Кино

Тимофей Трибунцев: Русский человек на рандеву

Тимофей Трибунцев — не только один из самых одаренных и недооцененных российских артистов (первую главную роль в театре получил почти в 40 лет — Треплев в «Чайке» Юрия Бутусова), но еще и самый закрытый. Он никогда, вообще никогда не дает интервью, сторонится светских мероприятий, зато много работает («Монах и бес», «Метод», «Жить», «Домашний арест») и делает это, как правило, на неком инстинктивном уровне, добиваясь животной органики, что на сцене, что в кадре.

Бывший электрик из Кирова, недоучившийся на экономическом факультете, «выстрелил» после довольно автобиографичной короткометражки Жоры Крыжовникова «Проклятие» (обязательно посмотрите в Youtube, хотя там и мат есть) 2012 года, где сыграл горемычного актера без работы: после редких эпизодов артисту стали предлагать больше и больше интересных ролей, а впоследствии — и главных.

Для студенческой газеты театроведческого факультета ГИТИС артист сделал исключение и немного рассказал о себе. Так мы узнали, что самый русский из русских актеров Трибунцев иногда живет...в Египте.

ПРО КВАРТИРУ

«У меня квартира в Египте. Я там часто бываю. Очень люблю арабский мир, который меня успокаивает. Когда на минаретах начинают петь, возникает состояния покоя. Что удивляет? Не знаю. На рынок приятно приехать, там так много людей. Как в Индии, когда ты отключаешь сознание, когда ты отпускаешь себя на волю судьбы. Мы живем в достойном квартале, такая Рублевка местная. Это все же не трущобы арабские. Но если я перееду туда, то только когда мне стукнет лет 70–80. Думаю, мне русской пенсии хватит (смеется)».

ПРО ЖЕНУ И СЫНА

«У меня жена занимается дайвингом, а я нет. Не потому что я ленивый, нет. Я даже в море редко захожу. Сын Прохор такой же, как я. Он ходит по пляжу в носках, мы с ним купаемся в футболочках. Мы такие пенсионеры с ним в этом плане. Я не отчаянный человек».

ПРО ДАЧУ И МАШИНУ

«Да сейчас просто такая ситуация, не знаю (пандемия коронавируса), на природу потянуло. Я считаю, что дача нужна, в любом случае. Мы все лето ездили к подруге под Переславль, вот и подумали, может, там и купить. Трасса удобная. [Машину я] Вожу, у меня мини-купер (стоимость — от 2 миллионов рублей). Мне очень нравится. Но я всего три года вожу, это моя первая машина».

ПРО ЗАВИСТЬ ЦЫГАНОВУ

«Нет такого, чтобы я шел на спектакль специально смотреть на артиста. Я их всех так хорошо знаю… Вот было бы интересно Фрейндлих посмотреть, я ее ни разу не видел на сцене. Кстати, мне очень Женя Цыганов понравился в «Моцарте» (спектакль «Дон Жуан» Мастерской Петра Фоменко). Просто круто, я даже позавидовал».

Текст: KP.RU

Тимофей Трибунцев: Русский человек на рандеву

Автор: Диляра Тасбулатова 

Божья роса

…Тимофей Трибунцев, относительно новое открытие российского кино, хотя и играет лет с 15-ти, то есть начал почти ребенком (у себя в Кирове, откуда он родом) – тоже почти всегда был занят в эпизодах. Ему и пятидесяти нет, а фильмография у него обширная, десятки фильмов, однако, как можно догадаться, большинство из них – эпизоды. Там «дурака сваляет», здесь отпляшет, изобразит то деревенского увальня, то городского гопника, то незадачливого циркача, как у Прошкина в «Орлеане», то очередного соседа-алкаша, то… Всего и не перечислишь.

Ясное дело, что он всюду хорош, невероятно точен и подробен каждым своим лицевым мускулом, да и телесной пластикой тоже (такие актеры в принципе редко рождаются, природа его органики – лицедейская), но опять-таки, из-за «негероической» внешности он, казалось бы, навечно был обречен на судьбу эпизодника.

Эпизоды, правда, были разные: и один из лучших – в фильме Сергея Лозницы «В тумане», по Василю Быкову, где Трибунцев играет полицая, сумев в короткий эпизод вместить то, что уже стало штампом, то бишь - банальность зла. Пусть это и эпизод, но один из самых мощных в картине – обыденная интонация героя Трибунцева, привыкшего между делом кого-нибудь пристрелить, повесить, сдать немцам, поизмываться, - запоминается, да так, что мороз по коже.

Не знаю, можно ли назвать «эпизодическими» его роли у Жоры Крыжовникова в двух короткометражках, «Нечаянно» и «Проклятие», фильмов-коротышек и при этом чемпионов ютуба, причем совершенно заслуженно. Настоящее народное кино, в соцсетях все друг друга спрашивали: как, вы еще не видели?! Во дает Трибунцев! Что правда, то правда: Колян, его персонаж, даст жару, да так, что на «Кинотавре» эту короткометражку наградят как лучшую.

«Нечаянно» - двадцатиминутный этюд о том, как наведавшись в Новый год к старухе соседке за солью, обычный вроде обыватель, из тех, что в воскресенье по пивасику вдаряет, нечаянно ее …убил. Просто так, не по злой воле, случайно и даже в своем роде беззлобно (!) лишил человека жизни – бедная старуха, добрейшая душа, повернулась к нему спиной, потянувшись за пирожками, хотела угостить, а ему вдруг стукнуло в дурную башку огреть ее молотком по затылку.

Убил и сидит как дурак: вот что теперь делать? Ведь и не хотел вроде: я это…как его… сам не знаю… это… В порядке самообороны, вот! «Ты что, совсем дебил?» спрашивает Коляна «брательник» его жены, – ку-ку совсем? Зачем?». Брательник, разумеется, сокрушается вовсе не потому, что ему жаль соседку, а уже прикидывает, что им всем теперь делать-то? Еще и в самый Новый год – отпраздновали называется, за солью пошел, идиот… Скоро вон куранты пробьют, а тут такое…В общем, неувязочка вышла.

Дальше происходит вот что: постепенно квартира заполняется – пожаловали еще и мамаша убивца в компании с его тестем, и вот они все вместе, вчетвером, жена, шурин и родители, хрумкая оливье и пялясь в телик, с набитым ртом обсуждают, что делать с трупом, по ходу комментируя новогодний концерт и всех этих Биланов и Басковых.

В общем, как ни крути, опять-таки получается та самая банальность зла, иначе не скажешь. И совершенно беспощадный диагноз глубинному народу с его «мировой отзывчивостью», зомбированному теликом, и как-то нехотя, между делом, вяло реагирующему на всё, что бы ни случилось. У них, понимаешь, свежий труп в соседней комнате, старая знакомая причем, добрая бабушка, многолетняя соседка, а они увлеченно обсуждают, из «этих ли» Билан с Басковым. Мне это напомнило один ужасающий эпизод, когда у нас в подвале играли в карты рабочие, а за трубой валялся …труп. Ну, выпили, поссорились, один из них ее толкнул, ударилась, погибла, трагедия, всё понятно. Как говорится, бывает, чего только не бывает. Хотя самого виновника этого удивительного собрания там не было, дружки его преспокойно резались в дурака рядом с трупом. Вы что, совсем уже? – спросила я их тогда, прямо как коляновский шурин. Пожали плечами – да он это НЕЧАЯННО, так получилось, говорят. Какая римская бесстрастность, надо же, просто на зависть.

Так вот, персонажи этого фильма тоже ничуть не переживают: им важнее ориентация поп-звезд из телика, понятно, ее и обсуждают весьма увлеченно. И вот, без конца перетирая чушь, уже намеренно и даже не сговариваясь, по зову, так сказать, души и по ходу дела семейка душит полиэтиленовым пакетом сына старухи, который пришел ее навестить, набросившись скопом и деловито переговариваясь («пакет неси»), чтобы скрыть первое убийство. Я понимаю, что это, так сказать, гиньоль, нас пугают, а нам не страшно, но все же нет, страшно. И еще как страшно…

И ужас этого кромешного сюжета во многом аккумулирует в себе лично Трибунцев. Этот равнодушный, скользящий взгляд идиота, куда-то в сторону (когда-то таким взглядом, в сторону, веселил нас Крамаров, но эта фишка, часть его комедийной маски, придавала ему дурашливое обаяние), взгляд постороннего, нежити и нЕлюди, вкупе с заиканием и неумением хоть одну фразу соорудить без запинки - эт самое, короче, - делает этот образ архетипическим. Хотя все смеются (говорю же, миллионы уже посмотрели), но помилуйте, над кем смеемся, над собой смеемся. Вот он, герой нашего времени, простой, проще уже некуда, человек с его «сложным», как нам сто лет талдычили, внутренним миром, надежда и опора.

Ведь если вдуматься – жуть: что у нас в жизни есть? Телик и вот это, немогота наша, скорбное бесчувствие, как писал Венедикт Васильевич – «что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий - эти глаза не сморгнут. Им все божья роса».

Минута славы

…В другой короткометражке, «Проклятие», тоже снятой за один день режиссером Крыжовниковым (жаль, что новому Рязанову нечасто дают постановки), Трибунцев - почти все время один в кадре, играя актера, который по сюжету проходит пробы. «Там один это, гэбешник, в общем, это… нуар такой, пришел к Богу… Через убийство пришел, между прочим – верит, что убитый им попал в рай». Это Трибунцев пересказывает сюжеты сериалов, где он якобы снимался - отличная пародия на нашу телепродукцию, где православные проститутки учат нравственности олигархов или из девушки Маши тащат органы, чтобы пересадить мальчику Мише - по ее, впрочем, доброму согласию тащат, не подумайте плохого. Даже в таком коротеньком фильме, минут, кажется, на семь, Трибунцев демонстрирует высокий класс виртуозного владения профессией. Не Гамлет, конечно, но ведь в театре он как раз играл и в шекспировских пьесах, и замечен и призами отмечен был именно в них…

 

boris3-kompr.jpg

Сцена из спектакля "Борис". (Совместный проект продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы)

Напрасно его в главных ролях редко используют, да и в других амплуа - тоже: не все же играть чудиков, алкашей и мерзавцев, как например, в «Празднике», фильме о Ленинградской блокаде, слегка условном, впрочем.

Трибунцев может быть и аристократичным, как в «Пелагии и белом бульдоге», экранизации романа Акунина; может играть и исторические персонажи – собственно, он всё может, лишь бы маска не приросла к лицу. Причем не по его воле – сам он, думаю, рад всякому эксперименту, экстравагантному персонажу, который был бы ему впору, выдающейся драматургии. Ибо уж он-то никогда не растеряется в предлагаемых обстоятельствах, какими бы экзотическими они ни были…

На рандеву с бесом

Интересно, что все эти благие пожелания наконец сбылись – четыре года назад, благодаря режиссеру Николаю Досталю и драматургу Юрию Арабову. Причем в «православной комедии» (!), новоприобретенному, благодаря Арабову, жанру, в фильме «Монах и бес», где Трибунцев играет монашка, искушаемого бесами.

Во сюжет, как говаривал полотер в известном фильме: официальные клирики пришли в недоумение, хотя и они не одним миром мазаны, есть и в лоне Церкви свои интеллектуалы. Арабов, кстати, когда-то и сам хотел принять послушание, что уж там его отвлекло, не могу судить, знаю, но заметный след все же оставило: многие его сценарии, и «Чудо», и «Орда», и «Фауст» - как раз о взаимоотношениях человека с Богом. А уж «Фауст» - вообще еретический: человек, как считает Арабов, пострашнее самого сатаны, сам кого хочешь искусит. Может, и самого сатану – такой вот, не пугайтесь, был месседж у этой интерпретации: мысль оригинальная, хотя Арабов здесь покусился на одну из самых великих книг Европы.  

 

kino.jpg

Кадр из фильма "Монах и бес"

Здесь же, в «Монахе и бесе», как уже было сказано, «православной комедии», бес помогает и будто вселяется в самого неказистого, смиренного с виду послушника, заики и тихони. А вселившись, делает свою жертву необыкновенно речистым, на шутовской манер – вечно он сыплет пословицами да поговорками, демонстрируя блеск своего остроумия и находчивости. Не очень представляю, кто бы мог в современном российском кино сыграть этого монашка так, как это делает Трибунцев: его герой, Иван-Семенов-сын, рискует стать персонажем классическим, на манер лесковского Левши. Арабов, между прочим, и не скрывает, что вдохновлялся Гоголем и Лесковым: диалоги в этой картине – ювелирная стилизация, когда старинная русская речь, да еще с церковнославянскими оборотами, вкраплена в современную, да так, что швов не видать.

Ансамбль тоже подобрался на зависть: Борис Каморзин в роли трусоватого игумена, в чей нищий приход пожаловал этот чудик, у кого белье само собой стирается, рыба величиной с человека, каковой в местных краях отроду не водилось, ловится, а старый колодец будто сам собой вычерпывается; Роман Мадянов, явление то ли архиепископа, то ли самого сатаны, принимающего то мужское, то женское обличье; другие монашки, один другого смешнее – да это, товарищи, просто какое-то упоение. Чудеса: как Николай Досталь на пару с Арабовым смогли придать этой теологической загадке обаяние комедии, понять невозможно. Трибунцев же, повторюсь, здесь более чем на своем месте – не роль, а звездный час, триумф, да еще и на таком самобытном материале.

…Арабов, кстати, много говорит о роли России и ее культуры в мировом контексте: в частности, о том, что если Диккенс учит как надобно, то есть нравственной норме, то уже Достоевский никогда не скажет, что делать и кто виноват. Хорошо это или плохо, Бог его знает – или черт его знает, это вам на выбор: а уж в этом фильме как раз выбор самый что ни на есть буквальный, и если шире толковать, то видимо, это и выбор России тоже.

Трибунцев же, коль скоро о нем речь, есть чувствилище этой идеи, а шире – страны, ее чуткий инструмент, вибрирующий между Добром и Злом, и не только в этом фильме (см. выше). Он то Фердыщенко со Смердяковым пополам, то нестеровский отрок – поди разбери, чего в нем больше. И лесковский Левша, да и, может, Акакий Акакиевич: в общем, концентрат, актер, может, эпохальный. Лишь бы и в будущем ему так везло с ролями.

И дело даже не в технике, как таковой: техничных много, чтобы писать, нужно знать буквы, играть – ноты, понятно; чтобы сконцентрировать в себе историческое Время, одной техникой не обойдешься, что бы там ни говорили об актере как о полом сосуде.

Арабов, интеллектуал и теолог, еще как-то обронил, что, мол, сам Бог корректирует свои действия: вот сейчас (ну я так поняла) он «не у дел», к нему не обращаются. Может, только посредством искусства – например, посредством православной комедии, где как бы в шутку и между делом ставятся онтологические вопросы бытия.

И Тимофей Трибунцев, настаиваю на этом, не просто исполнитель, а как бы соавтор метафизической мощи Юрия Арабова. Трансцендентный, хотя звучит натужно, актер. В том смысле, что даже ерничая и кривляясь, именно он - русский человек на рандеву, пусть порой и на рандеву с самим бесом. Ивану Карамазову тоже черт являлся, а Свидригайлов всё об аде толковал – в виде темной бани и пауков по углам, какие там языки пламени, что вы…

Придет время, и Трибунцев, может, сыграет лучшее из обширного репертуара русской классики. Дай-то Бог (здесь с прописной).  

Источник https://story.ru/

Избранная фильмография Тимофея Трибунцева

2014 ф Нечаянно Коля

2015 ф Фарца Борис Иванов, сотрудник госбезопасности

2016 ф Монах и бес Иван, Семёнов сын

2017 ф Легенда о Коловрате Знахарь

2018 Семь нечистых пар

2019 ф Мёртвое озеро Ёнко Семёнов, журналист

2020 кор «Небытие» Николай Гоголь

2020 «Эвтаназия». Короткометражный фильм

2020 Царапина на бисквите - короткометражный фильм

2020 ф Серебряные коньки Фонарщик Пётр, отец Матвея

2020 ф Доктор Лиза Геннадий Владимирович Ершов, сварщик

2020 Хандра

2021 ф БУМЕРанг Петрович

2021 ф Девятаев парикмахер-подпольщик в санитарном бараке концлагеря «Заксенхаузен»

Оцените статью