Менеджмент и знания

Как определить лидера на собеседовании. Кто сегодня лидер, а кто им не является?

"Если ты в своей компании принимаешь решения, то ты не лидер", - говорил основатель Twitter Джек Дорси.

Ключевое, что лежит в основе успеха любого бизнеса, энергия лидера. Почему лидер не равно вождь, как выявить лидера на собеседовании, у кого есть шансы стать лидером и зачем все это нужно компании – рассказываем по порядку.

Из-за «затёртости» термина «лидер» есть много заблуждений на этот счет, самые расхожие: лидер равно вождь, лидер все решает сам, то есть лидирует, лидер всегда выше по иерархии. Нет, нет и еще раз нет.

Почему лидер не вождь?

  • Лидер создает вокруг себя лидеров - ему это выгодно. Вождь всегда подавляет других, чтобы быть вождем единолично.
  • Лидер всегда вовлекает всех, кто необходим, для решения большой и интересной задачи, которую он, действительно, ведет к решению, понимая, что сам ее решить не сможет. Вождь раздает указания и желательно, чтобы исполнение было быстрым, не включая голову.
  • Лидер - первый среди равных. Он создает видение и приглашает других быть вкладом, развивая мультилидерство и горизонтальные связи, основанные на приверженности к видению и целям. Говоря проще - это тот, кому нужно больше, чем другим.
  • Воплощение видения и достижения целей для лидера важнее собственного положения. Вождь укрепляет вертикаль власти и строит иерархию подчинения. Для него полномочия, положение, атрибуты и ресурсы важнее достижения. Поэтому вождь постоянно озабочен количеством запасенного им ресурса (денег, положения, атрибутов и тп).
  • Вождь - это тот, кто ведет за собой. Единолично, авторитарно, со всеми атрибутами центрально-интегрированной системы. Да, лидер кратковременно может проявляться как вождь (в экстренных случаях, но не чаще), но в отличие от вождя не ведет, а создает для себя и других пространство возможностей, состоящее из интересных и увлекательных целей и необходимого ресурса для их достижения.

Что и как решает лидер?

  • Как выявить лидера на собеседовании? Лидер спокоен, понятно и открыто говорит, о чем спрашивают. Позитивен априори. Проявляется независимо и имеет на все свою точку зрения, впрочем, всегда аргументированную. Часто употребляет "я решил", "я сделал" и т.п. Причем, он это говорит о том, что и где он сделал сам, а не о том, в чем поучаствовал. Почти одинаково лидер ценит и "хорошие", и "плохие" результаты. Плохо оценивает только отсутствие результатов. Меньше говорит о себе, больше о том, что получилось и что для этого делалось.
  • Лидера нельзя заставить или что-то ему поручить - его можно только вовлечь. Цели лидер берет сам из предлагаемого будущего видения. Нет видения - не будет лидерства.
  • Договариваться с лидером можно только по образу результата, а не по тому, как его достигать. Частая ошибка, раздавая поручения, говорить, что надо делать, а не что должно быть в итоге, получая отчет о проделанной работе, но не результат.
  • Инструмент достижений лидера - это план и планирование. Через план он понимает, как получить результат. По плану же лидер сам себя контролирует. Не кто-то его, а он себя
  • Взятие целей, отчет по движению и плану – лидер делает публично, не боясь.

Есть ли иерархия в лидерстве?

  • Да есть, но работает по-другому: лидер, когда берет на себя задачу у лидера более высокого уровня, если видит, что одному не справиться, также вовлекает в ее решение других, давая им возможность проявиться лидерами. Получается своеобразная матрешка лидерства. Это и есть мультилидерство.
  • Если вы не проявляетесь как лидер, взрастить лидерство у вас - нет шансов, совсем. Но такой шанс есть у других, поэтому не удивляйтесь, если люди смотрят в сторону того, кто проявляется как лидер, даже не обладая статусом - лидеру он не нужен.
  • Сейчас даже огромные компании понимают, настолько все быстро меняется, что уже невозможно управлять по-старому. Планы – ничто, планирование – все. Уже не получится зарегламентировать все подряд и стоять неприступной горой инструкций как скала Гибралтара посреди бушующего моря. Важно чтобы основная управленческая команда состояла из лидеров и эффективно коммуницировала по любым поводам.
  • Все более значимым становится совсем небизнессовое слово – ДОВЕРИЕ, которое зависит от того, насколько люди в команде близки по-человечески (складу ума, образу мышления, образу понимания и ценностей). Это проявляется, например, в том, что если я что-то озвучу, из меня не сделают крайнего, не поднимут на смех или не "сольют", но поймут (или постараются понять) и помогут в случае запроса. Именно в этом простом человеческом общении находится или теряется львиная доля энергии и эффективности компании. Чем ниже доверие, тем ниже качество и глубина коммуникации, тем ниже качество решений.
  • Доверие создает лидер. Своей искренностью и неординарностью, не боясь быть самим собой, а не образом, которого от вас кто-то (кто?) ждет. И это тоже ваш выбор.
  • В вашей команде высших лидеров общий майндсет или у каждого свой и пересечений почти нет? Определить просто: вы очень формально делитесь только рабочими вопросами, прикрываясь этикетом, или вы делитесь, в том числе, переживаниями, эмоциями, догадками, интуициями и считаете это ценным? Если второе – поздравляю, у вас шикарный потенциал эффективности действий в состоянии неопределенности. Если первое, ваша эффективность не более 20%, остальное тонет вместе с недоверием.

Источник: Spark.ru

Оцените статью