Искусство

Третья Московская Биеннале Современного Искусства без ограничений в Гараже

25 сентября - 1 ноября 2009

Push.Pull II. Аниш КапураПрограмма, которую составил куратор первой величины Жан-Юбер Мартен, стирает границы между культурами и эпохами, и ставит ребром вопросы глобализации и национального самоопределения.

Жан-Юбер Мартен решил взглянуть на мировой художественный процесс как на слаженный общий механизм, что соответствует глобализации современного мира, в котором невозможно жить изолированно, не замечая никого вокруг. Именно поэтому название главного проекта биеннале «Против исключения», что означает полное отсутствие каких-либо рамок и ограничений. 25 художников творят без заданной темы, но это талантливые художники, исключенные из западной системы искусства, то есть системы музеев, галерей и арт-рынка. Именно поэтому Мартен много говорил о важном качестве - индивидуальности художника, а не о том, какую страну он представляет. Когда в 1985 Мартен хотел показать в Германии Кабакова и обратился в советское посольство, то услышал, что Кабаков не может представлять советскую культуру. Мартен сообщил, что его интересует сильный художник, а не представительство.

Итак, художникам из двадцати пяти стран не дана специальная тема, при этом каждый участник представляет не только себя, но и собственную культуру в целом, многие ищут вдохновения в своих национальных традициях. Главный проект биеннале очень удачно решили разместить в Бахметьевском гараже, на сегодняшний день самом модном месте для проведения грандиозных выставок. Большие пространства «Гаража» Мартен очень удачно использовал для создания ясной и четкой экспозиции, чего не хватало прошлым проектам (1-я Московская биеннале - Музей Ленина, 2-я Московская биеннале - башня «Федерация»).

Уже в холле внимание зрителя приковывает настоящий водопад - «Информационно-водная завеса» Юлиуса Поппа. Капли воды на секунду складываются в слова, выбранные компьютером из новостных лент, так художник создает метафору непрерывного потока информации, в котором живет каждый современный человек. А рядом находятся гигантские фотопортреты неизвестных людей, созданные сербским художником Брацо Димитриевичем. И его же видео «Воскрешение алхимиков», в котором сам художники говорит об экономике и мировых процессах, а по кругу идет текст его речи и экономические сводки на всех языках мира. Так художник выражает ту же идею медийной цивилизации, поглощающей человека информационными потоками.

Зритель сразу может догадаться, о каких вопросах хотят говорить современные художники, ведь цель нынешней биеннале «объединить понятия «глобализации» и «уникальности» через демонстрацию произведений-гибридов, явившихся результатом бесчисленных культурных смешений». В первую очередь художники пытались найти национальную идентичность - социальную, гендерную, этническую, экологическую и политическую. И способов оказалось очень много.

Космополитический проект с курами. Кун ВанмехеленЗа водопадом зритель сразу попадает в самый настоящий курятник. Бельгийский художник Кун Ванмехелен уже 10 лет скрещивает кур из разных стран, называя свое действо «Космополитическим проектом с курами». Рядом с живыми настоящими курами располагаются в ряд стоящие набивные чучела, портреты и рисунки кур. Художественный и эстетический проект Ванмехелена затрагивает важные социальные вопросы - генетическое воздействие, клонирование, многонациональность и общество с различными культурами, поэтому он наиболее всего отвечает названию и главной идее 3-ей биеннале. Рядом с ним находится инсталляция Глории Фридманн «Живопись в абсурдизме» - это инсталляция из нацистской свастики, сложенной из фирменных брюк и сапог Вермахта, и трех картин, написанных в 1933-45 годах. Намек понятен.

Среди наиболее ярких и оригинальных национальных проектов можно выделить рисунки африканского художника Фредерика Брюли Буабре, который рассказывает мифы своего племени, лубочные рисунки украинского художника Станислав Волязловского, яркие примитивные картины Шери Самба, полные местного колорита, со смешными и парадоксальными сценами, в которых художник высмеивает местные недостатки.

Австралийский художник Навурапу Вунугмурра представляет на выставке злых духов своего племени - мокуи, а Эстер Махлангу из Южной Африки привносит в свою живопись традиционные геометрические узоры «лезвие бритвы» и стилизует под эти узоры все нарисованные предметы, в том числе самолеты, телевизоры, электрические лампочки. Элементы женского рукоделия с эротическим подтекстом можно увидеть в произведениях американской художницы египетского происхождения, бескомпромиссной исламской феминистки из Каира Гады Амер. В своих работах она затрагивает проблемы гендерного неравенства, мужского шовинизма и эксплуатации женщин.

Груз. Ромуальд АзумеДух многонационального творческого разнообразия так и витает в воздухе, на выставке можно увидеть даже настоящие афганские ковры, но персидские мотивы заменены образам войны времени советско-афганского конфликта. О социальном неравенстве, об эксплуатации и колониальной зависимости Африки говорит Ромуальд Азуме - художник из народности йоруба. Его работа «Груз» представляет собой ржавый скутер с канистрой, в которой контрабандой перевозили нефть из Нигерии.

Поиски собственной идентичности продолжает корейская художница Кимсуджа, представившая видео «Грузовик с пожитками» и собственно сам грузовик. На видео зритель видит саму художницу, сидящую спиной к нам на тюфяках на крыше своего грузовика. Грузовик медленно двигается по улочкам Европы, так Кимсуджа объездила всю Корею и Европу. Работа посвящена проблеме миграции, вечному и непрерывному движению, в котором человек теряет все ориентиры. Видео корейской художницы удивительным образом идейно перекликается с работой русского художника Ивана Чуйкова. На выставке представлена его инсталляция домашней квартиры москвича - единственного места, где человек может заново обрести себя.

Многие художники часто затрагивают тему глобализации, проблему экологии, потери ценностных ориентиров. Дмитрий Цветков создал довольно наглядную кичевую инсталляцию «Ледниковый период» - «русская» тема, но обилие мехов и муляжей животных не вызовет радости даже у барахольщиц, так как эта инсталляция является наглядным примером явной пошлости современных представлений о «прекрасном».

Кимсуджа, «Грузовик с пожитками»Александр Бродский сделал проект идеального города, который, как любой проект наших «бумажных» архитекторов, оказывается на помойке. Хрустальные небоскребы города будущего оказываются навеки погребенными в ржавых мусорных баках. Вообще русских художников очень интересует вопрос вечного и преходящего, примером может послужить работа Валерия Кошлякова «Темпл» - образ Эрехтейона, сделанный при помощи обыкновенного скотча.

Вик Мюнис из Бразилии создал копии знаменитых картин, выполненные из мусора! Так фоном для картины «Смерть Марата» служат вещи со свалки в Рио-де-Жанейро. Эль Анацуи «выткал» традиционный африканский ковер из расплющенных металлических бутылочных крышек. О современном обществе потребления, о проблемах экологии говорит и французский художник Мишель Блази. В своей инсталляции «Натюрморт-сад» Блази вымазывает стены сыром, кетчупом, кусты делает из макарон. Он решает одну из волнующих вопросов художников - соединяет жанр пейзажа и натюрморта, при этом в буквальном смысле оживляет пространство. Его стена начинает «цвести» - это плесень от сыра, но выглядит как кракелюры на картине. Плесень на кетчупе напоминает кувшинки - интересно рассматривать, но долго находится здесь невозможно - слишком специфический запах в его комнатке.

Работ на тему грядущей экологической катастрофы очень много, но с ними соседствуют настоящие «живые уголки». Помимо курятника зритель встретит на своем пути (все это прямо в центральных залах) спрятанный за прозрачную белую занавеску дивный сад с цветами, птицами, играющими на музыкальных инструментах - инсталляция Селеста Бурсье-Мужено «Отсюда до уха». Приятная атмосфера, цветы, летающие птицы, иногда перебирающие своими лапками гитарные струны. А знаменитый Хуан Юн Пин создал огромную инсталляцию «Театр мира и Мост».

Хуан Юн Пин «Театр мира и Мост»Вдохновило художника древнее китайское представление о Ксуанву - гибриде черепахи и змеи. Зритель видит огромную клетку, в которой находятся живые черепаха, удав и бронзовые статуэтки династии Цин. Сама конструкция клетки имеет форму движущейся змеи и одновременно моста, под которым сидит черепаха. Только она не живая, это стол в виде черепахи, в котором... копошатся разные насекомые. И человек должен наблюдать, как все эти «твари» пожирают друг друга!

Всплывает еще одна интересная тема - тема смерти, убийства, забвения. Сэмюэль Канне Квеи представил серию гробов в виде кроссовка, рубанка, лодочного мотора - это отражение интересов и профессии умершего. Англо-нигерийский художник Йинка Шонибаре, номинант премии Тернера, в своей инсталляции «Как снести две головы сразу» обращается к наследию двух культур, к проблемам классов и расы. Его работа - это две фигуры без голов, одетые в костюмы викторианской эпохи - поре колонизации Африки. Инсталляция своего рода метафора исторического смешения мировых культур и доминирования Европы и тема насилия, смерти.

Наиболее остро ставят вопрос о социальных и расовых различиях, из-за которых происходят конфликты и недопонимания знаменитые в Китае художники Сунь Юань и Пэн Юй. Их потрясающе натуралистичная инсталляция «Дом престарелых» - последняя комнатка в лабиринте экспозиции. Манекены генералов, религиозных и политических деятелей разных стран сидят безучастно в инвалидных креслах, которые с лязгом сталкиваются друг с другом, но лица сидящих остаются равнодушные, непроницаемые. И какая разница, какой ты расы, какого вероисповедания перед лицом смерти и забвения?

Сунь Юань и Пэн Юй «Дом престарелых» Впечатляет работа нашей группы AEC+F под много говорящим названием «Пляска смерти». Художники сделали серию фотографий умерших людей, которых они как куклы одевают при помощи компьютерной графики. Если у наших художников происходит пляска смерти, то у знаменитого на весь мир американского художника Спесера Туника происходит настоящая вакханальная пляска жизни. Все люди равны по природе своей, нужно только вспомнить об этом и, отбросив все маски, вернуться к своему природному естеству. Туник обнажает массы людей на главных площадях всех стран мира, он всерьез размышляет над местом человеческого тела в мире. Образ копошащегося обнаженного человечества часто возникает в его работах. В Гараже представлен его проект «Лица Москвы».

Многие художники всерьез задумались над темой человеческих чувств и сознания. Эрвин Вурм создал скульптуру «Шишка гнева», которая передает человеческое тело без головы в довольно неправильном искореженном виде. Вурм наглядно показывает, как меняется внутренне человек в момент гнева, как он искажается, сам того не замечая. Австралиец Майк Парр создал проект «Алюминий изо рта» - это два тела, соединенные между собой длинной металлической палкой. Так художник хотел передать то, что язык, на котором мы говорим, формирует наше сознание, поэтому у всех разные жизненные представления и разный менталитет. В таком национальном многоголосье очень многие художники обратились к проблеме коммуникации, ведь у всех разный язык, разная культура, как же мы можем понимать друг друга? Конструкция Парра тоже издает непонятные для нас звуки.

Эрвин Вурм «Шишка гнева»Завораживающую инсталляцию «В тишине», отражающую лирическое настроение самой художницы, создала Тихару Шиота. Инсталляция посвящена внутреннему состоянию человека, когда он погружается в свой собственный мир. Мир Шиота - поэзия сгоревшего пианино, звуки трескающейся в огне древесины, тишина в душе, возникшая при виде навсегда замолчавшего инструмента. Инсталляция представляет собой сожженный стул и пианино, навсегда спрятанные от нас черными нитями паутины воображаемого пламени. Работа сама по себе очень эффектная. Ее можно отнести к определенной группе работ на выставке, которые не должны отражать некую идейную функцию, некий концепт художника. Они в первую очередь имеют сильное визуальное воздействие. Это пластические произведения, отражающие художественные поиски внешней формы.

Отдохнуть от размышлений о смерти, дискриминации и прочих «радостей» современного мира можно в конце экспозиции, например, среди скульптур Маркуса Ретца. Он виртуозно соединяет в одной форме две. Человеческий профиль превращается в себя же, но вверх ногами, если посмотреть на него в фас. Силуэт зайца может легко превратиться в образ мужчины в пальто и шляпе. Слово Yes, если зайти с другой стороны, превращается в антоним - No. Самое яркое из «развлекающих» произведений - гигантский кроваво-красный полукруг Push.Pull II Аниша Капура, лауреата премии Тернера. Полукруг сделан из красного воска, кровавыми разводами стекающего к полу. Внешняя форма напоминает кусок сыра - вот такая игра в ассоциации. Рядом находится странно «огламуренный» объект реди-мэйда - пернатое, розовое китчевое «Космическое лоно» Жан-Жака Лебеля, - «центр мироздания». Как и положено кровь всегда рядом с эросом.

«В тишине» Тихару ШиотаСовершенно изумительным по ювелирности кажется металлический бульдозер из башен, порталов и витражей готического собора Вима Дельвуа. Дельвуа провозглашает новый культ - культ машины, о которой сейчас мечтает каждый уважающий себя подросток. Продолжает постмодернистские игры с формой и содержанием Дмитрий Гутов. Его большая инсталляция «Параллакс в астрономии» - это видимое перемещение светил в небесной сфере, происходящее при изменении местонахождения наблюдателя в пространстве и вращении Земли. Сам объект - это сетка над потолком, на которой расположились супрематические конструкции с картин Малевича. Работа предназначена для изучения природы зрительного восприятия, так что для художника важен сам физический опыт (или игра в него), где зритель выступает в качестве подопытного.

Есть здесь и примеры декоративного искусства австралийской аборигенки Риджины Пилаук Уилсон. Рядом - загадочный аппарат мага, алхимика или прорицателя с множеством колбочек, соединенных в барочные по своим формам конструкции художницы Тунги. Продолжают тему магии, алхимии и всякого рода опытов Герда Штайнер и Йорг Ленцлингер. Их «Курс лечения» предназначен для больных, желающих ненадолго забыть о реальности. Зрителю предлагают пройти курс психотерапии. Нужно лечь на кровать под огромный камень метеорита и ни о чем не думать, далее перелечь на раскачивающуюся кровать - почувствовать невесомость, затем в третью, которая приведет вас в чувство равновесия и покоя. Теперь вы здоровый человек. Может быть, именно это необходимо всем под грузом такого количества мировых проблем и неразрешенных вопросов?
Выставка, построенная как большой лабиринт, представляет собой совокупность идей, тем, разнообразия пластических форм и художественных решений. И все произведения, бесспорно, являются исключительными.

Автор: Мария Калашникова
Текст: http://artgals.info
Сайт Гаража:
http://www.garageccc.com/ 


Оцените статью