Музыка

Ричи Хоутин aka Plastikman: двойное сознание

Ричи Хоутин aka Plastikman: двойное сознание

 Вступление
  Ричи Хоутин – один из тех людей, пытаться представить которых просто глупо. Все итак знают, кто это такой, все – независимо от своего личного отношения к Ричи – в курсе его дел и проектов. Немногие могут таким похвастаться, но сам Хоутин никогда не сидит без дела: вслед за громким проектом «Contakt» он решил возродить свое легендарное альтер эго – Plastikman. Ему и посвящено это интервью.
  Био
  Концепцию Plastikman Ричи Хоутин придумал в начале 90-ых в Детройте. Тогда он прославился не только как автор экспериментальной музыки на эсид-основе, но и в качестве организатора самых популярных подпольных вечеринок. До временного затишья, которое началось в 2004 году, у Plastikman вышло четыре студийных альбома, каждый из которых считается классикой электронной музыки. В 2010 году начался специальный тур-возрождение проекта, подкрепленный выходом сборника лучших треков «Kompilation» и предстоящим выходом премиум-бокса «Arkives».
  - Пытаясь прошерстить историю проекта Plastikman с самых его истоков, невольно приходишь к выводу, что он никогда не был исключительно музыкальным. Еще в Детройте образ Plastikman был неразрывно связан с твоими вечеринками, сейчас это большая мультимедийная инсталляция, если можно так сказать. Такая многогранность – изначальная идея, или так сложилось по ходу истории?

  - Мне кажется, что созидательные идеи всегда перерастают свои первоначальные рамки, иногда неподконтрольно тебе. Поэтому дать им естественным образом развиваться и отчасти направлять в нужное тебе русло – единственное верное решение. На каком-то уровне Plastikman в 2010 году – это нечто огромное и совершенно другое по сравнению с тем, с чего мы начинали в Детройте в 1993-ем. Но, с другой стороны, если взглянуть на то, что происходило тогда, сразу станет понятен смысл нынешнего шоу. Что я хочу этим сказать?.. Ранние вечеринки в Детройте были захватывающими: у нас были все эти огромные колонки, темные помещения с одной или двумя лампочками, и когда я играл свои длинные диджейские сеты как Plastikman, возле меня был пульт управления светом. Тогда как диджей я уводил людей в звуковой трип, и в то же время попеременно включал и выключал свет в определенных моментах – я использовал свет, темноту, звук и уже существующие отстроенные структуры для формирования нового ощущения для людей. Тогда наши начинания находили очень эмоциональные отклики у публики и действительно создавали тесную связь между тем, что мы делали, и людьми, которые приходили на наши вечеринки. Таким образом, сформировался и первоначальный базис, основа проекта Plastikman. Если попробовать сравнить «тогда» и «сейчас» (Plastikmanlive в 2010 году): да, сейчас стало больше света; да, сейчас это происходит на большей сцене, но главное не изменилось – это до сих пор попытка показать людям чистое электронное звучание техно в большом масштабе и создать уникальный и эксклюзивный экспириенс, связанный с ним. Я хотел создать что-то, на что люди не знали бы, как правильно реагировать: то ли танцевать, то ли просто слушать либо смотреть. Со времен Детройта и до сегодня Plastikman остается чем-то физическим, и в то же время сюрреалистичным, и, я бы сказал, что это до сих пор андеграунд – это ведь явно музыка не для всех. Тем не менее, я стараюсь изо всех сил передать этот странный и даже сумасшедший экспириенс стольким людям, скольким это только возможно. Неважно, идет речь о пятистах человек в Детройте или десятитысячной аудитории на Sonar – мне нравится, когда они спрашивают «что это, блядь, такое?», удивляются или просто не знают, что сказать. Я хочу, чтобы люди понимали: это то, чего они раньше не видели, это не очередной техно-диджей – это что-то совершенно ДРУГОЕ. Именно этим всегда и был Plastikman – чем-то ДРУГИМ.


  - Сколько времени и ресурсов ушло на подготовку нового шоу Plastikman? Все ли из задуманного удалось?

  - То, что вы видите в 2010 году под вывеской «Plastikmanlive»,началось «вроде как» в Монреале еще в 2004 году (речь идет о выступлении на фестивале цифрового искусства Mutek – прим. авт.). Тогда наш успех в контексте проведения единичного шоу был весьма сомнителен. Мы начали высокотехнологичный проект и пытались добиться синхронизации всей нашей аудиовизуальной презентации, что на тот момент нам оказалось не по зубам, откровенно говоря. Последующие четыре или пять лет мы провели в бесконечном турне: выступали как диджеи, делали широкомасштабные ивенты Contakt, все больше изучали технологии, добавляли в шоу светодиодные панели и проекторы во время моих выступлений, чтобы понять, как это все работает для тысячной и, к примеру, пятитысячной аудитории. Мы, попросту говоря, проводили эксперименты. И вот около полутора лет назад, после того, как мы, наконец, закончили проект Contakt, я решил, что следующим начинанием, в которое я должен буду вложить всю свою энергию и время, будет снова Plastikmanlive. Я собрал всю свою команду, с которой мы делали Contakt, все знания, которые мы за эти годы получили, и вместе мы постепенно начали создавать новую систему для Plastikmanlive. От начала работы до первого шоу-турне прошло больше года, много тяжелого труда ушло на проектирование, были и переделывание старых треков, и создание цифрового окружения, и дизайн новой визуализации, и разработка системы синхронизации – теперь, вроде бы, все работает (смеется – прим. авт.).
   - Ты уже давно работаешь с Али Демирелом по визуализации своей музыки, в том числе Али стоит за разработкой некоторых видеоклипов. То, что люди видят на экране во время нового шоу, - это старые заготовки, разработанный эксклюзивно для турне материал или что-то среднее?

   - Вся программа визуализации, видимая во время шоу, абсолютно новая и разработана эксклюзивно для Plastikman-перформансов. Весь процесс живого воспроизведения представляет собой цепочку, объединяющую визуальную и музыкальную составляющую, то есть меня, Али и моего друга Джаретта Смита. Смит является главным программистом software-продукта компании Derivative, который мы используем для наших шоу. Эта разработка называется «Touch Designer», она позволяет в режиме реального времени манипулировать вижуал-программой. Вообще, этот продукт был разработан для управления спецэффектами в киноиндустрии, поэтому можно сказать, что для генерирования изображения на светодиодных экранах во время моего выступления мы используем настоящие профессиональные киношные инструменты.

   Сейчас я постараюсь объяснить суть всего процесса более простым языком: во всех шоу, которые уже состоялись, звуковая составляющая могла и до сих пор может несколько отличаться, но изображение на экране всегда одно и то же – по большому счету, оно просто проигрывается от начала до конца каждую ночь. То, что мы разработали, – это система, которая представляет собой «внешность» каждой композиции. А «внешность» не может меняться: цветовая гамма всегда та же, в некоторых моментах должны появляться одни и те же «пузырьки» или «шарики». Но само развитие шоу – то, как некоторые вещи воссоздаются и передвигаются по экрану, – управляется вживую во время каждого из выступлений. Назовем само шоу, к примеру, книгой – в таком случае, ее главы трансформируются и перестраиваются каждую ночь. Получается, что каждый раз наше шоу – это что-то новое и захватывающее для публики.
   - В одном из недавних интервью ты сказал, что в стадии разработки уже находится новое шоу Plastikman в своей второй версии. Когда представится возможность его увидеть? Что изменилось?

   - Мы планируем продолжать существующее шоу, назовем его «Plastikmanlive 1.0», до марта следующего года в том виде, в каком оно сейчас существует. Затем у меня в планах перезапуск перформанса в октябре, на протяжении двух месяцев (октябрь-ноябрь), и это будет «Plastikmanlive 1.5». Но самое-самое интересное, я надеюсь, состоится позже, причем только в том случае, если промоутеры окажутся настолько сумасшедшими, чтобы позволить нам это совершить. Если все произойдет, как надо, то «Plastikmanlive 2.0» стоит ожидать к лету 2012 года. Конечно, это работа сравнительно долгосрочная, но все это часть одного процесса: я сейчас даю это интервью, я собрал весь свой существующий материал для проекта «Arkives» только для достижения одной цели –собрать вместе всех поклонников Хоутина и Plastikman, показать всем, чем я занимался последние семнадцать-восемнадцать лет. Смысл всего этого – сделать проект «Plastikmanlive» интересным еще для большего количества людей, чем сейчас, так как чем больше народа будет в этом заинтересовано, тем интересней, продолжительней и по-хорошему страннее будет становиться наше шоу.
  
- Рассматриваешь ли ты выпуск всех этих компиляций старых треков как единственный верный путь, такое себе построение плацдарма для выпуска новой музыки? Или же это самоцель для окончательной реализации старого проекта Plastikman?

   - В какой-то степени правдивы оба утверждения. Я вообще сейчас нахожусь в очень интересной стадии развития своей карьеры: у меня много поклонников по всему миру, которые с большим энтузиазмом относятся ко всей работе с M_nus и к диджею Ричи Хоутину. При этом часть из них, конечно, в это же время любит творчество Plastikman, но далеко не все. Я хочу посредством «Arkives» дать всем понять, кто же такой Plastikman: напомнить старым фанам и презентовать этот проект новым, таким образом, подведя их к образу Ричи Хоутина образца 2010 года, который отчасти является и Plastikman. Моя задача не только продвигать шоу «Plastikmanlive», но и готовить почву для нового материала. Мне хочется чувствовать свободу – чтобы люди понимали, куда ведет их проект Plastikman.
 
    - Выступая в качестве диджея, ты уже давно сформировал образ харизматичного Ричи Хоутина, вокруг которого все и крутится. Во время же перформансов Plastikman ты находишься за стеной LED-экрана. Почему важен этот момент?

   - Это важно в плане отношения людей. Они должны понимать, что Хоутин и Plastikman тесно связаны, оба «эго» исходят от одного человека, но в то же время это совершенно разные и отдельные проекты. У них различные индивидуальности. Хоутин – это экстраверт, диджей, который отрывается вместе с тобой, сходит с ума, танцует с поднятыми высоко вверх руками и – что очень важно – играет треки других людей. Когда я играю, я пытаюсь создать свой экспириенс, объединяя идеи других музыкантов – это одна сторона. Plastikman – вторая составляющая. Для меня этот проект всегда был связан с работой меня, Хоутина, в студии, с созданием очень личной и откровенной музыки. Вторая «личность» изолирована от мира (она – интроверт) и создает музыку экспериментальнее и уж явно более странную, чем та, которую все привыкли слышать от Хоутина как диджея.
   Эта разница играет роль и в том, как мы представляем две данных «персоны» публике. Нельзя было делать два разных шоу, где я бы просто находился на сцене в обоих случаях – отличия должны были проявиться. Я до сих пор остаюсь и буду оставаться компанейским парнем из тусовки в лице Хоутина, но роль Plastikman в другом, в создании отличного от привычного ощущения. Да, я до сих пор на сцене, иногда вспышки света вырывают меня из «заточения», но концепция шоу заключается в формировании целостного эмоционального эффекта, а не в ощущении близости ко мне.
  - Одно время в соцсетях шло активное обсуждение того, что твоя«Kompilation», состоящая исключительно из старых работ, получила оценку «5» от Resident Advisor, чего практически никогда не случается с новыми релизами. Вырази собственное мнение: заслуживает ли данный сборник столь высокой оценки?

   - Да, я видел это (смеется – прим. авт.). Лично я считаю, что любая компиляция, включающая музыку за последние семнадцать или восемнадцать лет, которая до сих пор звучит свежо, оставила свой след на музыкальном восприятии многих людей или же является актуальной и через столько лет после выпуска заслуживает пусть не максимальную, но уж очень высокую оценку, так точно. Каждый из треков, вошедших в этот диск, повлиял на разные, отдельно взятые поколения поклонников электронной музыки, и, безусловно, прошел проверку временем. Все это заставляет меня быть уверенным в том, что это прекрасная компиляция.

  - Большая часть (хоть и не вся) музыки Plastikman написана в Виндзоре. Сейчас, когда после длительного перерыва вышла новая пластинка «Slinky», ты живешь в чужой стране и постоянно «отвлекаешься» на диджейские гастроли и совершенно другую работу с M_nus. Насколько тяжело было снова переключиться на волну Plastikman. Как у тебя это получилось?

   - Дело в том, что мне не пришлось переключаться: «Slinky» был записан в 1995 году (истерично смеется – прим. авт.). Второй трек с этой пластинки, «Monkee» также был записан в 1995-ом. Мы так пошутили в пресс-релизе, запустив своего рода загадку в стиле «это новое или старое?». Почему мы так сделали? Идея возникла на волне всех этих разговоров: «Заслуживает он оценку 3 или оценку 5?», «Что такое Plastikman?»,«Почему вокруг Ричи такой большой хайп?» и так далее. Сейчас «Slinky» – один из самых играемых мною треков и один из наиболее «пиковых» в моих сетах. Он работает на танцполе не потому, что людям вдолбили в голову, что это классный трек – я играл его четыре или пять месяцев до релиза. Это просто хорошая композиция, и при этом она не похожа ни на что из выпускаемого сегодня. Звучит ли она, как трек 95-го года? Не знаю - возможно, в какой-то степени да. Похоже ли на то, что такая работа могла быть записана в 2010-ом? Вполне, я думаю. В этом и заключается сила «Kompilation», «Arkives» и «Slinky».
Сейчас я попал в очередную интересную ситуацию: это завершение старых работ – после выхода «Arkives» не останется больше никаких неиспользованных материалов, все получат то, что надо было услышать. Возможно, останутся какие-то отдельные неопубликованные куски работы, но я их воспринимаю как просто какие-то глупые эксперименты, которые никто слушать и не захочет. Теперь же все возвращается к пустому эскизу, это начало новой главы для Хоутина и Plastikman. Я хочу посмотреть, как новый материал будет себя показывать на уровне живого шоу и на уровне студийной записи.
   Ты знаешь, на самом деле, я сейчас как раз в Виндзоре, я прилетел сюда пару часов назад и в данный момент завтракаю с друзьями, смотря, как ни странно, в направлении Детройта… Это очень забавное совпадение, что ты задал мне данный вопрос именно в это время.
   - В связи со всем вышесказанным, не могу не задать следующий вопрос: стоит ли нам ожидать нового альбома от Plastikman и как скоро?

   - Я собираюсь вернуться сюда, в Канаду в следующем году – это произойдет в январе, феврале или марте – и начну записывать свой новый материал. Пока что я не знаю, во что это все выльется: в новый альбом или новый сингл – но абсолютно уверен я в целях, которые перед собой ставлю. Мне хочется развить проект «Plastikmanlive» в самый сумасшедший и громкий экспириенс, которого можно достичь в качестве живого электронного артиста. Для этого мне, естественно, понадобится новый материал – как музыкальный, так и «вижуалы». Мои ближайшие планы связаны с реализацией намеченной программы. Как я уже говорил, я не знаю, что это будет. Мне самому интересно, что из этого получится, и куда оно нас всех приведет.
   - Последний вопрос - о проекте «Arkives». Данный релиз, как ни крути, имеет ностальгический привкус и в то же время довольно высокую цену. Как велики твои коммерческие ожидания касательно него? Я знаю, что вы собираетесь издать ровно столько копий, сколько получите предзаказов, но есть ли какие-то, хотя бы приблизительные расчеты?

   - Вся штука в том, что строить какие-то прогнозы в данном случае чрезвычайно тяжело. Я действительно не представляю, чего ожидать, но знаю, что нам обязательно нужно продать хотя бы тысячу штук, чтобы покрыть расходы на тираж и сделать этот проект рентабельным. Конечно, если просто выпустить CD или download-версию, то можно реализовать тысячи и тысячи копий, но то, что делаем мы, – это премиум-продукт. Он не для массовой аудитории, не для всех. Если честно, я не хотел выпустить очередной двух– или трехдисковый «бокс», раскинуть его по музыкальным магазинам и рекордшопам и позволить ему там собирать пыль на полках. Я желал издать это для настоящих поклонников электронной музыки и Plastikman, для тех, кто знает и понимает, что это уникальная возможность для них. Откровенно говоря, при любом исходе – продадим мы пятьсот копий, тысячу, две или пять – данный продукт дойдет исключительно до людей, которые чувствуют связь с тем, что я пытаюсь делать. Поэтому независимо от того, заработаем мы на этом или потеряем, я буду считать «Arkives»успехом. Ведь электронная музыка – это большое сообщество, цель которого – объединять людей. Я расцениваю этот проект как часть своего пути, как возможность оставаться верным своим идеям и интегрировать их в свою профессиональную карьеру. Это мое кредо – я стараюсь ему следовать и с Plastikman, и с Хоутином, и с M_nus. Название и имя в данном случае не играют большой роли.
Интервью: Игорь Глушко
 

Избранная дискография Richi Houtin

 
 
Plastikman: Sheet One, 1993
Plastikman: Musik, 1994
Plastikman: Recycled Plastik, 1994
Plastikman: Consumed, 1998
Plastikman: Artifakts, 1998
Richie Hawtin: DE9: Closer to the Edit, 2001
Оцените статью