Интернет бизнес

Запускаем свой стартап в онлайне. О запуске стартапа в онлайне и работающих к нему подходах.

Казалось бы, о стартапах столько написано и проведено море конференций, что уже хватит, но самое лучшее - это получить свой опыт или им поделиться. Хочется поделиться своим опытом запуска нескольких стартапов в онлайне, о подходах и ценностях, которые нужно приобрести в ходе работы над проектом, онлайн бизнесом. Начну с самого начала и о том, что сразу важно в первую очередь, о подходах, о команде и ценностях стартапа. Казалось прибыль самое ценное в стартапе скажете Вы? Ну, уж нет -)

Начнем мы с нуля . Что такое стартап? Стартап - это всегда новое не для рынка, а для Вас, стартап - это новый старт, новый чистый лист, с которого вы начинайте свою жизнь, это то, что было вначале, это новый драйв и начало нового пути! Вы можете запускать проект для себя, а можете подготовить к продаже, так сказать заработать на стартапе с последующей его перепродажей.

Все начинается обычно с гаража или с большой пустой комнаты, в которой сидят люди и что-то задумывают так сказать “свое”. Начинается в с идеи проекта или его прототипа. Принято искать идеи зарубежом смотреть на проекты, как они работают, и переделывать уже под российский рынок. Самые успешные в онлайне - это американские модели, так как интернет в Америке более развит, чем в России.  Логика верная если там работает, то и у нас тоже. Можно взять русский клон и запустить, тоже можно выиграть, но на сервисе. У меня все началось с пустой комнаты, в которой один француз сказал удивительную фразу; 'У тебя будет столько денег сколько ты захочешь!" , и я ему поверил. Эти слова я буду помнить всю жизнь!

Почему лучше брать американский опыт, потому что каждый американец полностью погружен в веб и так сказать является его потребителем, интернет в Америке уже стал частью жизни, он там на самом высоком уровне, американец живет в интернете и поэтому у них онлайн модели работают.

Где рождаются правильные идеи? Идеи рождаются на небесах, в невидимом мире и приходят они самым лучшим людям на Земле в голову, а работающие бизнес идеи приходят только избранным предпринимателям, которые видят возможность заработка в интернете, если область и проект востребован зарубежом то значит , он будет востребован у нас. Да в какой то мере так есть, только с одной оговоркой , у нас работает то, к чему человек привык, что он знаете, на что у него сформирован спрос. Книгу он готов купить в интернете, так как уже многие попробовали и уже знают что такое. А вот продукт или услуг, которая новая в его жизни,  к ней он должен привыкнуть и понять, что она ему дает. Важно когда проект формируется на уровни идеи, важно, чтобы продукт что-то давал клиенту, и обозначенная ценность была клиентом достижима при пользовании проектом, его продуктами и услугами. К примеру, покупка онлайн игры понятна: для чего купить и пройти игру, чтобы получить удовольствие.

После идей нужно сформировать бюджет и далее уже нужно понять основные показатели онлайн бизнеса, которых мы будем придерживаться. У любого бизнес есть цель заработок и в онлайн бизнесе также такая цель есть. Есть пользователи, есть продукт, они им пользуются и проект получается прибыль и растет, растет и еще раз растет. В основе любого онлайн стартапа есть сайт.

Сайт в онлайн бизнесе –это не просто html странички – это инструмент и  продукт, который позволит пользователям регистрироваться, проводить оплаты услуг и так сказать пользоваться вашим детищем за получаемую взамен ценность. Без ценностей от проекта никуда! Сайт вещь – это длительная , а что главное в стартапе всегда?

Важно время. Время в стартапе основа основ, ведь чем быстрее вы проходите все этапы, тем быстрей начнем получать оборот и прибыль. На этапе "сайт" можно остаться очень долго, либо дальше его не уйти. Если у вас в команде только программисты вы так и останетесь на этом этапе, так как программист программирует всегда , пока есть что программировать и даже если нету. Их роль в проекте техническая поддержка проекта не более того! Программист, который создал сайт не должен заниматься маркетингом или клиентами, ни в коем случае. Меняет роли в ходе проекта только один человек - это руководитель проекта, он один человек оркестр, много руководителей не должно быть, иначе получится как в басне Крылова -)

В стартапе очень важна скорость, так как крылатой идеей проекта все участники проекта окружены и по началу именно идея и перспектива двигает всех вперед. Помните этап “сайт” может затормозить весь онлайн бизнес, и даже разрушить если он не получится. Поэтому важно чтобы в команде стартапап был кто? Верно был интернет маркетолог, желательно с опытом.

Тот кто может сделать правильный сайт, разбирается в дизайне, может написать ТЗ и потом продвигать проект. Команда стартапа может быть небольшой, Но очень важно распределение ролей, в стартапе важно чтобы все двигались вперед параллельно и одновременно. Поэтому и текст моей статьи написан как раз так сказать параллельным языком, так как одновременно происходит очень много событий, по которым руководителю проекта придется постоянно принимать решения. На этапе "сайт" есть два варианта либо проект перейдет в следующую фазу развития, либо никогда не будет запущен. Он будет запущен только тогда, когда команда правильная, не по количеству людей, а по распределению ролей в проекте, и он никогда не запущен если в команде будет ошибка. Вообще всегда перед запуском проекта пройдите консалтинг у экпертов рынка, у тех кто хотя запустил 5-10 стартапов. Не начинайте проект с теми, кто никогда ничего подобного не запускал в вебе, у кого тольно идея, где-то услышанная.

 Итак мы запустили сайт у нас есть команда, а что дальше? А дальше нам нужен маркетинговый план продвижения. Не офис -), а план продвижения в офисе. Для чего? Чтобы двигаться вперед!. Вообще именно важно двигаться в стартапе вперед каждый день, от того как слаженно будет работать команда и будет завить успех. Чаще всего в стартапе нужно приготовиться к графику с 9 до 9 (а то и до 12 ночи пахать придется каждый божий день)!, в этом режиме идеально работать сразу первые 3-6 месяцев, без выходных и отпусков, никакого моря-)! далее если пойдут деньги, то можно переходить на щадящий режим. Помните люди не роботы им нужно давать отдыхать, а как известно загнанных лошадей пристреливают. Что это значит? К сожалению, если на первой недели от идеи до начало работ по сайту все настолько подзаряжены, то уже через 3 месяца не всех члены команды захотят продолжать двигаться вперед. Тогда что делать? Придется команду менять, нужно всегда поддерживать правильный активный микроклимат в команде, все должны быть всегда вдохновлены каждый день иначе ничего не получится. Энтузиазм - это классное слово, оно нам как раз подходит и позволяет быть впереди.

Итак, у нас правильная команда, у нас есть сайт, мы разработали маркетинговый план, как же увидеть первые деньги? Понимаете человек устроен, так что любит бесплатное и поэтому нужно первое время продукту дать бесплатно попользоваться, для начала дать его друзьям на съедение и далее отшлифовав уже запускать платное продвижение. Без продвижения у нас никуда. Если о вас не слышно, то и о продукте никто не услышишь. С самого начало вам нужно зафиксировать основные KPI проекта и первый год их фиксировать каждый день. Ведите постоянно Excel табличку с датами и показателями. Среди показателей могут быть трафик, регистрации, покупки, оборот, посещаемость, посещаемость и еще важно посещаемость. Очень важно сразу установить планку, на которой вы будете каждый день держать посещаемость проекта, и привлекать все новых и новых потенциальных клиентов, что они пробовали продукт, а потом о нем рассказывали всем вокруг, и эта посещать не 100 пользователей в день..Поймите, если вы видите что у вас 0 по каким KPi сразу нужно что-то делать.

Когда все запущено и KPI по дням не нулевые, то это значит нужно подумать следующем, а именно о CRM, о сервисе, о том что клиенты должны возвращаться, они будут возвращаться в том случае если ваш продукт или услуга им что-то дают или же если ваш проект интересен, он на слуху, его обсуждают, о нем пишут. Значит, в команде должен либо быть, либо появится человек, который отвечает за CRM, кто будет работать с клиентами, их возвращать.  Что в онлайне возвращает пользователей? Маркетинг и рассылки, рассылки по Вашей базе. Нужно понимать не только получат новых и как работать с текущими, их нужно ласкать, как мама ласкает свое дитя по головке ручкой -) Если вы прошли, данный этап то модель работает у вас есть команда, ваш сайт работает, KPI выполняются, CRM работает, можно строить планы на квартал..

В правильно стартапе всегда есть прогнозы, планы и все рассчитывается, есть документы. Нельзя, чтобы не было ответов на вопросы. Какие у нас вчера были показатели и что ждем завтра. Прогноз строится на основе конверсий, это нужно уметь считать. В команде должен появится сразу или после прохождения первых этапов бизнес аналитик, которые четко замеряет, все показатели и участвует в планировании. Конечно, стартап подразумевает наличие людей оркестров, которые много чего умеют, но помните не одно и тоже когда проекту 0 лет и 1 год и два. Тех, кто был вначале с Вами, уже может через 6-12 месяцев не будет. Но если вы четко распределите роли и будете знать KPI каждый день, то тогда вы сможете свою команду постоянно дополнять. На основе данных строим еженедельные графики. График из прямой линии вверх говорит о том, что проект растет, если форма линии иная, то нужно наблюдать от каких параметров и, что меняется, график, направленный вниз говорит, что проект по сути пока только стартует. 

Есть конструктор Лего, когда ребенок из деталей собирает модель, в бизнесе также нужно, чтобы модель каждый момент времени была в собранном виде. Также как в автомобиле тысячи деталей, но убери из нее 100 деталей что получится? Автомобиль будет неисправен и никуда не поедет. Поэтому ключевая роль в проекте у руководителя проекта. Именно он ведущий и именно он двигатель. Проект меняется со временем и меняется, как меняется и жизнь. Модель в бизнесе можно и нужно периодически менять на начальных этапах смотреть и наблюдать, как все работает. Убежден, что успех проекта зависит от правильно распределение ролей в команде, все необходимые роли должны быть заняты, если четкого распределение нет, то у проекта в будущем успеха не будет.

В любом стартапе можно ответить на вопрос: почему проект хорошо работает или у него все плохо, это можно сделать по отчетной документации и различным показателям. Не забывайте их вести сразу! Их ведет руководитель проекта, если он не умеет их вести, значит, он не руководитель. Если в проекте нет руководитель, то он долго не проживет.

Стартап – вначале своего пути это творчество и нужно вести показатели и что-то менять в проекте регулярно. Да хорошо получить инвестиции, и на них нанять команду и продвигаться, но помните инвестиции придется вернуть или отдать за них проект. Даже если вам придется отдать проект не расстраивайтесь вы получите лучший опыт кВ бизнесе и сможет попробовать себя в другом проекте.

В целом именно стартап развивает и проверяет человека лучше всего, именно он показывает реальную ценность личности. Это своеобразная игра, но игра по-крупному!

Если даже его придется отдать инвестору или продать, не слишком огорчайтесь, так как полученный Вами опыт в стартапе самый лучший и бесценнный. Именно стартап вам даст, создаст ту самую дельту,которая Вас будет отделять от обычных смертных и даст вам саое лучшее превращение в будущем.  

Кого слушать?
Только тех, кто запускал сам стартапы и прошел все начальные этапы и вышел на некоторый оборот.  Кто реально сделал сам. Just do it -)

Кого не слушать?
Всех остальных -)

Бывает ли стартап без бюджета?

Встречный вопрос, а бывает ли колбаса в магазине бесплатной? Если бывает, то и стартап без бюджета тоже бывает..

Какими книгами вдохновляться?
Лучше всего американскими авторами. Прочитайте только эти 4 книги и вперед! -)

1.    Гай Кавасаки “Стартап. 11 мастер-классов”

2.    Брэд Фелд, Дэвид Коэн Стартап в Сети. Мастер-классы успешных предпринимателей

3.    Брайан Трейси “Выйди из зоны комфорта”

4.   Наполеон Хилл "Думай и богатей"

Автор: Трепольский Дмитрий, июль 2015

 

Оцените статью