Искусство

Поп-сюрреализм или волшебный мир Марка Райдена

  О жестокости современного общества порою лучше расскажут сказочные персонажи картин, принимая облик героев Льиюса Керрола, политических деятелей и маленьких детей, смутно напоминающих взрослых карликов. Взглянуть из Зазеркалья на Страну дураков предлагает американский художник Марк Райден (Mark Ryden).

  Гениальный сюрреализм в сплетении с поп-культурой – так зачастую говорят о его творчестве критики. Райден – своеобразный Тим Бартон в живописи: мрачный сказочник, мастер эксцентрики, эксплуатирующий инфантилизм современного зрителя. Художник представляет «низкопробный» жанр – так обозначили критики одну из веток сюрреалистического движения в искусстве. Представители «низкопробного жанра» черпают мотивы из многочисленных источников массовой культуры, могут быть также комиксы, поп-музыка, татуирование, телевидение. Однако, Райден один из немногих художников, которому удается успешно балансировать между обеими сторонами, представляющими "изобразительное искусство" и «треш».


  Мало кто из современников может похвастаться неугасающим интересом к своим картинам многотысячной армии поклонников по всему миру, любовью критиков. Среди почитателей таланта Райдена значился признанный король поп-музыки Майкл Джексон. Приобретением для частной коллекции картин соотечественника Джексон не ограничился – над оформлением обложки и буклета альбома «Dangerous» работал именно Райден. Среди «звездных» владельцев картин художника следует упомянуть имена Роберта де Ниро, Ринго Старра и Бриджит Фонды.


   Параллели с бартоновским представлением мира возникают не спроста. Возможно, в своей основе они имеют увлечение Райдена творчеством не меньшего чем Бартон: мистикой киноискусства. Так, сам художник отмечает, что на его творчество оказал ощутимое влияние Девид Линча, в особенности его раннее творчество (« Голова Ластик»). Среди коллег теплые отзывы американец адресует своим «учителям» – Такаши Мураками (Takashi Murakami)и Нара Яшимото (Nara Yoshitomo). Не смотря на довольно мощный арсенал известных сюрреалистов, как в кино, так и в живописи, современное искусство приобрело новое течение именно благодаря Райдену.

 
Последователи художника, не ломая долго голову, назвали себя райденистами. В тоже время популярность, по словам самого мастера, может лишь вредить творчеству: « Я пытаюсь не думать об успехе. Это может влиять на ваш потенциал. Если вы думаете о том, как люди реагируют на ваши работы, то оказываетесь в ловушке их ожиданий. Творчество и популярность нужно отделять». О том важна ли обратная связь с аудиторией, Райден говорит двусмысленно: «Я действительно никогда не думал об этом. Я только делаю те же самые вещи, которые всегда делал. Меня мотивирует не обратная связь, а мои собственные идеи. Это и есть мой двигатель. Обратная связь со зрителем конечно важна, но она не может стать фактором мотивации. В ином случае она может «испортить» вас. Тогда вы начинаете творить для аудитории, и это может быть опасно. Вы создаете лишь то, что, на ваш взгляд, людям понравится».

   
В своих работах художник часто изображает центральными предметами пугающие характеры, такие как обезглавленные кролики или младенец, несущий воздушный шар, сделанный из мяса. Все нарисовано в духе «старосветских» живописных методов. Картины Радейна изображают тревожный мир пучеглазых богов, принявших образы символов поп-культуры. «Мои картины – продукт моей среды и моего времени», – объясняет живописец, ссылаясь на влияние родного Лос-Анджелеса и культуры 80-х.
 


   Одну из последних своих серий американец выполнил в стиле, напоминающем иллюстрации в детских классических книгах, таких как «Снежная королева» Ганса Кристиана Андерсена. Ей, как и всем остальным сериям Райдена, присуща щепетильная детализация рисунка. Зачастую художник наносит мазки, пользуясь лупой, а само создание одной картины занимает целый год. В то же время Райден – яркий приверженец минимализма.


    Говоря о символизме образов Райдена, можно привести его слова о последней серии картин, изображающих снежных яков, причудливо названых самим художником – йети. «Характер Йети ничего не 'символизирует', но это не означает, что он лишен смысла». Весьма забавным Райден находит некую игру – озадачить зрителя, заставить его искать смысл, глубокое объяснение тому, что порою не нуждается в никаких объяснениях. Свою задачу живописец видит в том, чтобы заставить аудиторию чувствовать и смотреть на мир глазами самого художника.


   Счастливый взгляд присущ лишь сумасшедшим – от этого отталкивался Керрол. В наивности есть место тайне и жестокости – в это верит Райден.

Источник: http://djam.ua
Оцените статью