поработать за все те годы, что я снимаю кино».
Двукратный обладатель «Золотого орла», композитор Артем Васильев своим появлением открыл музыкальную часть награждения. Он отметил, что впервые выходит на сцену в качестве «вручанта, а не призера». Как признался композитор, в номинантах — важные лично для него имена.
«Я, например, заслушивался пластинками Алексея Рыбникова, возможно, благодаря ему я и выбрал эту профессию», – поделился с залом Васильев.
Первую награду композитор вручил за лучшую работу звукорежиссера. «Золотой орел» достался Максиму Беловолову («Снегирь»), который подчеркнул, что «когда все хорошо снято – появляется вдохновение, и работа идет как по маслу».
Отмеченный Васильевым Алексей Рыбников победил в номинации «Лучшая музыка к фильму» за саундтрек к «Повелителю ветра». Сам лауреат, к сожалению, не смог посетить церемонию. «Видимо, задержался на работе в студии», – пошутили ведущие.
Следом на сцену поднялась Кристина Асмус – актрисе доверили вручить награды в двух категориях – за «Лучшую работу художника по костюмам» и «Лучшую работу художника-постановщика».
«Художники по костюмам, любимые наши волшебники, мы, актеры, без вас никуда. Визуальное решение образа очень помогает нам сделать роль. Простите, что мы не всегда охотно находим время на примерки. Но знайте, что наша работа без вашей — ничто. От нашего цеха вашему – большое спасибо. Художники-постановщики, я преклоняюсь перед вами! Актерам не всегда понятен объем вашей работы, поскольку на площадку нас приглашают, когда все уже готово. Но при виде этого я не раз говорила: «Вау!» – восторженно заявила актриса.
В номинации «Лучшая работа художника по костюмам» победу одержали Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров за фильм «Хитровка. Знак четырех».
«Все говорят спасибо – и я хочу сказать спасибо «Мосфильму», Карену Шахназарову, который дал нам возможность сделать то, что мы сделали», – отметил Никифоров.
«Хитровка. Знак четырех» также получила приз за лучшую работу художника-постановщика. «Золотого орла» из рук Асмус принял Сергей Февралев со словами
«Каждый раз просыпаешься и думаешь: «Когда-нибудь тебя раскроют, поймут, что ты не художник!». Спасибо, что оттянули этот момент. Карен Георгиевич — непростой режиссер, у него непростые идеи, непростые ходы. Он дает художнику возможность удивить его. Благодаря столь редкому качеству художник может раскрыться, выразиться. Только непростой режиссер может пригласить непростого художника на эту картину».
Сценарист Андрей Золотарев вышел на сцену, чтобы наградить «онлайн-лауреатов». Лучшей актрисой онлайн-сериала стала Марьяна Спивак за роль в психологическом триллере «Черное облако». Актриса не ожидала победить, поскольку у нее были сильные конкурентки.
«Благодарю вас, спасибо Академии, моей съемочной группе, прекрасным партнерам – этот проект для меня действительно много значит. Спасибо всем и… Ура!» – обратилась к залу Спивак.
Награду «Лучший актер онлайн-сериала» разделили сразу двое артистов – Иван Янковский и Александр Яценко за «Фишера». В равной борьбе они обошли двух Янковских: Филиппа Олеговича («Черное облако») и самого Ивана («Плейлист волонтера»).
«Что может быть веселее, чем быть номинированным вместе с самим собой, а вдобавок – со своим отцом? Сейчас мне дико неудобно – пап, прости, это отвратительное ощущение. Оно классное, но… интересное», – подметил Янковский, для которого этот «Золотой орел» стал пятым в карьере.
Лучшим проектом онлайн-платформы был признан «Фишер». Золотарев вручил статуэтку продюсерам сериала Сергею Кальварскому и Дмитрию Табарчуку. Они поздравили с днем рождения одного из своих коллег Вячеслава Муругова (ему сегодня исполнилось 55, и посетить вечер он не смог), который, по их словам, и запустил проект.
Следующими на сцену поднялись Александр Акопов и Мария Андреева. Продюсер напомнил, что в этом году отечественная киноиндустрия отмечает еще один важный юбилей – 60 лет российскому сериалу.
«Вызываем огонь на себя», первый наш сериал, был снят в 1964 году именно здесь — на «Мосфильме», – заметил Акопов.
Пара объявила победителя в номинации «Лучшая женская роль на ТВ». «Золотой орел» достался Елене Яковлевой за роль в сериале «Дама с собачкой». Из-за съемок в новом проекте актриса не смогла получить приз лично.
За лучшую мужскую роль на телевидении наградили Сергея Безрукова («Бизон: Дело манекенщицы»). Актер, принимая награду, обратился со сцены к своему коллеге Александру Яценко: «Саш, обложил я тебя со всех сторон. Мы с тобой вместе работали в «Бизоне», ты классный актер».
Следом Безруков поздравил с юбилеем любимый «Мосфильм»: «С праздником, любимый, родной «Мосфильм»! Первого своего «Орла» я получил в 2004 году за роль участкового в сериале «Участок». Спустя 20 лет получаю за роль майора в «Бизоне». Есть надежда спустя еще 20 лет получить за генерала. Буду стараться!»
Для награждения актеров второго плана на сцену вышла Анна Снаткина. Среди актрис победу одержала Александра Ребенок («1993»).
Александра скромно заметила, что не ожидала победы и вообще не очень любит, когда ее хвалят: «Но сейчас я стою и испытываю какое-то новое чувство. Спасибо вам огромное за эту церемонию, потому что это внушает веру. От нас, артистов, обычно просят веры — в обстоятельства, в персонажа. Но нам тоже очень нужна вера. В нас, в то, что все, что мы делаем, не зря».
Евгений Ткачук за роль в «Праведнике» удостоился «Золотого орла» как лучший актер второго плана. Свою благодарственную речь артист начал с извинений:
«Я хочу сказать: «Извините». Извините меня за всю мою жизнь все, кто меня знает, кто в меня верит. Мама, жена, Сергей Владимирович Урсуляк и все зрители, которые до сих пор как-то терпят меня на экране. Слова соболезнования. Держитесь. Дальше будет больше. Уверен, будет хуже, потому что с годами зубов становится все меньше. Но теперь самое главное: спасибо за ваше терпение, за вашу веру и любовь».
Лучшим сценаристом года стал Александр Велединский («1993»). «Золотой орел» за него получила продюсер картины Жанна Калинина, которая, поблагодарила самого лауреата, а также автора оригинального романа Сергея Шаргунова.
За лучшую операторскую работу отметили Михаила Милашина («Праведник»). Он поблагодарил Гринякина, у которого «много чему научился», академиков (за второго «Орла» в карьере), Бога, родителей, любимую жену и своего мастера Вадима Юсова.
На сцене появилась педагог и хореограф Алла Сигалова. Она вручила награду Анне Михалковой, признанной лучшей актрисой за роль в фильме «Чувства Анны». Анна, следуя примеру Ткачука, тоже решила извиниться перед гостями.
«Не первый раз стою на этой сцене, но мне почему-то тоже хочется извиняться. Мы с Аней Меликян — достаточно известные комедиографы, но здесь пошло по-другому. В этом фильме я показала все. И свой богатый внутренний мир, и некий экстерьер. Я благодарна тем, кто посмотрел этот фильм. И тем, кто не посмотрел. Все это — заслуга Ани, которая взяла меня и мною нарисовала это кино. Сложно перенести такое количество себя на экране, поэтому второй раз, наверное, я этот фильм смотреть не буду. Перенести все, что происходит с героиней два часа, на крупных планах, — испытание. Любите друг друга!» – пожелала залу Михалкова.
Приз за лучшую мужскую роль из рук Аллы Сигаловой получил выходящий уже второй раз на сцену Александр Яценко.
«Спасибо, что тут скажешь», – был краток и лаконичен актер.
Следом на сцене вновь появился Карен Шахназаров для объявления финальных лауреатов. Генеральный директор «Мосфильма» перед вручением наград решил развлечь публику анекдотом:
«Сразу вспоминается любимый анекдот Станислава Говорухина. Оператора спрашивают: если стакан водки выпьешь — сможешь снимать? Да. А два? Тоже да. А три? Да, только в качестве режиссера».
«Золотой орел» достался Сергею Урсуляку за лучшую режиссерскую работу в фильме «Праведник». Постановщик особо отметил своих коллег по номинации, Александра Велединского и Бориса Хлебникова, а также актерский дуэт победителей Александра Яценко и Евгения Ткачука.
«А если серьезно, то я, конечно, благодарен всем, кто делал со мной эту картину. В индивидуальной категории я почему-то очень волнуюсь больше, чем в общей. В индивидуальной категории я получаю эту премию в первый раз. И особо я благодарен своей семье. Спасибо всем, кто рад за меня», – отметил Урсуляк.
А лучшим фильм года признан «Снегирь» Бориса Хлебникова. Награду получил один из продюсеров ленты Сергей Сельянов, поскольку режиссер в данный момент находится на съемочной площадке. Лауреат назвал Хлебникова стержнем, причем не только фильма, но и «всего нашего кинематографа».
«Я тронут и горд вниманием академиков к этой картине. Я согласен! Я считаю, что Хлебников вырос до большой национальной величины, большого национального кинохудожника. Через всю оригинальную книгу проходит главный герой, протагонист всей истории. А Хлебников вместе с Натальей Мещаниновой главного героя решили убрать. И фильм получился не про кого-то, а про нас. Граждан огромной страны, которые и такие, и такие… Успех фильма связан с тем, что мы видим в нем себя, свой народ», – подытожил Сельянов.
Фото: Геннадий Авраменко
Все лауреаты премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел-2024»:
- Лучший игровой фильм – «Снегирь», реж. Борис Хлебников
- Лучший телевизионный сериал – «Бизон: Дело манекенщицы», реж. Сергей Чекалов
- Лучший проект онлайн-платформы – «Фишер», реж. Сергей Тарамаев и Любовь Львова
- Лучший неигровой фильм – «Мельников», реж. Марина-Мария Мельник
- Лучший короткометражный фильм – «Шоссе Энтузиастов», реж. Федор Кравчук
- Лучший анимационный фильм – «Коты Эрмитажа», реж. Василий Ровенский
- Лучшая режиссерская работа – Сергей Урсуляк, «Праведник»
- Лучший сценарий – Александр Велединский, «1993»
- Лучшая мужская роль в кино – Александр Яценко, «Праведник»
- Лучшая женская роль в кино – Анна Михалкова, «Чувства Анны»
- Лучшая мужская роль на телевидении – Сергей Безруков, «Бизон: Дело манекенщицы»
- Лучшая женская роль на телевидении – Елена Яковлева, «Дама с собачкой»
- Лучший актер онлайн-сериала – Иван Янковский, Александр Яценко, «Фишер»
- Лучшая актриса онлайн-сериала – Марьяна Спивак, «Черное облако»
- Лучшая мужская роль второго плана – Евгений Ткачук, «Праведник»
- Лучшая женская роль второго плана – Александра Ребенок, «1993»
- Лучшая операторская работа – Михаил Милашин, «Праведник»
- Лучшая работа художника-постановщика – Сергей Февралев, «Хитровка. Знак четырех»
- Лучшая работа художника по костюмам – Дмитрий Андреев, Владимир Никифоров, «Хитровка. Знак четырех»
- Лучшая музыка к фильму – Алексей Рыбников, «Повелитель ветра»
- Лучший монтаж фильма – Иван Лебедев, «Снегирь»
- Лучшая работа звукорежиссера – Максим Беловолов, «Снегирь»
- Лучшие визуальные эффекты – ALGOUS studio, «Снегирь»
Источник: Кинорепортер