Бизнес

Возможность роста или угроза легальному бизнесу: эксперты обсудили будущее вейп-индустрии в условиях повышения акцизов

Повышение акцизов на электронные сигареты на 110% серьезно затронуло рынок и привело к увеличению объемов нелегальной продукции. Перспективы, проблемы и возможности российской вейп-индустрии обсудили эксперты в рамках закрытой панельной дискуссии, организованной Plonq совместно с Fedotov Group.

Сопредседатель экспертного совета Государственной Думы РФ по государственному регулированию табачной отрасли Сергей Катасонов считает, что сложившаяся ситуация с повышением акцизов и ужесточением штрафов обусловлена двумя аспектами. Первый — это колоссальный объем доступной нелегальной продукции (80-90% в категории электронных сигарет). Второй — рост доли несовершеннолетних потребителей. По словам эксперта, в этих условиях повышение акцизов стало компромиссным вариантом, альтернативой которому был полный запрет продукции. Введение такого запрета могло привести к еще большему расширению нелегального рынка, который намного сложнее было бы контролировать. 

“Концептуально существует одна мера, которая могла бы убить нелегальный рынок — это экономически обоснованный акциз. Это тот акциз, который позволял бы конкурировать легальной и нелегальной продукции. Тем самым мы бы сразу решили проблему существования нелегального рынка. Другого концептуального варианта нет”, — считает Сергей Катасонов. Он также напомнил, что пять лет назад в кальянном табаке была подобная ситуация, и к сегодняшнему дню она кардинально изменилась как раз благодаря экономически обоснованному акцизу.

По мнению эксперта, справиться с обозначенными проблемами также поможет досудебный запрет на рекламу в интернете, увеличение штрафов за продажу продукции несовершеннолетним, внесение изменений в технический регламент об ограничении вкусов.

“Еще можно отнести никотиносодержащую продукцию к стратегически значимому товару. Это повлечет привлечение к уголовной ответственности тех, кто пытается ввезти на территорию страны нелегальную продукцию. Так мы сможем защитишь наш рынок от контрафакта. Для табачной продукции такую меру уже ввели, ждем когда это дойдет и до нас”, — пояснил Сергей Катасонов. В целом, по его мнению, снижение акциза возможно только в случае “обеления” рынка, когда государство поймет, что другие принимаемые меры дают свои плоды.

“Обелить” рынок и показать реальное качество продукции позволит введенная система маркировки, отметил в ходе дискуссии директор по защите оборота легальной продукции ЦРПТ Максим Курганский. Благодаря этому, следующее повышение акциза может быть уже не таким значительным, считает он. 

“На начало 2023 года на рынке существовало 7 тысяч компаний, которые торговали в белую этой продукцией. После введения запрета на оборот немаркированной продукции, по данным на конец 2023 – начало 2024 года, этих компаний стало 100 тысяч, то есть рост в 14 раз. Здесь важно, чтобы не было больше, чтобы остановиться на том, что есть”, — пояснил эксперт. 

Руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей ITMS Игорь Черкасский считает, что компромисс о повышении акциза между индустрией и государством был достигнут, чтобы дать возможность отрасли развиваться. При этом, отметил он, категория вейпов была и остается привлекательной с точки зрения маржи, но в новых условиях будет вестись поиск вариантов наименее болезненного сокращения маржи в рамках рыночной конкуренции. 

Эксперты также затронули законодательное регулирование в соседних странах. Так, Россия сейчас занимает среднее положение между Казахстаном, где электронные сигареты находятся под запретом, и Беларусью, чьи возможности по контролю за соблюдением законодательства вывели продукцию в легальное поле. Чтобы избежать ситуации как в Казахстане, российскому ответственному бизнесу следует жестко придерживаться установленных требований — по объему никотина, маркировке и экологичности упаковки, проведению лабораторных исследований и так далее. Со своей стороны органы государственной власти хорошо знают ключевых игроков нелегальной торговли и прорабатывают комплекс мер, которые позволят вывести их с рынка и призвать к ответственности. 

В условиях, когда более 10% взрослого населения страны, является потребителями вейпов (5 млн — потребители вейпов, 12 млн — сочетают потребление вейпов с другими табачными изделиями), эту продукцию невозможно просто взять и вычеркнуть из жизни, считают участники дискуссии. Потребление электронных сигарет, по их мнению, стало сложившимся социальным явлением в России. Поэтому будущее у вейпинга в России есть, для этого необходимо поддерживать диалог между государством и рынком. 

В дискуссии также принимали участие директор по связям с органами государственной власти и общественностью ГК «СНС» Елена Дубанкова, операционный директор Plonq Антон Моисейченко, руководитель табачного консалтингового агентства Fedotov Group Евгений Федотов. 

Полное видео дискуссии можно посмотреть тут

Оцените статью