Реализм и иллюзии Вика Муниса
В произведениях бразильского художника и скульптора Вика Муниса переплелись воедино две ветви современного искусства – поп-арт и новый реализм. Две традиции – американская для первого направления и французская для второго – с общей историей, но всегда стоящие на расстоянии друг от друга, слились воедино в творчестве Муниса. Он предлагает свой собственный путь, который легко маневрирует между «низким» и «высоким» в культуре, не обозначения «главную дорогу». Именно поэтому на полотнах автора можно встретить и древнегреческих мифических героев, и Мону Лизу в стиле поп-арт, а также подражание импрессионистам, портреты звезд кинематографа и просто портреты бразильских детей.
Для Муниса современный мир полон иллюзий, обмана. И художник намерен отделить правду от вымысла, научить зрителя читать между строк. Не последнюю роль в манипуляциях с человеческим сознанием и восприятием играют СМИ и искусство: «В то время как цифровые медиа стают все более и более гибкими и красноречивыми, наша способность «потреблять» изображение развивается в приблизительном соотношении к нашей неспособности понять их. И в то же время как визуальная грамотность все еще считается чем-то вытекающим из времен викторианской эпохи, а современная школа совершенно не предназначена для того, чтобы внедрять программы по поощрению обучения людей различать и понимать визуальные послания, становится важной роль художника, который может посеять зерна новой дисциплины».
Вика Муниса называют первопроходцем общества потребителей. В своем стремлении увидеть, понять и описать мир он использует, казалось бы, все доступные современному искусству материалы: пластилин, пищевые продукты, органические вещества и предметы. С их помощью автор создает сюжеты, полные иронии, юмора и вызова. Недолгая жизнь «органических», вполне съедобных произведений стала толчком к обращению Муниса к фотографии. Многие из его работ обретают вторую жизнь именно на фотокарточках.
Знакомясь с разнообразием экспериментов Муниса, зритель вначале думает, что перед ним представлен лишь образ. И лишь со временем он начинает понимать суть, входить в процесс и – сопереживает, обращается к сюжету и самому акту отображения. Но не всем сразу может открыться иллюзорность в произведениях Муниса. Именно к иллюзиям и реальности обращается автор: «Мое внимание сосредоточено на определении реальность через иллюзии, которые были созданы не для того, чтобы обмануть, а продемонстрировать важность быть обманутым. Эти иллюзии положены в основе нашей культуры и цивилизации. Поэтому важно показать не иллюзии как таковые, а собственные взгляды человека как измерение того, во что он верит».
Бразильца можно по праву назвать исследователем в современном искусстве, так как он уже многие годы очень тщательно развивает свой взгляд на мир, средства массовой информации, историю как таковую и историю искусства, создавая свой собственный язык. «Восприятие и интерпретация – вещи, которые ощутимо влияют на культуру, но меня привлекает все-таки искусство, его универсальное обращение является персональным и понятным для людей разных национальностей и стран». В руках талантливого художника старые образы приобретают новое дыхание и новый смысл.
Автор: Марина Корчинская