Кино

Алексей Жарков: От стрессов спасает влюблённость

— Алексей Дмитриевич, сколько у вас на счету ролей в кино?

— Да, пожалуй, более сотни. И я не стесняюсь говорить о своем участии в фильмах, где я сыграл пусть даже маленький эпизодик. Я считаю, что это все равно моя работа, моя роль. Все равно я вкладываю туда частицу своего «я» и стараюсь, чтобы мой персонаж был совсем не «проходным».

— А что должно быть в предлагаемой вам роли, чтобы вы не смогли от нее отказаться?

— Само предложение! Если мне предлагают какую-то роль и если мне позволяют время и физические силы, я сразу с удовольствием соглашаюсь. Ну силы, слава Богу, пока есть, а вот со временем сложнее — оно так быстро летит, что ничего не успеваешь! Но, если есть время, я с радостью принимаю любое приглашение. Потому что везде, в любой роли можно найти «изюминку», интересный поворот в характере, в человеческом состоянии. Меня это всегда интересует. Я сыграл Ивана Грозного в театре и был очень рад предложению Бориса Бланка сыграть ту же роль в фильме «Кремлевские тайны XVI века», о последних днях Ивана Грозного. Другая пьеса, совсем другие обстоятельства, другие взаимоотношения, период жизни другой, другая энергетика… Это было потрясающе! Я был просто счастлив! В тот период во мне еще не остыло ощущение сценического Ивана Грозного, а тут, в кино, иные выразительные средства, иная эстетика, иной язык… Все это здорово! Ну как можно отказаться от такого предложения?

 

— Герои, сыгранные вами, оставляют что-либо внутри вас?

— Мне кажется — да. Практически каждая роль оставляет отпечаток в душе, это естественно. Я ощущаю это иногда с радостью, а иной раз — с ужасом! Мне кажется, что во мне есть и частица Ивана Грозного, и частица Ван Гога, и революционера Ивана Бабушкина, и многих-многих прочих. С одной стороны, наверное, это обогащает меня как личность. Но в то же время некоторые роли попросту зверски растрепали меня. Потому что как бы там ни было, а все-таки «бациллы» характеристик, свойственных моим героям, существуют, наверное, и во мне самом.

— Как вы считаете: нужна ли актеру спортивная подготовка или это необязательно?

— Это просто необходимо! Сама профессия актера требует от человека таких простых, казалось бы, качеств, как терпение, выносливость, физическая сила, чтобы «крепкая жила» была. Это — обязательно! Это — закон профессии! Устав ее, если хотите, требует, чтобы, по крайней мере, мужчина-актер был физически здоровым человеком.

 

— А вы занимаетесь спортом?

— Конечно! Раньше занимался активно, да и сейчас иногда, когда на фестивалях собирается наша актерская футбольная команда, мы устраиваем матчи. А я на воротах стою. Еще могу без ложной скромности сказать, что очень неплохо играю в настольный теннис, волейбол и баскетбол. Вообще-то я, честно говоря, по своей натуре командный игрок. Естественно, что каждый человек хочет себя утвердить, личностно проявить. Но мне лично больше нравятся командные виды спорта, в которых присутствует страсть коллектива. К сожалению, на сегодняшний период жизни мне редко удается выкроить время для участия в каких-то товарищеских матчах. Но, если такая возможность выпадает, я с удовольствием играю в футбол, волейбол.

— Я так понимаю, что вы — азартный человек?

— Да, наверное. По крайней мере, когда игра идет бойко и интересно, я «завожусь», конечно. Замечательный период жизни был, когда мы в Пущино снимали фильм «Парад планет». Мы все вместе жили в гостинице, под окнами которой были теннисные корты. И мы практически все свободное от съемок время проводили там — играли в большой теннис. Ну и в футбол, конечно, тоже. Мы там провели, по сути, все лето. Такое у нас выдалось спортивное и азартное лето! Это было здорово! «Команда» подобралась совершенно удивительная — настоящие талантливые люди! Вы их всех хорошо знаете по фильму: Олег Борисов, Сергей Никоненко, Александр Пашутин… Да всех подряд можно перечислять! Нам было интересно вместе и на съемочной площадке, и вне ее. Наверное, от этого и картина получилась глубокой и умной. Конечно же, все это с подачи Александра Миндадзе и Вадима Абдрашидова — именно они «мозговой центр» всего этого дела.

— У вас были когда-нибудь экстремальные ситуации на съемках?

— Конечно, и немало! И это тоже одна из составляющих нашего актерского дела. Но я не люблю об этом рассказывать. Пусть это останется тайной для зрителей.

— А как у вас со здоровьем? К врачам обращаетесь?

— Возраст, конечно, уже дает о себе знать, но к врачам обращаюсь очень редко — только по крайней необходимости. Сказал же кто-то: «Врачи — сподвижники смерти». Ужас!..

— Актерской профессии, как, впрочем, и всей нашей жизни, сопутствуют стрессы. Вы — переживательный человек?

— Ой, да!.. Я вспыльчивый. Очень близко к сердцу все принимаю — даже самые, казалось бы, незначительные пустяки. Но, наверное, это нормально…

— Это говорит о том, что вы — неравнодушный человек!

— Да, вероятно. Как это говорится?.. «Не бойся врага — самое страшное, что он может сделать, — это убить тебя. Не бойся друга — самое страшное, что он может сделать, — это предать тебя. Бойся равнодушия, которое порождает и убийство, и предательство». Тут тоже, по всей вероятности, профессия отпечаток накладывает. Потому что для актера все кажется важным, необходимым, волнительным. Может быть, я неправ. Но когда тебе что-то важно, тогда и возникает волнение, нерв определенный.

— И истинные чувства. А как справляетесь со стрессами?

— По-разному. Некоторые думают, что актеры чаще всего разряжаются через алкоголь, который успокаивает… Нет! Лично меня спасает ощущение влюбленности. Я знаю точно, что это так. Я постоянно влюбляюсь, я люблю. У меня есть семья, которая вот уже 30 лет вдохновляет меня, понимает меня, и знаю, что любит меня. А сложности, конечно, бывают, как у всех…

— Главное, что есть влюбленность!

— Да! Есть влюбленность!..

Алексей Жарков избранная фотография

1983 — Торпедоносцы — старшина Черепец
1984 — Мой друг Иван Лапшин — Окошкин
1984 — Парад планет — Руслан Слонов, «Слон», грузчик
1984 — Блондинка за углом — рабочий универсама
1987 — Десять негритят — Уильям Блор
1987 — Жизнь Клима Самгина — Владимир Васильевич Лютов, купец 1-й гильдии
1988 — Дама с попугаем — Сергей Алексеевич, механик в аэропорту
1988 — Криминальный талант — Сергей Георгиевич Рябинин, следователь прокуратуры
1988 — Город Зеро — следователь
1989 — В городе Сочи тёмные ночи — Степаныч
1991 — Не будите спящую собаку — Чибис
1991 — Чокнутые — Александр Христофорович Бенкендорф

Оцените статью