Интернет

Основатель "Яндекса" ушёл в Google

В декабре 1995 года аспирант Мехмата Алексей Амилющенко читал журнал "Компьютерра", и наткнулся на новость: компания CompTek, которую возглавлял будущий основатель "Яндекса" Аркадий Волож, хочет заниматься компьютерной телефонией. В январе, когда денег не очень-то хватало даже на еду, Амилющенко вдруг вспомнил про статью, раскопал журнал и решил сходить в CompTek на собеседование.

В штате будущего "Яндекса" в то время числилось два десятка человек, и вопросы найма решались по-семейному. Амилющенко встретил сам Волож, напоил его чаем в переговорной комнате и предложил ему $30 за работу, которую можно было совмещать с учебой. Амилющенко попросил $200 за полный рабочий день. Волож хмыкнул и согласился.

По словам коллег, все решения Волож принимал на основе интуиции, и в случае с Амилющенко она его в очередной раз не подвела. Аспирант собрал первый в России сервер интернет-телефонии, которая только-только появилась, с помощью которого можно было разговаривать по телефону по интернет-каналам. Амилющенко общался из офиса с каким-нибудь американским военнослужащим на пенсии, а коллеги собирались вокруг поглазеть.

CompTek собирался торговать оборудованием для IP-телефонии, но чтобы покупатели могли вести легальный бизнес, его нужно было разрешить на уровне законодательства. Амилющенко поставили во главе рабочей группы АДЭ (Ассоциация Документальной Электросвязи), которая лоббировала этот вопрос в Минсвязи. После долгих препирательств с традиционными телефонистами, IP-телефонию разрешили – она стала легальным бизнесом.

Публичный поиск "Яндекса" появился только осенью 1997 года. Сотрудники CompTek придумали программу Яndex.Site, которая искала нужные слова внутри корпоративных сайтов. Сайт "Яндекса" был придуман как демонстрация возможностей этой программы. Но его посещаемость оказалась такой высокой, что через полгода после анонса поисковой системы CompTek стали обращаться предприниматели, которые хотели разместить на сайте рекламу. Этим направлением занялся Амилющенко, совершенно случайно.

"В CompTek никто особо не рвался им заниматься", - вспоминает бывший "яндексоид". Волож спросил и его: "Будешь продавать рекламу?" Амилющенко подумал, и согласился. Почему бы и нет? Так "Яндекс" стал продавать контекстную рекламу, которая сейчас приносит ему 80% прибыли. Во многом благодаря контекстной рекламе, "Яндекс" высоко оценили на IPO: продажа слов - это стабильный бизнес, слабо подверженный кризисам.

Масштабы бизнеса с каждым годом вырастали в разы. Сначала Амилющенко продавал рекламу один, потом появилось еще несколько сотрудников, занимающихся рекламой. В итоге, стал формироваться Отдел продаж. Так получилось, что Амилющенко сам придумал себе должность и она фигурировала на его визитках - "главный аналитик".

Амилющенко лучше других в "Яндексе" знал все подводные камни контекстной рекламы. Строителям может посоветовать, как рекламировать шифер, не нарвавшись при этом на аудиторию, которая ищет в интернете Клаудиу Шиффер. Продавцам винтажных холодильников и любых других необычных товаров он подскажет, как найти своих покупателей, потратив на рекламу копейки.

Таким премудростям он обучал команду продавцов "Яндекса" и до сих пор некоторые из них пользуются, например, шаблонами для писем к клиентам, которые Амилющенко составил еще в начале 2000-х. От природы пионер контекста был устроен так, что не любил никому подчиняться, равно как и отдавать распоряжения. Вместо того, чтобы командовать сейлзами, он их воспитывал.

Ему нравилась семейная атмосфера "Яндекса", где каждый мог заниматься, чем хочет - делать то, что лучше получается. В компании никто не следил за тем, кто во сколько приходит на работу - лишь бы она сделана. А главным измерителем эффективности была собственная совесть. Но с годами "Яндекс" менялся и превращался из маленькой фирмы в интернет-гиганта, а его главный аналитик меняться не стал.

"Я не характерный работник - у меня мало амбиций, - говорит бывший "яндексоид". - Для меня не критично - назвали меня как-то "важно" или не назвали, дали премию или нет. Важнее, чтобы работа нравилась". Возможно, поэтому коммерческий отдел "Яндекса" возглавил не он. Главным продавцом рекламы Волож назначил другого менеджера - Алексея Третьякова.

Кончилось тем, что Амилющенко передал дела и придумал себе другое занятие по душе. Он перестал работать с клиентами, а занялся сейлз-маркетингом. Часть новых должностных обязанностей - ездить по стране с семинарами, обучая всех, кому интересна контекстная реклама. Нет, наверное, ни одного более-менее крупного города в России и Украине, где бы он ни побывал. Но со временем запал пропал, работа перестала приносить удовольствие. В итоге, пути "Яндекса" и его главного аналитика разошлись: Амилющенко уволился, получив "золотой парашют".

После этого он за год объездил девять стран, накатал на велосипеде несколько тысяч километров, купил робот-пылесос, дорогую фотокамеру и стал выезжать с ней на "споттинги". Например, в "Домодедово" и "Шереметьево", где фотографам разрешают выходить на взлетную полосу и делать снимки самолетов с близких расстояний.

К концу второго года безделья, Амилющенко заскучал, и оказалось, что обучать и наставлять кого-нибудь вошло у него в привычку. Без этого он уже не мог. Наверное, это и было его призванием. Не случайно, еще работая в "Яндексе", Амилющенко устроился вожатым в детский лагерь и обучал подростков бизнес-навыкам в интернете и дайвингу, который был его другим серьезным увлечением, наряду с фотографией.

Прогуливаясь по Парижу, куда безделье занесло бывшего "яндексоида", он неожиданно подумал о работе на Google. Идея пришла так же случайно, как, в свое время, с "Яндексом". Вернувшись, Амилющенко позвонил Владимиру Долгову, генеральному директору российского Google, и договорился о встрече. За полгода он прошел шесть собеседований и в начале 2011 года он устроился в компанию.

Атмосфера в офисе российского Google, по его словам, примерно та же, что и в "Яндексе" начала 2000-х. Офис занимает один этаж, по сравнению с офисом конкурента (штат "Яндекса" недавно перемахнул за 3 тыс. сотрудников), он маленький и уютный. Гендиректору можно запросто сказать, если с чем-то не согласен, "Долгов, ты не прав!" В общем, Амилющенко здесь как дома.

От себя не убежишь. Должность для бывшего "яндексоида" снова придумали специально - SoftLanding project manager. И занимается он почти тем же, что и раньше - учит консультантов Google общаться с клиентами и помогать им выстраивать рекламные кампании. Недавно ему позвонили из Государственного университета управления, где открывается новый факультет - "Менеджмент в сфере интернет-технологий". Амилющенко предложили проводить семинары для студентов, и он, конечно же, согласился.
 
Автор: Павел Куликов
Оцените статью