Искусство

Человек-праздник Андрей Бартенев

Андрей Бартенев

Его яркую персону ни с кем не спутаешь. В 93-м Третьяковская галерея, оплот русской классической живописи, пригласила Бартенева устроить авангардный перфоманс "Снежная королева", за ней последовали престижные Роял-фестивал-холл и Театральный музей Виктории и Альберта в Лондоне. До середины марта его персональная выставка «Disco-nexion» работает в лондонской галерее Riflemaker.

Андрей БартеневАндрей, что происходит в современном искусстве в Москве? Совсем недавно общественность взволновала новость о том, министр культуры РФ Александр Соколов назвал «порнографией» работу группы «Синие носы» под названием «Эра милосердия», на которой в березовой роще целуются два милиционера.

По-моему, хорошо, пускай целуются, нежели друг друга убивают. И вообще, лучше, если бы все на планете целовались. Мое искусство нацелено на абстрактные эмоциональные воздействия. Если министерский контроль дойдет до рецензирования эмоциональных воздействий, когда они поймут, что это нужно фильтровать, то, наверное, я тоже попаду в список неблагонадежных художников. На уровне социальной активности мне нечего сказать, потому что социальная жизнь в России меня никогда не интересовала. Ни политика, ни режим, ни высказывания, тем более структура, которая обслуживает политические круги. Все эти вещи не входят в категорию вечных ценностей, это все преходящее и связано с теми или иными финансовыми интересами, и не более того. А деньги меня вообще мало интересуют. В этом знаке нет никакой положительной энергии. Меня интересуют воздух, солнце, вода и люди, которые в своей душе могут открывать цветы.

Расскажите о вашем участии в 52-м Венецианском биеннале.

Русский павильон всех очень удивил. Я знаком со многими ведущими британскими арт-критиками, и они мне все время говорили: русский павильон слабый, смотреть нечего. В этом году на роль куратора была приглашена директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, а комиссаром стал Василий Церетели (исполнительный директор московского Музея современного искусства. - Ред.). Ольга Свиблова подняла совершенно невероятную для русского павильона сумму в 1 млн. евро, пригласила меня, арт-группу «АЕС плюс Ф», художников Арсения Мещерякова, Юлию Мильнер и Александра Пономарева. Это была очень сильная команда людей, амбициозных, талантливых, с неожиданными мыслями, проектами. Инсталляция «Клик и Хоуп» 21-летней Юлии Мильнер - она занимается медийными проектами в Интернете - дала название всему российскому павильону, и все, кто приходил туда, говорили, что не ожидали от России такой супертехнической качественной экспозиции. Неважно, что мы не получили ни одного приза, зато у нас побывали все ведущие галеристы, кураторы, музейщики. Я знаю, что «АЕС плюс Ф» были сразу проданы в двадцать музеев мира, у них очередь на инсталляцию.

Андрей БартеневА что вы выставляете в Сохо?

Это такое диско, или диско-некшн (от английского disconnection - разъединение, разрыв. - Ред.), когда меняющийся свет меняет настроение и восприятие окружающего. Это принцип дискотеки. Так же как и дискотека в клубе одновременно объединяет и разъединяет людей. Там можно встретить кучу людей и, выйдя из клуба, забыть их навсегда.

Какую музыку вы любите?

Жанну Агузарову, как и прежде. Считаю, что она как была суперзвездой, так ей и осталась. Стоит послушать ее экспериментальные записи конца 80-х - начала 90-х годов. Я был на нескольких концертах, где ей был сделан блестящий звук, а она это чувствует.

Как сейчас выглядит ваша студия?

Моя студия размером с небольшую комнату. Посередине стоит стол, двухъярусная кровать, все завалено книгами и DVD-дисками, на столах стопками разложены картины, а у стены лежит такая гора одежды - гора, - и я просто выщипываю оттуда какие-то предметы. Если я куда-то еду, то не беру с собой много одежды, покупаю на месте. А потом я все везу в Москву и складываю в эту гору. (Смеется.)

Каким вы были в 18 лет?

В 18 лет я учился на факультете театральной режиссуры в институте искусств в Краснодаре, а одевался я… Я бегал в греческих сандалиях, в каких-то туниках. Не понимаю, как в конце 80-х со своим максимализмом я выжил, потому что это было стрессово иногда. Но тем не менее мой максимализм притягивал точно таких же людей, и мы дружным комом катились по жизни. И я все время встречаю таких прекрасных людей, и это дает мне силы и открывает невероятные перспективы. Я счастлив и доволен оттого, что так происходит.

Наверное, друзья частенько одалживают вещи?

Андрей БартеневЯ очень много одежды отдаю. Жизнь - для удовольствия, конечно. Нужно его получать и доставлять другим людям.

Вы всегда были нонконформистом, но не кажется ли вам, что сегодня молодые люди в России довольно сильно зависят от мнения окружающих?

В этом есть культурная проблема. Россию сейчас интересует, насколько выросшие молодые люди могут быть ориентированы на те же ценности, что и те, кому за 40. Вам 19-18 лет, и если вы в 18 лет можете зарабатывать деньги, то вы должны мечтать о квартире, "бентли" и блондинке на высоких каблуках. Вот это страшная реальность российской и всей жизни. Если вы хотите иметь и обслуживать именно эти ценности, вы должны иметь определенные политические взгляды, определенную государственную структуру, армию, со всеми вытекающими последствиями. Конечно, молодому человеку с пытливым сознанием в России сейчас делать нечего. Абсолютно. Если у него есть возможность, надо ехать учиться в Европу под любым предлогом. Я стараюсь как можно меньше времени проводить в Москве. Делать там мне нечего. В России я не делал перформансы лет пять. Мне чужд российский арт-рынок. Там мне совершенно неинтересно.

Где вам живется комфортнее всего?

Везде, кроме России. Россия - довольно провинциальная страна, комплексы абсолютно провинциальные. Кричать, что ее бархатные занавески - это пик цивилизации, очень смешно. Это сознание маленькой страны. Что из этого вырастет, не знаю. Обычно вырастают большие агрессоры, большие диктаторы. Чем доброжелательнее страна, чем она более открытая, чем больше отдает, тем больше получает.

Единственно мое самое любимое сотрудничество - с Московским домом фотографии с Ольгой Свибловой и с Васей Церетели из московского Музея современного искусства. Оно очень успешно, потому что весь коллектив музея - это молодые ребята. Невероятно энергичные, открытые для всяких идей, и я получаю огромное удовольствие от работы с ними. И еще мое сотрудничество с книжным издательством "Вам".

Андрей БартеневЧем планируете заняться в будущем?

Я планирую уехать в Индию и затем два месяца преподавать в Норвегию. Я приглашен московским Музеем современного искусства быть одним из кураторов первого молодежного арт-биеннале в Москве. Начинаю работать над детской книжкой, которая называется "The Snow Monkey". Это такая снежная обезьяна. Она живет в Японии.

Любите животных?

Я очень люблю животных. Мне кажется, они самые разумные существа. Ничего плохого для планеты, природы не сделали. Люди очень жестокие существа.

Вы помогаете молодым художникам?

Я стараюсь, потому что я вижу, как им тяжело. Когда ты молодой, тебе нужно какое-то слово, мысль извне. Нужен кто-то, кто мог бы сказать: "Я проходил эту дорогу. Это интересно, а вот то неинтересно". С другой стороны, когда ты живешь в таком современном мире, прагматичном и материальном, тяжело сохранить и выразить свои таланты. Поэтому я осуществляю большую образовательную программу в России. 23 декабря в российской галерее Зураба Церетели открыли фестиваль иллюстрации «Институт улыбки», где представлено около 600 работ двух сотен художников, занимающихся графическим дизайном.

Помимо этого, я делаю книги - например, одна из них посвящена истории российского боди-арта. Вышла другая книга - «Великолепный иллюстратор блестящей жизни», которая посвящена теме русских иллюстраторов и истории русских журналов "Птюч", "Жалюз". Журналы давно закрылись, однако они внесли мощную динамику в российскую молодежную культуру.
 
Автор: Светлана Граудт

 

В интервью радиостанции «Эхо Москвы» художник, мастер авангардного перфоманса, модельер и иллюстратор Андрей Бартенев заметил, что не видит разницы между искусством и стебом. Это и разделяет любителей современного искусства на его поклонников и людей его недолюбливающих.

Оцените статью