Интернет бизнес

На что обращают внимание веб-читатели

В мае 2000-го года Пойнтеровский Институт (школа для журналистов, медиа-руководителей и преподавателей журналистики, которая распространяет новости журналистской индустрии, информацию и обзоры – прим. переводчика) выпустил исследование процесса чтения новостей в Веб, сфокусированное в основном на сайтах газет. Его результаты подтверждают сведения из моих исследований 1994 и 1997 годов тему чтения в Веб.

Текст привлекает внимание раньше графики

При просмотре веб-страниц только 22% пользователей в первую очередь обращают внимание на графику, и 78% - на текст. Другими словами, в основном смотрят вначале на заголовки, подзаголовки и резюме. Они часто не обращают внимания на изображения вплоть до второго или третьего посещения страницы.

Простые и содержательные заголовки

В подтверждение нашего исследования от 1997 года, пользователи и сейчас предпочитают содержательные заголовки забавным или изящным. Новым результатом стала информация о том, что пользователи часто хвалят заголовки веб-статей за то, что они лучше, чем в печатных газетах. Похоже, что некоторые из новостных сайтов приняли ранние исследования близко к сердцу и принялись переписывать свои заголовки для онлайна.

Поверхностное чтение и избирательное ознакомление

Пользователи в три раза чаще ограничивались поверхностным чтением, нежели знакомились со всей статьей. Даже читая "полную" статью, пользователи обращают внимание только на 75% текста.

Другими словами, обычно люди охотятся за информацией и безжалостно игнорируют детали. Но, схватив добычу, пользователь может нырнуть и поглубже. Таким образом, содержанию Интернета нужно поддерживать оба аспекта доступа к информации: сбор и использование. Текст должен быть доступным для отбора ценной информации, но должен предоставлять и ответы, нужные пользователям.

Поочередное просматривание

По результатам Пойнтеровского исследования, пользователи часто работают с несколькими сайтами:
  • Они читают текст из одного окна
  • Затем переключаются в другое окно и идут на другой сайт
  • А затем возвращаются в первое окно и читают что-нибудь еще с первого сайта, чтобы, возможно, чуть позже снова вернуться ко второму
Я наблюдал такое поведение еще в 1994 году: пользователи чередуют просматривание в разных окнах. Это очень просто на больших мониторах, на которых одновременно может уместиться несколько полностраничных окон, но такое возможно и на небольших экранах. Панель задач Windows облегчает поочередное просматривание страниц, пока количество сессий не превышает примерно восемь.

Признаюсь, я был удивлен, когда впервые наблюдал такого рода чтение в 1994 году. Предыдущие исследования не показывали такого поведения, и вначале я был уверен, что пользователи вначале просматривают весь сайт и пользуются его навигационными возможностями до тех пор, пока не решат, что получили отсюда все, что могут. Ретроспективно становится понятно, почему поочередное просматривание не было замечено ранее: мы просто не изучали достаточно развитые гиперпространства.

Урок, который должны вынести отсюда веб-дизайнеры – пользователи не фокусируются на каком-либо одном сайте. Нет даже такого понятия, как “посещение” сайта: даже когда пользователи “находятся” на вашем сайте, они также сравнивают два сайта. По правде говоря, веб как таковой формирует пользовательский опыт.

Дизайн сайта должен приспосабливаться к людям, которые приходят и возвращаются:

  • Помогите пользователю вновь сориентироваться при возвращении
    • Простые и понятные заголовки должны сразу говорить читателям, о чем говорится в тексте
    • Простые заголовки страниц, начинающиеся с ключевых слов, должны помогать пользователям выбирать окна с панели задач Windows
  • Не думайте, что пользователи помнят всю свою сессию на сайте:
    • Используйте цепочные ссылки (breadcrumbs) и другие средства навигации
    • Не изменяйте стандартные цвета ссылок – это затрудняет узнавание уже просмотренных страниц
  • Используйте стандартную терминологию, чтобы пользователям при изменении контекста было проще припомнить, о чем идет речь
  • Во время тестирования сайта пользователем отвлеките его на несколько минут, если он еще не отвлекся от вашего сайта сам (чтобы проверить, вернется ли он на ваш сайт)
Выводы для неновостных сайтов

  • Газеты обычно честны, и для них доверие не проблема. Другим сайтам следует бороться за доверие и не допускать на свои страницы торговый жаргон, слоганы и другие элементы, порождающие недоверие.
  • Возможно, пользователи проводят меньшее количество времени на других сайтах. Десятиминутная сессия может быть долгим посещением для большинства сайтов.
  • На других сайтах пользователи читают еще меньше слов, чем на новостных. Честность редакторов и объективность журналистов заставляют читателей с большей охотой читать большую часть материалов. Установка на чтение новостей предполагает согласие обрабатывать больше слов – больше, чем средняя веб-установка на поиск специфических информации и решений.
Исследование по большей части применимо для всех типов сайтов. Результаты Пойнтеровского исследования подтверждают более ранние результаты, полученные из исследований на основе других типов сайтов, поэтому они относятся к базовым характеристикам веб-чтения, а не ограничиваются исключительно газетной областью.

Хочется надеяться, что добавление еще одного исследования к списку свидетельств различного поведения web-читателей убедит руководителей интернет-проектов в необходимости писать для Веб отдельно и нанять специализированных веб-редакторов, разбирающихся в онлайновом контексте.


Автор: Якоб Нильсен
Перевод: Дмитрий Беляев

Оцените статью