Интернет маркетинг

Что такое коэффициент вовлеченности в SMM (engagement rate)?

Продолжаем разговор про то, какие бывают KPI в SMM.

Чуть более продвинутым, чем «количество подписчиков» является такой KPI как «коэффициент вовлеченности». Удивительно, но он до сих пор не стал «стандартным», и некоторые авторы понимают его по разному. По-английски это кстати называется «engagement rate» или «engagement ratio».

В общем смысле коэффициент вовлеченности должен давать какую-то меру, насколько вовлечена аудитория Вашей страницы в то, что Вы там публикуете. То есть, если Вы например туда постоянно постите что-то, а из аудитории никто не реагирует, то это наверное плохо. Вы ведь хотите, чтобы то, что Вы пишете как-то совпадало с чаяниями Вашей аудитории? Соответственно для этого и коэффициент вовлеченности.

Вообще говоря, существует два принципиально разных подхода к измерению вовлеченности: или «по охвату» (то есть по тем людям, кто видел публикацию) или по «базе сообщества» (по участника группы/страницы).

Самый простой способ — это считать по базе сообщества.

КОЭФФИЦИЕНТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПОСТА (ПО БАЗЕ) = СУММА ЛАЙКОВ, РЕПОСТОВ, КОММЕНТОВ, ДЕЛЕННАЯ НА К-ВО ПОДПИСЧИКОВ СТРАНИЦЫ (Т.Е. БАЗУ СООБЩЕСТВА)

Грубо говоря, у Вас 100 подписчиков. Вы что-то постите. Кто-то один это лайкнул, кто-то репостнул, комментов не было. Сумма лайков, комментов и репостов будет = 2. Коэффициент вовлеченности (по базе) = 2%.

Если считать по охвату, то считать надо так —

КОЭФФИЦИЕНТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПОСТА (ПО ОХВАТУ) = СУММА ЛАЙКОВ, РЕПОСТОВ, КОММЕНТОВ, ДЕЛЕННАЯ НА К-ВО ТЕХ, КТО ЭТОТ ПОСТ УВИДЕЛ (Т.Е. ОХВАТ)

Пусть у Вас 100 подписчиков. Вы что-то запостили, это увидели 10 человек (из 100). И двое что-то лайкнули. Коэффициент вовлеченности (по охвату) = 20%.

Как правильно? Об этом ведутся различные способы в SMM-сообществе. С одной стороны, расчет по базе сообщества связывает конечный результат с начальным действием — то есть мы что-то вбросили в группу с Х подписчиками и получили такую вовлеченность. То есть этот процесс представляется как некий «черный ящик» — действие на входе, результат на выходе. При этом игнорируется внутренний момент, такой как то, что очевидно далеко не 100% аудитории группы увидят некий пост.

Если считать по охвату, то как раз этот момент и принимается во внимание — то есть какой смысл считать по всей аудтории группы, если у большинства из них даже не было шансов сделать какое-то действие вовлечения?

Что мы хотим увидеть, измеряя коэффициент вовлеченности поста? — Насколько данный пост «попал» в целевую аудиторию. Соответственно и мерять надо по тому, сколько людей из этой аудитории было охвачено (видели пост), а не сколько вообще могли бы его увидеть. Поэтому, чтобы оценить качество собственного контента, лучше использовать коэффициент вовлеченности по охвату.

Но и у варианта расчета вовлеченности по базе тоже есть преимущество — с его помощью легче сравнивать себя с конкурентами. Ведь как правило, вы не видите, какой охват был у поста конкурента, а видите только действия вовлеченности и базу (сколько подписчиков у конкурента).

При этом, есть важные особенности.

Нужно иметь в виду такие факторы, как доступная аудитория, обычно она зависит от того, КОГДА вы опубликовали пост. В частности — если Вы что-то напишете скажем в 3 часа ночи для локальной аудитории, то понятно, что большинство в это время спит, а когда проснется, Ваш пост с большой вероятностью окажется «забит» сверху в ленте более свежими постами от других брендов или друзей читателя. Соответственно просто возможность увидеть пост будет меньше, соответственно скорее всего меньше будет и вовлеченность по базе (а вот по охвату может оказаться даже лучше, потому что Вы опубликовали пост в менее конкурентное время, когда его сложнее пропустить на фоне конкурирующих постов).

Также важно сравнивать между собой посты примерно одинаковых категорий. В качестве примера — гарантировано пост с котиком, да еще по теме компании (например «котик-стоматолог») соберет больше вовлеченности, чем пост о способах лечения какой-либо болезни зубов. Можно сетовать на несправедливость мира, но это так. Но при этом, если Вы ведете страницу стоматологии, Вы просто не можете превратить страницу компании в ленту котиков, у Вас задачи другие.

Соответственно с помощью коэффициента вовлеченности, можно сравнивать между собой посты одинаковых категорий и смотреть, какой оказался «ближе» аудитории. Можно также сравнивать например посты одинаковых категорий, но в одном картинка была, а в другом не было (и убедиться, что посты с картинками работают лучше). Или проверить влияние хэштегов. И так далее.

СРЕДНИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПОСТОВ ЗА ПЕРИОД (ПО БАЗЕ) = СУММА ЛАЙКОВ, РЕПОСТОВ, КОММЕНТОВ, ДЕЛЕННАЯ НА КОЛИЧЕСТВО ПОСТОВ ЗА ДАННЫЙ ПЕРИОД, И ПОСЛЕ ЭТОГО — ДЕЛЕННАЯ НА СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПОДПИСЧИКОВ ЗА ДАННЫЙ ПЕРИОД.

Альтеративно высчитать этот коэффициент можно просто усреднив все коэффициенты вовлеченности постов за данный период.

А если считать по охвату, то будет так —

СРЕДНИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПОСТОВ ЗА ПЕРИОД (ПО ОХВАТУ) = СУММА ЛАЙКОВ, РЕПОСТОВ, КОММЕНТОВ, ДЕЛЕННАЯ НА КОЛИЧЕСТВО ПОСТОВ ЗА ДАННЫЙ ПЕРИОД, И ПОСЛЕ ЭТОГО — ДЕЛЕННАЯ НА ОХВАТ ЗА ДАННЫЙ ПЕРИОД.

Этот коэффициент показывает успешность работы в определенном периоде (лучше/хуже предыдущего или аналогичного в прошлом году). Важно помнить, что эта цифра — это всего лишь цифра, и у нее может быть масса разных объяснений, с которыми надо разобраться. Как на эту цифру влияет сезонность, или то, что Вы делали (изменили формат, частоту постов?)

И последнее на сегодня —

СРЕДНИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТРАНИЦЫ/ГРУППЫ ЗА ПЕРИОД (ПО БАЗЕ) = СУММА ЛАЙКОВ, РЕПОСТОВ, КОММЕНТОВ, ДЕЛЕННАЯ НА СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПОДПИСЧИКОВ ЗА ДАННЫЙ ПЕРИОД

И если считать по охвату, то —

СРЕДНИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТРАНИЦЫ/ГРУППЫ ЗА ПЕРИОД (ПО ОХВАТУ) = СУММА ЛАЙКОВ, РЕПОСТОВ, КОММЕНТОВ, ДЕЛЕННАЯ НА ОХВАТ ЗА ДАННЫЙ ПЕРИОД

Обратите внимание на отсутствие слова «поста» или «постов» в определении — данный коэффициент действительно рассматривает, условно говоря, какой процент аудитории «сделал что-нибудь хорошее» на Вашей странице за период.

Важно также понимать, что один человек, лайкнувший два поста, и два человека, лайкнувшие по одному посту дадут одинаковый итоговый коэффициент. Поэтому иногда данный коэффициент рассчитывают по вовлеченности от уникального подписчика — то есть два или более «полезных действий» от одного человека считаются за одно.

Источник: http://likezilla.ru/ 

Оцените статью