Интернет бизнес

Связь дизайна сайта с его целью

Создание сайта нужно начинать с обсуждения разработчиком и заказчиком концепции сайта, которая является не просто набором каких-то идей, а изложением конкретных целей и способов их достижения.
 
Распространено мнение, что задача дизайнера, придумать нечто, что удивит, заинтересует, ошеломит посетителя страницы. Таким образом, на первое место выдвигается разработка оригинальных изобразительных идей, картинок, анимациипонятий второстепенных по отношению к цели создаваемого сайта.
 
Главная задача дизайнера заключается все-таки в наилучшем оформлении заложенных в концепции целей. Если цель конкретной страницы в донесении важной информации, то задача дизайнера сводиться только к выделению, подчеркиванию этой информации, а не в том, к примеру, чтобы найти какую-то потрясающую картинку, которая ее великолепно изобразит, но при этом, несомненно, отвлечет внимание посетителя.
 
Мастерство дизайнера проявляется в решении обыденных, избитых задач. Особенно хорошо это видно на примере дизайна логотипа. Множество отечественных фирм имеют такой логотип, словно его создатель специально старался сделать так, чтобы никто не смог его запомнить, тогда как запоминаемость - простое и основное требование к логотипу.
 
Стремление выделиться любым способом, и, как следствие, обилие непродуманных проектов, приводит к тому, что одно только грамотное и разумное оформление материала уже выделяет сайт из мешанины бесполезного мусора. Возможность распечатать заинтересовавшую страницу ничего в ней, не вырезая, столь полезная и столь же редкая, покажет, что разработчик действительно думал о посетителе, и окажет больше пользы, чем шикарный трехмерный логотип фирмы.
Человека творческого вполне может покоробить такой прагматичный подход к дизайну, но именно это отличает профессионального дизайнера от компьютерного художника. Работа такой коммерческой фирмы, как WEB-студия, не может основываться на субъективных понятиях, ей нужен прочный фундамент цели. Поэтому создание сайта начинается с решения вопросов “Зачем нужен сайт?”, “Для кого он предназначен?”. И ответы на них в принципе определяют и ответ на вопрос о том, какой должен быть дизайн.
 
Зачем нужен сайт?
  1. Неразумная мотивация – потому что это модно (современно, круто и т.п.). Отсутствие конкретных целей породит и полную неопределенность (субъективность) при выборе дизайна – результат непрогнозируемый.
  2. В целях саморекламы - понимание сайта как рекламной тумбы является следствием незнания Internet и часто порождает трудновыполнимые требования к дизайну, хотя и несколько более определенные, чем в первом случае.
  3. Продвижение товаров и услуг. В этом случае заказчику (и исполнителю) необходимо учитывать затраты на сетевую рекламу и сопровождение сайта, а также разделять цель и идею самого сайта и его рекламы в Internet. Очевидно, эта более конкретная цель уже требует определенной функциональности дизайна, так как заказчик недопустит, чтобы даже эстетически великолепный дизайн загородил основную цель (зарабатывание денег, как правило) или затруднил ее достижение. Очевидный пример – чтобы человек увидел товар, он должен загрузить сайт, поэтому чрезмерный его объем отсечет потребителей с медленным каналом доступа в Internet.
  4. Для связи с филиалами, партнерами, постоянными клиентами. Более серьезная цель – более серьезный подход. Заказчику может понадобиться скорее программист, чем дизайнер.
  5. Зарабатывание денег на сайте (контент-сайты, поисковые системы и т.п.). Здесь очень важны раскрутка и постоянное обновление сайта, поэтому может потребоваться набор идей, вписываемых в единый шаблон, а также дизайн баннерной рекламы.
  6. Электронная коммерция (виртуальный магазин). Опять же серьезное ПО, защита данных и т.д., дизайн приложиться.
  7. Благотворительные цели. Бесплатный сыр – бесплатный дизайн.
Разумеется, целей может быть несколько, и не только эти, но нужно все-таки выбрать главную, чтобы хаос устремлений не превратился в п.А.
Второй вопрос непосредственно связан с ответом на первый:
 
Какой может быть дизайн?
  1. Функциональный дизайн. Самое главное – это информационное содержимое сайта, дизайнеру нужно сделать так, чтобы информация удобно и легко воспринималась.
  2. Имиджевый дизайн. Попутно с усвоением информации посетитель должен воспринять некоторый образ фирмы (разгуляться здесь особо не удастся – некому не хочется, чтобы его фирма ассоциировалась с мучительно долгим процессом загрузки ее логотипа в 3D, фирменного знака во всю страницу и т.п.)
  3. Агрессивный дизайн. Это как в рекламе, главное – убедить купить товар, согласиться на услугу, пойти на ссылку (подходит в основном к баннерам, вследствие краткости их созерцания).
  4. Рекламный дизайн. Основная задача – посетитель сайта должен запомнить логотип фирмы, марку товара и т.п.
  5. Чистый дизайн. Чисто эстетические цели.
Эти подходы к дизайну не стоит строго разделять. Ведь сайт – это набор страниц с разным содержанием и дизайн их может быть сделан по разному. Первая страница – рекламная и отчасти агрессивная, ее задача удержать посетителя, повести его дальше, а если не удастся – впечатать в его голову некоторый минимум информации о фирме. Потом идут имиджевые страницы, которые создают основное впечатление о сайте. Страницы, богатые информацией, предназначены для сильно заинтересованного посетителя, который за этой информацией и пришел, поэтому их дизайн может быть функциональным.

В заключение отмечу интересную деталь: конкретизируя цели всего сайта, ставя более серьезные задачи, мы яснее понимаем функциональное и эстетическое в его дизайне, лучше можем их разделить и добиться согласия хотя бы в части. Выше сказанное не означает, что дизайном можно пренебрегать. Функциональный дизайн – это вовсе не примитивный дизайн (пустить пыли в глаза проще, чем создать хорошую вещь при значительных ограничениях). После посещения полезного, но корявого сайта, посетитель запомнит вашу информацию, но может не запомнить, кто вы и откуда.

Заказчик, ясно представляющий концепцию сайта, вряд ли потребует от дизайнера фонтана идей, скорее он потребует грамотной реализации утвержденной концепции, что является более профессиональной, чем творческой задачей. Короче говоря, креатив (создание, творчество) необходим на этапе разработки концепции сайта, далее нужна грамотная профессиональная работа.
 
 
Оцените статью