Музыка

История группы THE ORB

THE ORB породили новый жанр электронной музыки - эмбиент-хаус (ambient-house). Его медленный, душевный ритм служит хорошим саундтреком жизни заядлого рэйвера ранним утром, когда клубы уже закрываются... Эмбиент-хаус быстро занял свое место в нише современной музыки, будучи популяризованным с подачи тех же THE ORB. Они вовремя появились со своей музыкой в передаче "Top Of The Pops", посвященной лидерам британских чартов (в 1992 году альбом THE ORB "U.F.Orb" занял первое место в Великобритании). Впрочем, это лишь вершина айсберга. Не столь бросаются в глаза потрясающая креативность и работоспособность Алекса Патерсона, мозгового центра THE ORB, плюс его востребованность и, как следствие, некий культовый статус. Его формула кажется простой: он замедлил ритм классического чикагского хауса и добавил синтезаторные коллажи в духе пионеров эмбиента 70-х, Брайена Ино и TANGERINE DREAM. Хотя в результате получается музыка недостаточно танцевальная, это компенсируется добавлением любопытных вокальных сэмплов в инструментальные треки. И все же присутствует еще нечто, что делает саунд THE ORB исключительным. То ли специфический юмор, то ли цветасто-карнавальная звуковая атмосфера, то ли еще что-то...

The OrbМузыкальная культура конца двадцатого века обязана лондонской группе The Orb появлением и усовершенствованием эмбиент-хауса - стильной, медлительной, чувственной музыки, утреннего саундтрека для оставшихся до зари клубных завсегдатаев. Идеологом нового направления выступил Доктор Алекс Патерсон (Dr. Alex Paterson), неизменный лидер The Orb. В новаторы он попал случайно - просто занимался любимой музыкальной алхимией, готовя наваристый, искристый коктейль из несложных ингредиентов: замедленные ритмы классического чикагского хауса, фактурные синтезаторы, находки пионеров эмбиента 70-х - Брайана Ино (Brian Eno) и Tangerine Dream, таинственные вокальные сэмплы, компенсирующие отсутствие живого вокала.

В начале 80-х, после нескольких попыток реализовать себя в самых разных сферах, уроженец Лондона Алекс Патерсон (он появился на свет 15 октября 1959 года) начал карьеру в шоу-бизнесе. Точнее, за кулисами этого самого бизнеса - в технической команде, обслуживавшей группу Killing Joke во время туров. Были у него и свои творческие амбиции. Когда в середине 80-х до Британских островов донеслось эхо хаус-музыки, родившейся по ту сторону Атлантики, в Чикаго, Патерсон испытал на себе все очарование этих взрывных ритмов. В это время он получил место в рекламном отделе компании EG Records, которая занималась делами самого Брайана Ино. Решающую роль в его жизни сыграло знакомство с продюсером и звукоинженером Джими Коти (Jimi Cauty), который участвовал в сайд-проекте Killing Joke под названием Brilliant, а параллельно вместе с Биллом Драммондом (Bill Drummond) компоновал первые коллажи, которые вскоре прославят проект KLF.

В 1988 году Доктор Алекс Патерсон и Джими Коти записали первое произведение, открывшее каталог группы Orb. Трек "Tripping on Sunshine", не самый блестящий образец эйсид-хауса, засветился на коллективном электронном сборнике "Eternity Project One" (1988). В мае 1989 года в дискографии Orb появился первый мини-диск "Kiss": четыре трека, посвященные нью-йоркской радиостанции KISS-FM и нафаршированные сэмплами из ее плей-листа. Параллельно стартовала и ди-джейская карьера Патерсона. В Лондоне его сеты вызвали настолько живой интерес, что в конце концов на горизонте появился Пол Окенфолд Paul Oakenfold), предложивший Алексу роль главного церемониймейстера в одном из залов своего клуба "Heaven".

The OrbВ эмбиентных сетах Патерсона переплавке подвергалось множество самых разных сэмплов и звуковых эффектов, вплоть до подлинных записей ВВС, сделанных во время космических трансляций НАСА. Нафаршировав этими сэмплами основное блюдо своих выступлений - музыку пионеров эмбиента Стива Хиллэйджа (Steve Hillage) и Брайана Ино, Патерсон быстро нашел многочисленных поклонников среди подростков, утомленных однообразием клубного репертуара. Однажды во время шаманского сеанса Патерсона в клуб заглянул Стив Хиллэйдж. В это время ди-джей как раз взялся за его альбом "Rainbow Dome Musick". Музыканты быстро нашли общий язык и вскоре стали друзьями, закрепив знакомство совместными работами: Хиллэйдж запишет партии гитары для знаменитого сингла Orb "Blue Room", а Патерсон активно поучаствует в создании дебютного альбома нового проекта Стива System 7 (или 777, как его знают в Штатах).

Первое погружение Orb в эмбиент-хаус запечатлено на 22-минутном сингле с длинным названием, под стать хронометражу трека: "A Huge Ever Growing Pulsating Brain That Rules From the Centre of the Ultraworld". Желающих издать это произведение не находилось, и в октябре 1989 года Патерсон опубликовал его на собственном лейбле WAU!/Mr. Modo. Наряду со звуками океана в композиции прозвучал сэмпл из британского хита Минни Рипертон (Minnie Riperton) "Loving You", промелькнувшего в чартах в том же 89 году. Сингл "A Huge Ever Growing..." очень понравился лондонским ди-джеям, а их стараниями - и клубной молодежи. Через два месяца известный британский радиоведущий Джон Пил (John Peel) предложил Патерсону и Джими Коти перезаписать трек для своего радиошоу (этот вариант вместе с еще несколькими сессионными записями будет издан спустя два года на компиляции "Orb's Peel Sessions"). 

В начале 1990 года с командой связался Дейв Стюарт (Dave Stewart) и заказал ремикс на сингл "Lilly Was Here". Новый вариант трека финишировал в британском Тор 20, и этого было достаточно, чтобы в музыкальных кругах началась охота за фирменными ремиксами от Orb. Erasure, Depeche Mode, Yello, Primal Scream и еще два десятка групп успели получить свои композиции в новых версиях, прежде чем Алекс Патерсон свернул эту форму деятельности (это произошло в 1992 году). 
 

Первые студийные заготовки для дебютного альбома двое участников Orb сделали еще зимой 1989-90 гг., однако в апреле 1990 года тандем распался: Патерсона очень смущал тот факт, что стараниями СМИ Orb получил известность не как оригинальное начинание, а как сайд-проект KLF, в котором с большим успехом реализовал свои идеи Джими Коти. После ухода напарника Коти перезаписал все, что они подготовили вдвоем, и опубликовал полноформатный сольный альбом "Space". Параллельно в паре с Драммондом он заканчивал работу над третьим альбомом KLF "Chill Out", который вышел в том же 1990 году. 

The OrbТем временем Алекс Патерсон нашел нового коллегу - Юса (Youth), бас-гитариста группы Killing Joke, с которым записал сингл "Little Fluffy Clouds", основанный на мелодии композитора Стива Рейха (Steve Reich). Опубликованный в ноябре 1990 года, этот сингл вызвал возмущение Рики Ли Джонса (Rickie Lee Jones), реплики которого (из детской программы "Reading Rainbow") прозвучали в припеве в виде сэмплов и были вынесены в заглавие трека. Успокаивать гнев Джонса пришлось в зале суда. Стороны нашли компромиссное решение, стоимость компромисса осталась в тайне. Хотя история получила некоторый резонанс, на коммерческих показателях релиза это не отразилось. Сингл никак не проявил себя в чартах, зато клубные ходоки по достоинству оценили его насыщенное звучание.

Надежды Патерсона на Юса, в котором он видел потенциального партнера по Orb, не оправдались. У басиста хватало собственных проектов. Тогда Алекс решил попытать счастья в компании с Крисом Уэстоном (Kris Weston), чей сценический псевдоним Трэш (Thrash) намекал на его панковско-металлическое прошлое. Этот молодой звукоинженер, собственноручно сводивший сингл "Little Fluffy Clouds", недавно расстался со своей командой Fortran 5. Так что предложение Патерсона пришлось очень кстати. Едва обсудив условия сотрудничества, Orb уже через несколько дней отыграли первый публичный концерт, пригласив подыграть на гитаре Стива Хиллэйджа. Свидетелями этого радостного события стали посетители лондонского клуба "Town & Country 2", собравшиеся здесь в один из январских вечеров 1991 года. Музыканты получали огромное удовольствие от общения с публикой, которая, в свою очередь, была очарована новым проектом, беззастенчиво ломавшим границы между электронной музыкой и роком, границы, которые не принято было нарушать. Живые шоу Orb строились с учетом того лучшего, что могли предложить слушателям в клубе или концертном зале: световое шоу, визуальные проекции, комфортная атмосфера, позитивные грувы, которыми так редко могли похвастаться электронные команды.

Все это было прекрасно, но Orb до сих пор не оформили свои достижения в студии. Только в апреле 1991 года, через три года после появления дебютного номера "Tripping on Sunshine", группа обнародовала свой полноформатный дебют "The Orb's Adventures Beyond the Ultraworld". Этот двойной альбом произвел очень приятное впечатление на британских критиков, а вскоре к ним присоединились и рядовые меломаны.

Их стараниями "The Orb's Adventures..." поднялся в Тор 30 английского хит-парада. Этот релиз, предопределивший эволюцию эмбиент-хауса, сплавил элементы классических эмбиентных записей Брайана Ино и Стива Хиллэйджа, музыки Pink Floyd и чикагского хауса, радиотелефонные переговоры из архивов ВВС и множество самых неожиданных сэмплов.

The OrbЛетом 1991 года Orb провели переговоры об издании альбома в Соединенных Штатах. По настоянию американских дистрибьюторов релиз пришлось сократить до одного диска, однако того отклика, который альбомы Orb получали на родине, в Штатах они не добивались никогда. Даже в урезанном виде "The Orb's Adventures Beyond the Ultraworld" вызвал интерес разве что у американских фанатов клубной субкультуры. Чуть больше повезло синглам. Усилиями клубных ди-джеев треки "Little Fluffy Clouds" и "Perpetual Dawn" поднялись в Тор 20 танцевального рейтинга США.  

Кроме переговоров с американскими издателями, основное время отнимали у музыкантов европейские гастроли, а также подготовка сборника студийных сессий, записанных для программы Джона Пила. Диск "Orb's Peel Sessions" вышел в ноябре 1991 года. А спустя месяц в качестве специального рождественского подарка группа выпустила альбом "The Aubrey Mixes", компиляцию ремиксов, включавшую работы Стива Хиллэйджа, Юса и Джими Коти.

В июне 1992 года имя Orb наконец прогремело по всей музыкальной Великобритании: в первой десятке хит-парада красовался сингл "Blue Room", да еще какой сингл! Это был самый длинный трек в истории британских чартов - продолжительностью почти 40 минут. Его успех моментально превратил Orb в модных персонажей шоу-бизнеса и желанных гостей популярного телешоу Top of the Pops. Естественно, об исполнении в эфире оригинального варианта сингла речь даже не шла. Пока за кадром звучал сокращенный до трех минут трек "Blue Room", Патерсон и Крис Уэстон изображали глубокие раздумья над шахматной партией и помахивали перед телекамерой руками.

В июле 92 года дискография Orb пополнилась вторым альбомом "U.F.Orb", который ознаменовал коммерческую и артистическую кульминацию эмбиент-хауса, демонстрируя гораздо более полное использование возможностей эмбиента, в частности, большую степень ритмической свободы, отход от стандартной сетки 4/4. Альбом был посвящен, о чем и предупреждало название, тем загадочным неземным существам, которые, возможно, населяют вселенную. Собственно, вокруг этой темы вертелся и сингл "Blue Room": в реальности так называемая "голубая комната" - это инсталляция, созданная по распоряжению правительства США и изображающая летающую тарелку, которая якобы разбилась в 1947 году неподалеку от Роузвелла, штат Нью-Мексико. Альбом "U.F.Orb" быстро возглавил британский поп-чарт, что для эмбиентной записи было невероятным достижением. Мнения критиков и английской публики на этот раз совпали.

Это был звездный час Оrb. Во время британского тура, проходившего при полных залах, дуэт мог насладиться редким единением со слушателями. По материалам концерта, состоявшегося в зале Brixton Academy, был создан видеофильм и сопроводительный саундтрек под названием "Adventures Beyond the Ultraworld: Patterns and Textures".

Когда музыканты вернулись с гастролей, в продаже появился новый сингл "Assassin", отметившийся в поп-чарте под 12 номером. А тем временем в Штатах готовилось издание лонг-плея "U.F.Orb", стартовый тираж которого включал полную версию композиции "Blue Room".  
 
 

The OrbЗа первые три года существования Orb записали и обнародовали несколько часов оригинальной музыки и ремиксов. Они продолжали бы так и дальше, если бы не выпускающий лейбл Big Life, начавший не вполне легальную кампанию за переиздание ранних синглов. Патерсон и Трэш были категорически против и даже пригрозили вообще не издавать нового материала, пока лейбл не откажется от своей затеи. Выполняя угрозу, Orb, у которых в запасе было немало свежих идей и новых треков в процессе подготовки, выдержали трехлетнюю паузу между релизами. А компания Big Life своего не упустила, опубликовав пять подборок синглов и две 12-дюймовых пластинки.

Поскольку найти общий язык с лейблом так и не удалось, в 1993 году Алекс Патерсон перешел под патронат другой рекорд-компании Island. Для заполнения паузы он выпустил концертник "Live 93", двойной альбом, запечатлевший лучшие эпизоды выступлений Orb в Европе и Японии. 

Обновление сотрудничества с новой компанией - мини-диск "Pomme Fritz" - появился в 1994 году. С эмбиент-хаусом пути Патерсона временно разошлись, хотя именно этот коктейль принес ему известность пять лет назад. Рецензенты терялись в догадках, пытаясь как-то классифицировать новое произведение, называя его даже шизофреническим. Диск "Pomme Fritz" соединил две крайности - пасторальный эмбиент первых двух релизов и резкие, суровые, близкие индастриэлу ритмы, на которых Orb теперь делали основной акцент. Как ни странно, "Pomme Fritz" добрался до шестой строки британского поп-чарта, однако критики так и не сменили гнев на милость, считая, что Доктор Алекс исписался и на этом его творческая карьера завершилась.

К этому времени почти сошла на нет роль в проекте Криса Уэстона. В записи "Pomme Fritz" он участвовал только как звукоинженер. В 1994 году он присоединился к сайд-проекту Патерсона FFWD, который объединил также Роберта Фриппа (Robert Fripp) и старого соавтора Orb Томаса Фелманна (Thomas Fehlmann), успешного германского электронного продюсера, композитора и сольного артиста. А в начале 1995 года Уэстон ушел из команды, намереваясь заниматься собственными проектами. Прежде чем расстаться, музыканты отыграли свой самый знаменитый концерт - драйвовое шоу на втором фестивале в Вудстоке, скооперировавшись с командами Orbital, Aphex Twin и Deee-Lite.

После ухода Уэстона от затяжного молчания группу спас Томас Фелманн. Когда-то Патерсон сделал ремикс на один из синглов его проекта Sun Electric, а большая часть "Pomme Fritz" вообще записывалась в его берлинской студии. Таким образом, через три года после выхода "U.F.Orb" наполовину обновленные Orb представили третью студийную попытку "Orbus Terrarum" (1995). Как по концепции, так и по звучанию альбом ознаменовал окончательный поворот от чарующих космических перспектив эмбиента к твердой почве под ногами - плотный ритм, интригующие джунгли перкуссии, органичные сэмплы, шумные, насыщенные синтезаторы. В 1995 году Патерсон вместе с новым напарником предпринял амбициозное мировое турне, впервые отважившись на гастроли такого масштаба.

После публикации двойного альбома ремиксов, дуэт вернулся в 1997 году с новым лонг-плеем "Orblivion". Это было не просто возвращение на сцену, но и обращение к тем удивительным, будоражившим воображение звукам, которые населяли первые релизы Orb. Возможно, именно этот взгляд в прошлое помог релизу неплохо проявить себя в отечественном хит-параде и даже засветиться в американском рейтинге Billboard 200. "Параноидальное лицо западной культуры конца 20 века", - так характеризовали атмосферу этой записи рецензенты. "Orblivion" вполне заслуживал таких эпитетов, скрестив фактурную перкуссию, юмористические сэмплы, урбанистические звуки, драм-н-бейсс, техно и эффектные поп-приемы.

Годом позже появилась ретроспективная компиляция "U.F.Off" (1998). К концу 1999 Патерсон и Фелманн практически завершили подготовку следующего студийного альбома, но по вине выпускающей компании релиз несколько раз переносился. Поклонники Orb дождались альбома "Cydonia" только в 2001 году. Правда, самых требовательных из них ждало скорее разочарование: слишком много повторений, слишком невыразительные аранжировки. Но не обошлось без приятных сюрпризов. Самой большой неожиданностью оказалось присутствие двух приглашенных вокалисток - Аки Омори (Aki Omori) и Нины Уолш (Nina Walsh).

Продолжая по ходу дела заниматься многочисленными сайд-проектами, в 2003 году Алекс Патерсон и Томас Фелманн снова скооперировались, чтобы летом 2004-го представить свежую студийную работу "Bicycles & Tricycles". Создавая этот парадоксальный альбом, авторы, казалось, пытались усидеть сразу на двух стульях. С одной стороны, они все еще опирались на достижения британской электронной сцены начала 90-х, с другой, стремились оторваться от славного прошлого ради интригующих футуристических экспериментов (наглядный пример - насыщенный трюками, полный стремительных поворотов ремикс на трек "From a Distance").

Изданный через полтора года диск с запутанным названием "Okie Dokie It's the Orb on Kompakt" (2005) - результат полного "поглощения" Orb германским лейблом Kompakt, который медленно, но планомерно прибирал проект к своим рукам. Еще в 2002 году компания опубликовала компиляцию синглов Orb, затем серию 12-дюймовых пластинок. Посредником, обеспечившим этот удачный союз, стал Томас Фелманн, давний сотрудник Kompakt и многолетний коллега Патерсона. Любопытно, что наиболее очевидные и стилистически значимые аллюзии, которые предлагает альбом "Okie Dokie It's the Orb on Kompakt", - это отсылки к работам разных подопечных лейбла, включая Фелманна, которые в свое время испытали влияние музыки Патерсона. "Okie Dokie...", по словам критиков, это пример того, что происходит, когда новаторов вдохновляет творчество молодых продюсеров, которые, в свою очередь, в период становления равнялись на работы своих старших коллег-пионеров. 

В 2007 году The Orb решили тряхнуть стариной и выпустили новый студийный альбом The Dream. Они воссоединились, чтобы снова порадовать своих фанов и напомнить, как звучит легендарный британский проект.

The Dream”- коктейль из гипнотических, эмбиентных флюидов, уносящих тебя далеко за пределы сознания и реальности. Это космический трип длиной в 63 минуты. Каждый трек – это определенная история, которая рассказывается слушателю путем аудиолизации. Путешествие начинается с гитарной линии трека The Dream, наполненного хаотическими звуками и приправленного гипнотической перкуссией. Далее следует Vuja De, в котором попахивает бессмертным духом рейверского движения. Прекрасный стиль музыки дабстеп представлен треком Katskills, который как-будто дополняет завораживающий High Noon. «The Dream» продолжается красивым Sleeping Tiger & The Gods Unknown и задумчивой 6-ти минутной сагой Orbisonia (реминисценция, навеянная старым альбомом U.F.Orb).

В сентябре 2009 года планируется выход 17-ого альбома The Orb “Baghdad Batteries”. Новая работа войдет в серию релизов “Orbsessions” от английского лейбла Malicious Damage. Не смотря на то, что два предыдущих LP от The Orb состояли исключительно из старых треков и хитов, “Baghdad Batteries” включил в себя только новый материал.

Альбом был записан в берлинской студии давнего друга группы и известного музыканта Thomas’а Fehlman’а. Вдохновленные археологической находкой первой в мире батарейки, музыканты единодушно назвали альбом “Baghdad Batteries”. К сведению “Багдадская батарейка” — это загадочный месопотамский артефакт, который вслед за Вильгельмом Кёнигом — директором Национального музея Ирака — иногда расценивают в качестве античных гальванических элементов, созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта.

Избранная дискография THE ORB

1991 — The Orb’s Adventures Beyond the Ultraworld
1991 — Peel Sessions (EP)
1992 — U.F.Orb
1994 — Pomme Fritz (EP)
1995 — Orbus Terrarum
1996 — Peel Sessions, Vol. 2 (EP)
1997 — Orblivion
2001 — Cydonia
2004 — Bicycles & Tricycles
2007 — The Dream
2009 — Baghdad Batteries
Оцените статью