Игорь Мухин: «Каждая лампа вносит свою ноту в игру света»
Игорь Мухин родился в 1961 году в Москве. Окончив строительный техникум, шесть лет проработал в проектном бюро. В
Снимки Мухина, его стиль, взгляд и манера стали для профессионалов таким же мерилом фотоискусства начала XXI века, какими в 30-е годы были снимки Александра Родченко или в 70-е - портреты Виктора Ахломова.
- Расскажите о вашей серии "Ночная Москва". Как возникла ее идея?
- Когда в середине 80-х годов я начал снимать ночную Москву, никто не знал и не хотел знать о таком городе. При том, что было множество альбомов с видами ночного Нью-Йорка или Парижа (классик французской фотографии Робер Дуано даже создал целую школу ночной фотографии), а в Москве кроме открыток для туристов с видами Кремля ничего не было. Так что я просто занял явно пустующую нишу. Хотя благодаря советским фильмам 50-60-х годов у людей уже тогда возник интерес к "неформальному", вечернему или ночному, городу. Причем не просто к архитектуре, а к ночной жизни мегаполиса. Серия "Ночная Москва" делится на ряд более мелких и конкретных тем ("Девушки", "Митинги", "Снежный Город", "Метро"), каждая из которых - самостоятельный проект, может составить отдельную выставку.
- Означает ли это, что для вас любимое место съемки - Москва, а наиболее привлекательное время - ночь в свете фонарей...
- Не всегда. Я отталкиваюсь не от места, а от проекта. В одно и то же время я работаю над двадцатью проектами: снимаю, отбираю лучшие фотографии. Иногда один проект делаешь 10-15 лет.
- Если бы вам предложили сделать набор открыток "Моя Москва", какие бы виды вы подобрали?
- Все зависит от заказчика. Если открытки для туриста - одно дело, для ценителя современного искусства - другое. Недавно в Австрии, в очень "продвинутой" галерее я делал выставку, посвященную двум ночным городам, - Вене и Москве. Люди подходили и спрашивали: "А где же тут Вена и где Москва?". Видимо, искали и не находили какие-то привычные туристские виды. Кстати, у нас почти утрачена традиция делать фотографии для туристов. За рубежом до сих пор принято, приезжая в какой-нибудь город, посылать из него открытки родным и близким. У нас же нет доверия к открытке, да и к почте тоже.
- Городская иллюминация мешает или помогает фотографу?
- Конечно, помогает. Каждая лампочка вносит свою ноту в игру света, а это дает дополнительную возможность при съемке. Вообще, городское освещение может быть таким же предметом изучения и фотосъемки, как дома, улицы или прохожие. Правда, мне больше нравится контраст между светом и темнотой.
- А чем привлекает ночной город как объект фотосъемки?
- Темнота скрадывает изъяны - обвисшие провода, нелепые линии зданий, грязь... К сожалению, обилие света (от рекламы, на пример) снижает этот эффект, хотя чисто по-житейски я отдаю себе отчет в том, что свет хорош в любом виде.
- Как возникают ваши фотографии? Вы просто фланируете по ночной столице и снимаете все, что попадается на глаза, или всегда четко знаете, что и как снять?
- У меня нет времени бродить в поисках случайных кадров. Обычно есть предчувствие ситуации. Это как идешь на митинг и уже примерно знаешь, чем он закончится - всеобщим ликованием или мордобитием. То же самое с фотографией: выбирая место и время, уже представляешь, что получится.
- Какие места столицы вы считаете самыми интересными?
- Конечно, центр - Пушкинская площадь, Манежная площадь, Кремль... Я говорю не о постройках. Здесь жизнь бурлит. Разве где-нибудь в Бутово увидишь в один день и митинг коммунистов, и собрание байкеров?
- А самые, если можно так выразиться, безобразные?
- Да те же самые! В самом прекрасном месте можно поскользнуться и сломать ногу, то есть оно повернется к вам своей "безобразной" стороной.
- Получается, что все в городе относительно?
- Все в мире относительно. Особенно в фотографии. Например, у меня есть серия снимков школьников-выпускников, стоящих на ночной площади. Когда я показал ее американцам, они решили, что люди на фото собрались для молитвы, для какого-то крестного хода. Интересно, что сюжет военной фотографии все переживают примерно одинаково, а мирной - очень по-разному.
- У вас есть интересная серия портретов новой московской интеллигенции (если не сказать богемы) - Татьяны Толстой, Бориса Акунина, Евгения Гришковца...
- Это заказные портреты для журналов. Как-то я собрал их и сделал выставку. Так получилась коллекция портретов представителей нашей культуры конца ХХ века. Но это сейчас они "горячие" персоны. Вспомнит ли кто-нибудь лет эдак через тридцать Земфиру?..
- Иными словами, знаменитости - не ваш конек?
- В России в принципе не было культуры звезд и папарацци, которые караулят актеров у ночных клубов, следят за ними из-за кустов. Это особая область и стиль жизни. Я работаю совершенно с другой фотографией.
- Каков процент "выхода" вашей работы?
- Из четырехсот отснятых пленок может получиться лишь четыре достойных кадра. А за всю жизнь фотограф, если он считает себя художником, как раз и снимет три-четыре гениальных снимка. Вот ради них и работаешь.
Сергей Соловьев