Музыка

Gus Gus - главная электронная группа Исландии

Gus Gus: «В Исландии все музыканты знают друг друга»

В «ГлавClub» едут с гастролями популярные исландцы Gus Gus. Перед концертом «ВД» пообщался с одним из старожилов группы, клавишником и диджеем Biggi Veira — о текучке кадров, преждевременных похоронах звукозаписи и любви к России.

Некоторые группы распадаются через пару лет после основания, а вам в следующем году исполнится 20. Конечно, у вас часто менялся состав, но все же — в чем ваш секрет?
Все просто — мы любим музыку. Ну и да, в Gus Gus постоянная текучка кадров: то от нас кто-то уходит, то к нам кто-то приходит. А вот я здесь с самого начала, на всех альбомах играл. В 1999-м, после выхода альбома This Is Normal, ушло сразу пять человек, осталось всего трое. Но мы решили продолжать дело Gus Gus, а не создавать новую группу. Периодическое обновление состава помогает нашей музыке меняться.

Вы исландцы, так что вам наверняка часто задают вопросы про Бьорк и Sigur Ros. Правда, что практически все исландские музыканты знакомы друг с другом?
О да, журналисты часто об этом спрашивают! Но я совсем не устал от этих вопросов и всегда стараюсь подробно отвечать. (Смеется.) Да, в Исландии музыканты знают друг друга. Страна у нас не такая уж маленькая, но большинство живет в столице, Рейкъявике. Соответственно, музыкальная жизнь тоже в основном там сконцентрирована.

Электронная музыка становится все популярнее и популярнее. С чем это связано?
Народ всегда любил электронную музыку, вспомните хотя бы 80-е. Soft Cell, Depeche Mode, New Order… Безусловно, существует мода на определенные стили, но хорошая музыка остается востребованной в любое время.

Есть мнение, что звукозаписывающие компании отжили свое и больше не нужны. Что вы об этом думаете как участник группы, пластинки которой выходили на таких культовых лейблах, как 4AD и Kompakt?
Полная ерунда. Так говорят те, кто совершенно не понимает, как устроена музыкальная индустрия. Когда ты играешь в группе вроде Gus Gus, ты не думаешь о том, как правильно раскручивать и продавать свою музыку. Мы, артисты, записываем альбомы и играем концерты, поэтому нам нужны те, кто будет заниматься продвижением в СМИ. Все это как раз и берет на себя звукозаписывающая компания.

Вы продюсировали прошлогодний альбом Джона Гранта Pale Green Ghosts. А с кем вы еще бы хотели посотрудничать?
Моя мечта — поработать с группой Depeche Mode. Как бы я хотел спродюсировать их следующий альбом!

Обычно зарубежные артисты, которые едут в Россию, органичиваются Москвой и Петербургом. Вы же собираетесь забраться на восток аж до Красноярска.
Единственная разница между концертами в столицах и других городах — размеры площадок. Да, мы ездим не только в Москву и Петербург — два года назад у нас уже был тур по России, и везде была хорошая аудитория. Конечно, города отличаются друг от друга, но нам везде нравится. Мы любим Россию!

Приятно слышать. Может быть, у вас есть в России и какое-то любимое место?
Красная площадь. Это особое место для людей, которые впервые приезжают в Россию, — они сразу отправляются туда. У Красной площади важная роль в истории, особенно новейшей.


Расписание российского тура Gus Gus

29 октября Красноярск, Loft
31 октября Екатеринбург, Tele Club
2 ноября Уфа, «Огни Уфы»
3 ноября Москва, «ГлавClub
»
4 ноября Санкт-Петербург, «ГлавClub»
6 ноября Краснодар, Аrena Hall
7 ноября Ростов-на-Дону, Tesla

Текст: Анна Мария Османова

.

Интервью 2013 года

GusGus: «Мы не просто поём песни — мы создаём атмосферу»

21 марта в музыкальном баре Loft выступили электронные кудесники из Исландии GusGus. Newslab.ru немного пообщался с ветеранами мировой электронной музыки, расспросив об их творческом наследии, бывших участниках и балалайках.

Интервью протекало небезынтересно — решив, что отправить на разговор нужно кого-то одного, музыканты в результате сошлись на кандидатуре вокалиста Хёгни Эглиссона, самого молодого участника коллектива, присоединившегося к GusGus всего пару лет назад. Однако в процессе более опытные участники, вроде бы занятые своими делами (Стефан сидел, уткнувшись в телефон, Даниэль прогуливался по гримёрке с бокалом вина в руках), постепенно тоже стали втягиваться в разговор, поправляя и дополняя своего юного коллегу — Стефан периодически вставлял что-нибудь, не отрываясь от телефона, Даниэль подкрадывался к Хёгни сзади и подавал свои реплики, выглядывая у него из-за плеча, в общем, разговор проходил в тёплой и дружественной обстановке.

Не оглядываться назад

Как проходит российский тур?

Хёгни: Отлично, отлично.

Вы просто в твиттере перед приездом к нам написали, что устали, вот красноярские слушатели и озаботились немного. Что случилось?

Стефан: Да, это мы утром написали, и правда уставшие были. Но потом выспались — и нормально!

Хёгни: Это они устали — а я моложе, энергичней, я про это не думаю.

Ясно. GusGus давно на сцене, почти двадцать лет — вам не сложно при таком внушительном количестве записанного материала выбирать, что именно исполнять на концертах?

Хёгни: Да нет. Наша группа уже несколько лет действует так — мы берём узкий фокус, сосредотачиваемся на конкретной эре. Есть альбом, у него есть определенная концепция, есть песни, которые эту концепцию выражают — так что когда мы едем в тур, мы именно эти песни и поём. Мы не оглядываемся назад, не вытаскиваем старые песни из шляпы — нам важно то, что происходит сейчас.

И поэтому все альбомы отличаются друг от друга — потому что каждый из них воспринимается группой как самостоятельный проект?

Хёгни: Именно. Тут получается двойная выгода — таким образом и мы развиваемся как артисты, не стоим на месте и сохраняем разум открытым ко всему новому, и слушателям с нами интересно, потому что мы всё время предлагаем им свежий взгляд.

То есть, если кто-то надеется услышать сегодня старые песни, то им не повезло?

Хёгни: Не повезло.

Это я.

Хёгни: Сочувствую (смеётся). Тут вот ещё в чём дело — музыкантам же важно чувствовать, что они живы, что они горят. А когда начинаешь повторяться, играть одно и то же год за годом, это ощущение жизни, эту волю к тому, чтобы и дальше делать что-то своё, можно легко потерять.

Даниэль: И я вот ещё что добавил бы — я, кстати, Даниэль, играю в этой же группе (смеётся). Понимаешь, на концерте мы не просто берём и поём песни — мы создаём особую атмосферу. А как создать атмосферу песнями, которые ты написал пятнадцать лет назад? Важно ведь то, что ты ощущаешь сейчас, то, что тебя задевает и заставляет переживать в настоящем — об этом мы и поём.

Хёгни: Ну да, это вопрос целостности впечатления, единения атмосферы и музыки — а если начать складывать вместе песни разных лет, то никакой целостности не получится.

Балалайка, банджо и Рождество

Но, кстати, если говорить о том, что каждый альбом работает как самостоятельный проект — нет ли ощущения, что на двух последних пластинках, «24/7» и «Arabian Horse», GusGus нашёл какой-то постоянный звук, которого и придерживается? Или следующий шаг будет в каком-то радикально ином направлении?

Хёгни: Хм, хороший вопрос. Мы пока только-только начали работу над новым материалом — пишем песни, обсуждаем, какое звучание мы хотим сделать, но ещё пока ничего конкретного нет, только самые первые намётки — так что сказать, во что это, в конце концов, выльется сейчас никак нельзя. Но вообще ты, наверное, прав — мне тоже кажется, что между «24/7» и «Arabian Horse» много общего.

Даниэль. Ну нет. Общее, может, и есть, но подход ведь совершенно разный — «24/7» очень внутренняя, закрытая пластинка, в то время как «Arabian Horse» более энергичная, масштабная, разнообразная. Это как альбом-интраверт и альбом-экстраверт, так сказать.

Ну да. И я ещё заметил, что на песнях с «Arabian Horse» используется много акустических инструментов — вы когда-нибудь думали о том, чтобы записать так весь альбом, только на живых инструментах, без использования электроники?

Хёгни: Это ты нам предлагаешь так сделать?

Ну, если вам интересно, можно считать что предлагаю.

Хёгни: Лично мне кажется, что это интересная идея. Я считаю, что...

Стефан (не отрываясь от телефона): Никогда!

Хёгни (смеётся): Ну, да. Нет, правда — у живых инструментов и правда звук более тёплый и привычный; хотя, может, это просто потому, что людские уши к таким инструментами привыкли за много веков. У электронной музыки попросту не было в запасе столько времени, чтобы приучить людей к себе. В любом случае, мне очень нравятся эти инструментальные вставки на «Arabian Horse», хорошо получилось.

Кстати, в этих кусках на последнем альбоме прослеживаются какие-то балканские, или даже славянские мотивы. Откуда они вдруг у исландской группы?

Хёгни: Это спонтанно как-то вышло. Было Рождество, мы торчали в студии, и там был диск с русскими песнями, спетыми под балалайку — мы вообще любим русскую музыку, народные песни, классику, всё такое... В общем, у нас был аккордеон, потом внезапно к нам зашёл приятель, у которого было банджо, и вот как-то так всё пошло-поехало — мы наиграли что-то, получилось интересно, мы добавили это на альбом. Вот это и есть студийное волшебство.

Всё-таки нельзя не спросить — вас раньше было девять человек, а потом стало значительно меньше. А что произошло с остальными, с теми, кто был в первом составе?

Даниэль (пожимает плечами): Ну, кто-то остался, а кто-то решил дальше жить своей жизнью. Как я, например — я же был в группе с самого начала, но потом ушёл, потому что хотел заниматься чем-то другим; записал сольный альбом, работал над инсталляциями вместе с женой, она у меня визуальная художница. А потом вернулся — посвежевший, отдохнувший.

Ну и последний вопрос — есть ли у вас, как у жителей северной страны, какой-нибудь совет нам, жителям другой северной страны, как лучше всего выживать в таких суровых северных условиях?

Хёгни: Пишите музыку! (смеётся) Творите, думайте, чувствуйте, создавайте что-то такое, что сможет достучаться до чего-то, что есть внутри других.

Стефан: Танцуйте и любите друг друга!

Автор: Сергей Мезенов

Оцените статью