Антонио Бандерас - возвращение блудного сына
Андрей Плахов побеседовал с отчаянным Антонио Бандерасом, сыгравшем главную роль в новом фильме Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу», входившем в конкурсную программу 64-го МКФ в Канне.
- Когда мы встречались на кинофестивале в Сан-Себастьяне, где вручался приз Педро Альмодовару, вы еще не знали, что опять будете у него сниматься?
- Тогда об этом еще рано было говорить. Шутка ли: встретиться спустя двадцать с лишним лет после нашей предыдущей совместной работы. И я заранее знал, что картина будет не менее жесткой и провокационной, чем те, к которым приучил зрителей ранний Альмодовар.
- Возможно ли снова войти в ту же воду? Вы оба сильно изменились…
- Да, но Педро сказал: «У меня чувство, как будто этих лет вовсе не было и мы расстались только вчера». И я ощущал в точности то же самое. Двадцать долгих лет промелькнули, словно один день. Кроме того, учтите: мы никогда не теряли личных отношений, звонили друг другу, как звонят близким людям. Но тут он предложил сниматься и потребовал выделить два месяца на репетиции! Моя жена Мелани возмущенно кричала: даже на Бродвее репетируют всего шесть недель. Но у Педро были не репетиции, а вживание в мир фильма.
- Как выглядело «возвращение блудного сына»?
- Сначала он шутил со мной: «Ты что, стал корейцем?». Из талантливого хулигана он превратился в фундаментального гуманиста и при этом ничуть не растерял своей энергии: по-прежнему рулит всем и вся. У меня было чувство, что мы снимаем фильм более «альмодоварский», нежели сам Альмодовар, нежели его культовый «Закон желания». Он сбивает людей с толку, публика еще не готова принять это безумие. Весь первый час нас запутывают и ставят вопросы, а потом следуют ответы – и они такие невероятные!
- Вы, актер, известный своей эмоциональностью, на сей раз работаете скупыми средствами…
- Да, в моей роли мало взрывных моментов. К тому же я не хотел сгущать краски. Мой герой – не из разряда монстров (помните австрийца, который двадцать лет держал в подвале свою дочь?). Он не психопат, он даже очень милый человек, похожий на семейного врача или тибетского монаха. Монстр прячется глубоко внутри. Такое решение выбрал Педро, и я его принял.
- Судя по всему, это был сильный контраст по сравнению с голливудским съемочным процессом, где все предсказуемо и просчитано?
- Я многим обязан работе в американском кино и никогда не брошу в него камень. Но прекрасно понимаю при этом, что фильмы, в которых я снимаюсь, это преимущественно «фаст-фуд». Теперь, благодаря Педро, я вернулся к более утонченной европейской пище. Это было для меня, как глоток свежего воздуха.
- А потом – опять вернетесь к «фаст-фуду»?
- Такова участь испанцев в Голливуде – играть «плохих парней». Так, во всяком случае, было двадцать лет назад, когда я туда приехал. Теперь кое-что изменилось: есть Зорро, есть Десперадос. Стало ясно, что испаноязычные актеры могут играть и другое. Дети гастарбайтеров заканчивают университеты, техники приходят на киностудии, испанская комьюнити покоряет Голливуд.
- Вы как режиссер тоже причисляете себя к этим покорителям?
- Что вы, я делаю маленькие личные фильмы и не претендую на что-то другое. Разве что вдруг на меня свалится большой бюджет, но вряд ли…
- Вы известны своими левыми взглядами. Как и Альмодовар, который поддержал забастовку испанских работников культуры…
- Нельзя замкнуться в своих профессиональных проблемах и не видеть того, что происходит вокруг. Сейчас в Испании, да и везде, трудные времена. Многие молодые люди остались без перспектив, они преисполнены гнева и протеста, демократия как система больше не работает. Это означает – кризис. Возможно, он усугублен тем, что сегодняшние коммуникации мгновенно распространяют эти настроения. Чувствуется, что мы в конце какого-то этапа, может, впереди грядет революция.
- Газеты писали о трудностях в ваших отношениях с Мелани Гриффит…
- Проблема моей жены – не алкоголь, она не пьет уже лет двадцать, а в том, что у нее американская душа. Я же европеец. Но мы сумели преодолеть это противоречие. Потому что мы любим друг друга, откровенно говорим обо всем. Мы уже не так молоды, а когда вам за пятьдесят, ты лучше ощущаешь ценность семейного очага. Любовь – это самое главное, что есть в нашей жизни, причем это очень широкое понятие: любовь к своей семье, к родине, к людям – это все части чего-то целого. Так же как и понятие свободы.
Антонио Бандерас в новом триллере Педро Альмодовара КОЖА, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ
Избранная фильмография Антонио Бандераса
1987 Закон желания La ley del deseo
1988 Женщины на грани нервного срыва
1990 Свяжи меня! ¡Átame!
1993 Дом духов The House Of The Spirits
1994 Интервью с вампиром: Хроника жизни вампира Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles
1995 Четыре комнаты Four Rooms
1995 Наёмные убийцы Assassins
1995 Отчаянный Desperado
1995 Двое — это слишком Two Much
1998 Маска Зорро The Mask of Zorro
2002 Роковая женщина Femme Fatale
2010 Ты встретишь таинственного незнакомца You Will Meet a Tall Dark Stranger