Интернет

Технологии поискового маркетинга на РИФ+КИБ 2013

РИФ+КИБ 2013

В течение трех дней, с 17 по 19 апреля, в Подмосковье прошло крупнейшее мероприятие России в сфере интернет-рекламы — РИФ+КИБ 2013. Эта конференция по традиции является самым массовым событием рунета и собирает множество экспертов и компаний, которые являются лидерами в отрасли интернет-технологий. РИФ+КИБ 2013 прошел в форме выездного мероприятия, которое включило в себя многопоточную конференцию, выставку и другие виды активностей.
Доклады

Наибольший интерес для специалистов представляют выступления лучших экспертов рунета в рамках конференции. Для удобства и как можно большего охвата аудитории для докладов было организовано более 100 секций в 10 потоков. Докладчики осветили практически все сферы и технологии, которые сейчас актуальны в интернет-рекламе.
Ведущим секции, посвященной поиску, стал Юрий Синодов (Roem.ru), а доклады были об итогах прошедшего года.
Первым выступил Илья Сегалович, директор по технологиям компании «Яндекс», рассказал о наиболее значимых достижениях компании, среди которых значительное улучшение инфраструктуры поиска на всех рынках и увеличение быстродействия различных сервисов. Одной из основных задач прошлого года стало достижение масштабируемости, были построены системы FML (поточное машинное обучение качеству поиска) и TDI (система массовых пользовательских экспериментов). Это помогло улучшить качество поиска не только по отдельным группам запросов, но и по странам.
Также докладчик подробно рассказал о слагаемых качества поиска. Важно, чтобы выдаваемая информация была одновременно релевантна запросу, свежа и актуальна, разнообразна и без дублей. Также важно отсутствие в SERP сайтов для взрослых, спама и вредоносных ресурсов, за что отвечает развитая система фильтрации. Все это и информативный вид самой выдачи и делают поиск более качественным. Аспекты, перечисленные Ильей Сегаловичем, безусловно нужно учитывать и оптимизаторам при продвижении сайтов.
Любопытно, что Илья Сегалович уделил внимание особенностям рабочего процесса и рассказал, как это происходит поэтапно. Сначала новая идея подвергается обсуждению и критике, уже на этом шаге она может дорабатываться и видоизменяться, затем принимается решение о ее пользе для качества поиска, и в случае положительного результата добавляется в общий пул разработок. Затем следуют эксперименты и анализ реакции пользователей. Благодаря этой системе и масштабированию в прошлом году появилось значительно больше нововведений, повысивших качество поиска.
Отдельное внимание уделяется тестам. В «Яндексе» используют как классическое A/B-тестирование (ABT), так и новую систему TDI, основанную на чередовании, которая гораздо быстрее дает понять результат нововведения. Кроме того, она позволяет получать более точные результаты. Например, есть две ветви результатов для одного запроса. При ABT каждой половине пользователей показываются свои результаты, а новая система позволяет для всех чередовать обе ветви результатов в SERP. Так каждый пользователь просто выбирает нужный ему, а на основе этого разработчики уже делают выводы.
Также огромным шагом к новому уровню качества стали персональные подсказки и поиск. Разработчики тщательно изучили поисковые сессии многих пользователей и разбили их на группы по интересам, их получилось около четырехсот тысяч. Теперь пользователи видят в выдаче то, что ближе к их кластерам интересов. Но кроме этого система TDI позволяет описать модель поведения каждого пользователя, что тоже влияет на построение выдачи. По словам Ильи, кликабельность после персонализации выросла на 5-6%, что можно считать достойным результатом.
Затем выступил Андрей Калинин, руководитель проекта «Поиск@Mail.ru», и рассказал о развитии своей поисковой системы. Поиск Mail.ru появился совсем недавно — в 2010 году, что позволило поучиться на чужом опыте и избежать многих ошибок, которые допускали конкуренты. Именно поэтому разработчики с самого начала были сосредоточены на развитии и улучшении поисковой системы. Статистика показывает, что все эти усилия не проходят даром — рейтинги поисковика Mail.ru растут.
Команда разработчиков очень плотно общается с молодыми специалистами, которые запускают поисковые стартапы. Это сотрудничество дает множество интересных и смелых идей, часть из низ воплощается в поиске Mail.ru.
Следующим докладчиком стал Владимир Офицеров, руководитель группы качества поиска русского сегмента Google, он подвел итоги прошедшего года, рассказал о достижениях и о том, сколько пота и крови они потребовали. По его мнению, любые нововведения прежде всего требуют тщательнейшей проработки и усердного тестирования. Именно эти составляющие могут гарантировать успех той или иной идеи. Самое важное достижение, по словам Владимира, — запуск Knowledge Graph, с «Графом Знаний» поиск перешел на новый уровень — теперь Google может давать ответы на вопросы. Этого удалось достичь благодаря немалым усилиям многих специалистов. Если традиционная модель поиска предусматривает вывод результатов, которые есть во всем интернете, то «Граф Знаний» дает пользователям конкретные факты. Пришлось создать огромную базу знаний, которая состоит более чем из 500 миллионов фактов! Теперь в процессе поиска система ищет ответы на запросы не только по сайтам, но и по этой базе. Теперь любой пользователь может быстро получить точный ответ, не переходя по ссылкам в SERP.
Второе важное достижение Google в прошлом году — система подсказок Google Now в мобильной версии поиска, которые появляются, не требуя лишних действий от пользователя. Руководство компании считает, что за этим будущее, в частности они уделяют большое внимание голосовому поиску. Совсем недавно в русской версии он вышел на совершенно новый уровень качества. Безусловно, что совсем скоро это станет новым направлением и в SEO, оптимизаторам уже сейчас надо учитывать голосовой поиск на мобильных устройствах.
Немало любопытной и полезной информации смогли для себя найти оптимизаторы в секциях, посвященных SEO и поиску.
В своем докладе «SEO в России — между востоком и западом» Станислав Ставский (Eruditor Group) рассказал об отличительных чертах отечественной поисковой оптимизации. Его выступление было посвящено трем поисковым системам — Google, Baidu и «Яндексу» — и особенностям продвижения в каждой из них:

Google отличается от остальных тем, что очень требователен к контенту и доступности сайтов для робота. На западе задачи оптимизаторов часто сводятся исключительно к тому, чтобы пауки могли правильно просканировать все страницы сайта. Представители этой системы часто говорят, что не стоит беспокоиться о внешних факторах, но практика показывает обратное.

Для хороших позиций в Baidu необходимы контент на китайском и доступность для роботов, так как они имеют весьма ограниченные возможности. Также обязательно нужны ссылки именно из китайского сегмента сети.
Российский же «Яндекс» требует информативного контента, который в первую очередь ориентирован на пользователя. Также при продвижении обязательно надо внимательно относиться к ссылочной массе — поисковик не любит ссылки с некачественных площадок.
Также он рассказал о нюансах работы наших и западных оптимизаторов, например, если наши специалисты больше сетуют на ошибки и некорректную работу поисковиков, то западные склонны искать недоработки именно в своих сайтах, именно поэтому там больше развита система поддержки пользователей.
Михаил Сливинский (Wikimart) выступил с докладом «Улучшаем качество сайта для пользователей и поисковых машин. Без накруток», главной мыслью которого стало все большее значение поведенческих факторов в поисковом продвижении.

По его мнению, максимальное внимание необходимо уделять именно удобству и информативности сайта для пользователей, так как поисковики постепенно тоже перестраиваются под эту модель. В частности Михаил рассказал о роли сниппетов и о том, как их сделать еще эффективнее: помимо информативности и четкого отражения содержимого страницы, они должны иметь аккуратный внешний вид без фрагментов верстки, незакрытых блоков и лишней информации. Если пользователь хочет подробнее узнать о товаре, то уже в сниппете он должен увидеть первичную информацию с основными характеристиками продукта. Если же он только раздумывает о покупке, то его надо направить на страницу выбора, о чем опять же он должен узнать, не переходя на страницу. Все это повышает кликабельность и помогает завоевать доверие пользователей.
Еще один любопытный доклад сделал Константин Скобеев — «Юзабилити и SEO». Это выступление, как следует из названия, было посвящено интеграции поисковой оптимизации и юзабилити. Так как в последнее время при ранжировании сайта все больший вес приобретают факторы, связанные с удобством сайтов для пользователей, то их просто необходимо учитывать при оптимизации. Константин поэтапно обрисовал идеальный план продвижения. В первую очередь, еще до начала каких-либо доработок сайта, необходимо проанализировать потребности целевой аудитории, чтобы правильно выбрать направление развития ресурса. Обязательно надо проработать сценарий взаимодействия пользователя с сайтом, чем, к сожалению, пренебрегают многие специалисты. На основе этого анализа можно выявить факторы, которые повысят конверсию, и только потом стоит уже работать над структурой и контентом сайта.
На конференции прозвучало еще очень много интересных докладов, которые просто невозможно охватить в одном обзоре: Евгений Ветров и Алексей Низовских выступили с докладом о своем поисковом стартапе Choister, Ринат Сафин (Google Россия) рассказал о новом сервисе Google Now, Михаил Сенин поведал о нововведениях в сервисе «Яндекс.XML», Евгений Трофименко (promosite.ru) представил доклад о гетерогенности ссылочной массы и роли этого фактора в поисковой оптимизации.

Источник: Seopult
Оцените статью